Приложение к Программе дополнительного образования МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная флористика» для учащихся 7-11 лет (срок реализации - 4 года) Направленность: естественнонаучная 1 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы 1.2. Уровень освоения программы 1.3. Актуальность программы 1.4. Новизна программы 1.5. Отличительные особенности программы 1.6. Адресат программы 1.7. Объем и сроки освоения программы 1.8. Формы организации образовательного процесса 1.9. Режим занятий. Наполняемость группы. 1.10. Цель и задачи программы 1.11. Планируемые результаты 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3 4 4 4 4 4 5 5 5 5 6 8 12 14 39 39 41 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня проблема разобщенности человека с природой стоит особенно остро. Бетонные улицы, отсутствие или малое количество растительности, резкое сокращение площади лесных массивов. Отсюда становится понятно, что изучение растительного мира, способов выращивания растений, знакомство с условиями их жизни и знакомство со способами сохранения их во флористических работах, является особенно актуальным для детей. Для решения проблемы приобщения детей к сохранению растений во флористических композициях была разработана программа «Флористика». Флористика – это раздел ботаники, занимающийся изучением и систематическим описанием видов растений, образующих флору земного шара или определенных его частей Но Флористика – это еще и один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором художник вместо красок использует цветочные лепестки, листья, травы, а также специальные искусственные материала. Это выражение фантазии, творческих порывов, и чувств человека посредством живых и сухих даров растительного мира. 1.1. Направленность программы По виду деятельности программа имеет естественнонаучную направленность. Она ориентирована на практическую и познавательную деятельность. Программа способствует формированию знаний и умений в выбранной деятельности, социализации обучающихся, развивает творческие способности, создает условия для развития личности ребенка. 1.2. Уровень освоения программы Данная программа реализуется на стартовом уровне. Содержание программы соответствует стартовому уровню, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала и его минимальную сложность для освоения содержания программы. На данном уровне учащиеся осваивают общие представления об особенностях растительного мира, развитию интеллектуальной деятельности, формируют у учащихся чувство любви к малой Родине, развивают умение видеть и понимать красоту природы, желание узнать больше об особенностях своего края. 1.3. Актуальность программы 3 Предметы быта и декора интерьера, созданные своими руками из экологически-чистого материала, положительным образом влияют на наше душевное состояние, стимулируют умственную деятельность и творческую активность. К тому же интересен не только результат, но и сам процесс творчества, реализации задуманного. Творческая активность благоприятна не только для общества, но и для самочувствия человека. Творчество помогает легче пережить невзгоды, наполняет жизнь радостью созидания, общения, преодоления, достижения. Занятие таким увлекательным делом, как работа с природным материалом, воспитывает чувство творческого восприятия природы и искусства. 1.4.Новизна программы Новизна программы в том, что она по тематической направленности интегрирована, т.к. процесс образования осуществляется по нескольким направлениям деятельности. В ней сочетаются изучение различных разделов флористики, биологии и экологии. За отделом закреплен учебно-опытный участок, где обучающиеся знакомятся с основами выращивания и заготовки растений. Выращенный и заготовленный экологически-чистый материал, используется детьми при изготовлении флористических композиций. Такая практика формирует у детей любовь к труду, бережное отношение к природе и окружающей среде. . 1.5. Адресат программы Образовательная программа «Флористика» адресована детям младшего школьного возраста 7-11 лет и реализуется с учетом их возрастных, психологических и психофизических особенностей. 1.6. Объем и сроки освоения программы Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Флористика» рассчитана на 72 часа. 1.7. Формы организации образовательного процесса Программа первого года обучения строится из разделов «Особенности мира растений в изготовлении коллажа», «Деревья русского леса в изготовлении коллажа», «Деревья русского сада в изготовлении коллажа» Программа второго года обучения состоит из разделов: «Травянистые растения открытых мест в изготовлении панно», «Растения цветника в изготовлении цветов из ткани», «Комнатные растения вы изготовлении композиций для интерьера», «Травянистые растения леса в изготовлении композиций из сухоцветов», «Травянистые растения водоемов и влажных мест в изготовлении пейзажных композиций». 4 Программа третьего года обучения состоит из разделов «Цветковые растения в изготовлении букетов на живых стеблях», «Папоротники в изготовлении букетов в смешанной технике», «Мхи и лишайники в изготовлении флористических открыток». Программа четвертого года обучения состоит из разделов «Водоросли в изготовлении миниатюрных настольных композиций», «Грибы в изготовлении миниатюрных настенных композиций», «Одноклеточные растения в изготовлении миниатюрных подвесных композициях». 1.8. Режим занятий в группе и ее наполняемость Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с одним перерывом. Занятия осуществляются с группой детей, наполняемость групп 1 года обучения 8-15 человек, 2 года обучения 8-12 детей, 3 года обучения – 10-12 детей, 4 год обучения – 8-10 детей. Уменьшение числа обучающихся в группе объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала. В группе могут заниматься одновременно дети одного возраста. Условия набора детей: принимаются все желающие подходящего возраста. 1.9. Цель и задачи программы Цель программы: развивать творческие способности обучающихся средствами проектно-практической деятельности в области флористики, экологии и биологии. Задачи: - Формировать ключевые знания обучающихся в предметных областях ботаники, экологии, флористики; - Формированию у обучающихся умения и навыки работы с различным природным материалом; - Развивать творческие способности обучающихся через выполнение творческих заданий разного уровня; - Воспитывать организационно-волевые качества. Отличительные особенности данной программы: - Программа начинается с изучения жизненных форм растений. - Много времени уделяется изучению различных растений (полевых, лесных, прибрежно-водных, комнатных) - Практические работы имеют несколько вариантов. Обучающиеся имеют право выбора с учетом своей усидчивости и скорости усвоения материала. 5 - Программа предусматривает освоение работы с различным природным материалом (береста, засушенные листья, засушенные цветы, шишки, желуди, каштаны, скорлупы орехов, мох) - Данная программа опирается на авторскую наглядно-методическую базу и флористическую продукцию, выращенную на участке. - В рамках программы предусмотрено овладение методикой проектной деятельности, коллективно-творческими делами. Программа реализуется через основные направления деятельности: - образовательная деятельность проектно-практическая деятельность культурно-массовая деятельность экскурсионная деятельность Педагогические принципы, положенные в основу программы: принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей; принцип демократизации – предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания; принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства; принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств; принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни. Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения: практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование; наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий; вербальные – инструктаж, объяснения; работа с информационным материалом – изучение, зарисовки, фотографирование, схематизация; проектные и проектно – конструкторские - создание творческих проектов; игровые - игры дидактические, развивающие, познавательные и подвижные; психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, 6 .Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания: демократический стиль взаимоотношений педагога с обучающимися, поощрение стремления к самостоятельной деятельности, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели; создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей; позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма. 1.11. Планируемые результаты Прогнозируемые результаты первого года обучения Прогнозируемый результат Учебно-организационные умения и навыки - Давать эмоциональную оценку деятельности на занятии; - Уметь изготавливать флористический коллаж в технике монотипия; - Уметь изготавливать коллаж в технике клей-краска; - Уметь изготавливать коллаж в технике «Терра». Учебно-информационные умения и навыки - Находить ответы на вопросы, используя специальную литературу и информацию, полученную на занятии; - Знать особенностей растительного мира; - Знать особенностей произрастания деревьев леса; - Знать особенностей произрастания деревьев сада. Учебно-интеллектуальные умения и Метод и методики - Игры; - Творческие задания. - Наблюдение; - Опрос 7 навыки - Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью педагога; - Делать выводы в результате работы на занятии. Учебно-коммуникативные умения и навыки - Слушать и понимать речь других; - Вступать в беседу на занятии; - Наблюдение; - Анализ деятельности. - Наблюдение; - Анализ деятельности. Прогнозируемые образовательные результаты второго года обучения Прогнозируемый результат Учебно-организационные умения и навыки - Уметь оценивать свою работу на занятии; - Уметь изготавливать флористические панно; - Уметь изготавливать цветы из ткани; - Уметь изготавливать композиции их различных материалов. Учебно – информационные умения и навыки - Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи; - Находить необходимую информацию в предложенной педагогом литературе; - Знать особенности произрастания травянистых растений открытых мест обитания; - Знать особенности произрастания травянистых растений леса; - Знать особенности произрастания травянистых растений водоемов и влажных мест обитания; - Знать особенности произрастания комнатных растений. Учебно-интеллектуальные умения и навыки - Понимать, что нужна дополнительная информация (знание) для решения учебной задачи в один шаг: Метод и методики - Контрольные вопросы; Викторины; Игры; Творческие задания. - Наблюдение; - Анализ результатов деятельности; - Творческие практические задания. - Наблюдение; - Анализ деятельности. 8 - Наблюдать и делать самостоятельно выводы. Учебно-коммуникативные умения и навыки - Слушать и понимать речь других; - Вступать в беседу на занятии; - Выполнять различные роли в группе - Наблюдение; - Анализ деятельности. Прогнозируемые образовательные результаты третьего года обучения Прогнозируемый результат Учебно-организационные умения и навыки - Уметь оценивать свою работу и работу других на занятии; - Уметь изготавливать букеты на живых стеблях; - Уметь изготавливать букеты в смешанной технике; - Уметь изготавливать каркасные букеты; - Уметь изготавливать флористические открытки Учебно – информационные умения и навыки - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложной литературы, справочников, энциклопедий; - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. - Знать особенности произрастания цветковых растений - Знать особенности произрастания папоротников - Знать особенности произрастания хвощей и плаунов - Знать особенности произрастания мхов и лишайников. Метод и методики - Контрольные вопросы; Викторины; Игры; Творческие задания. - Наблюдение; - Анализ результатов деятельности; - Творческие практические задания. 9 Учебно-интеллектуальные умения и навыки - Самостоятельно подбирать необходимые источники информации для решения учебной задачи; - Делать выводы на основе обобщенных знаний. Учебно-коммуникативные умения и навыки - Аргументировать свою точку зрения; - Уметь договариваться при работе в группе. - Наблюдение; - Анализ деятельности. - Наблюдение; - Анализ деятельности. Прогнозируемые образовательные результаты четвертого года обучения Прогнозируемый результат Учебно-организационные умения и навыки - Сравнивать полученные результаты с учебной задачей; - Оценивать свою деятельность и деятельность других; - Уметь изготавливать миниатюрные настольные композиции; - Уметь изготавливать миниатюрные настенные композиции; - Уметь изготавливать миниатюрные подвесные композиции. Учебно-информационные умения и навыки - Работать со специальной литературой, словарями, энциклопедиями; - Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; - Знать особенности произрастания водорослей; - Знать особенности произрастания грибов; - Знать особенности произрастания одноклеточных растений Учебно-интеллектуальные умения и Метод и методики - Контрольные вопросы; Викторины; Игры; Творческие задания. - Наблюдение; - Игровые вопросы; - Анализ результатов деятельности; - Творческие практические задания. 10 навыки - Самостоятельно работать с необходимыми источниками информации для решения учебной задачи; - Высказывать суждения, подтверждать их фактами; - Обобщать, подытоживать информации. Учебно-коммуникативные умения и навыки - Высказывать суждения; - Задавать уточняющие вопросы; - Слушать друг друга; - Распределять работу при совместной деятельности - Участвовать в учебном диалоге; - Организовывать работу в группе. - Наблюдение; - Анализ деятельности. - Наблюдение; - Анализ деятельности. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2.1. Первый год обучения № п\п наименование раздела 1. 2. Раздел I . Введение в программу Раздел II. Знакомство с растениями в изготовлении коллажа (техника монотипия) Раздел III. Деревья леса в изготовлении коллажа (техника клей-краска) Раздел IV. Деревья сада в изготовлении коллажа (техника «Терра») Раздел V. Обобщающие занятия 3. 4. 5. ИТОГО количество часов 72 ч. Теория Практика 2 2 6 10 9 16 9 14 2 2 28 44 2.2. Второй год обучения № п\п Наименование разделов количество часов 72 ч. Теория Практика 11 Раздел I. Вводные занятия Раздел II Травянистые растения открытых мест в изготовлении панно Раздел III. Растения цветника в изготовлении цветов из ткани Раздел IV. Комнатные растения в изготовлении композиций для интерьера Раздел V. Травянистые растения леса в изготовлении композиций из сухоцветов Раздел VI. Травянистые растения водоемов и влажных мест в изготовлении пейзажных композиций Раздел VII. Обобщающие занятия ИТОГО 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2 6 2 10 6 8 4 8 4 8 4 6 2 28 2 44 2.3. Третий год обучения № п\п Наименование разделов 1. Раздел I. Вводные занятия 2. Раздел II. Цветковые растения в изготовлении букетов на живых стеблях 3. Раздел III. Папоротники в изготовлении букетов в смешанной технике 4. Раздел IV. Хвощи и плауны в изготовлении каркасных букетов 5. Раздел V. Мхи и лишайники в изготовлении флористических открыток 6. Раздел VII. Обобщающие занятия ИТОГО количество часов 72 ч. Теория Практика 2 2 8 16 4 4 4 10 6 12 2 2 26 46 2.1. Четвертый год обучения № Наименование разделов и тем количество часов 12 п\п 72 ч. 1. Раздел I.Вводные занятия 2. Раздел II. Водоросли в изготовлении миниатюрных настольных композиций 3. Раздел III. Грибы в изготовлении миниатюрных настенных композиций 4. Раздел IV. Одноклеточные растения в изготовлении миниатюрных подвесных композициях 5. Раздел VI Обобщающие занятия 6. ИТОГО Теория Практика 2 2 6 8 10 16 10 14 2 30 2 42 3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ При отборе содержания программы учитывались следующие принципы: соответствие современному пониманию содержания образования; доступности учащимся; учѐта развивающего и воспитывающего потенциала содержания; наглядности; научности и интегративности; учѐт интересов и особенностей детей; опережающего обучения. 3.1 Содержание программы первого года обучения № п/п Наименование раздела Наименование темы Теория Практика I. Введение в программу 1. Введение в программу Правила игр на знакомства, правила техники безопасности и Игры на знакомство. Изготовление рисунков по теме: «Эмблема объединения 13 2. Диагностика поведения на занятии. особенности изучаемой программы Диагностика знаний «Флористика» Творческие задания. Конкурс. II. Особенности мира растений в изготовлении коллажа (техника монотипия) 3. 4. 5. 6. отличие растений по Особенности внешнего вида жизненным формам; характерные признаки растений растений (неподвижность, особенности дыхания, постоянный рост) Понятия темы: - жизненные формы растений - коллаж - техника монотипия отличительные Особенности внешнего вида особенности деревьев, как жизненной формы деревьев растений. Строение деревьев. классификация деревьев на хвойные, лиственные Понятия темы: - корень - ствол - крона - лиственные деревья - хвойные деревья разнообразие листьев по Разнообразие форме, по изрезанности листьев листовой пластинки, деревьев по деление листьев на форме простые и сложные. Понятия темы: - черешок - листовая пластинка - простой лист - сложный лист сезонная изменчивость Особенности Практическая работа по изготовлению коллажа «Мое любимое растение». Экскурсия. Практическая работа по изготовлению коллажа «Моѐ любимое дерево»» Практическая работа по изготовлению коллажа «Пейзаж» Практическая работа по 14 окраски листьев деревьев изготовлению коллажа «Осенний пейзаж». Экскурсия в парк. Особенности цветения деревьев особенности внешнего вида цветков деревьев, сроки цветения Особенности плодов и семян деревьев 10. Итоговое занятие «Что такое растение?» Внешний вид плодов и семян деревьев, сроки созревания Практическая работа по изготовлению коллажа «Что мы можем из коры» Практическая работа по изготовлению коллажа «Раз цветочек, два цветочек» Практическая работа по изготовлению коллажа «Такие разные …» Викторины, итоговые вопросы, игра. Творческий проект «Осень». 7. 8. окраски листьев деревьев Понятия темы: - пигменты окраски листьев - хлорифилл Свойства коры для Особенности коры деревьев деревьев, особенности окраски 9. III. Деревья леса в изготовлении коллажа (техника клей-краска) 11. Особенности дуба 12. Особенности березы Особенности внешнего вида ствола, роста ветвей, сроки созревания желудей, Особенности внешнего вида дуба Понятия темы: - дуб - желудь - дубрава - техника коллажа клей-краска Распространенность и особенности внешнего вида берез, особенности окраски ствола, сроки появления цветков и плодов, место произрастания Понятия темы: - береза Практическая работа по изготовлению коллажа «Дубрава» Практическая работа по изготовлению коллажа «Русский вальс» 15 13. Особенности клена 14. Особенности ольхи 15. Особенности липы 16. Особенности тополя 17. Особенности вяза 18. Особенности каштана 19. Особенности - береста - деготь Особенности внешнего вида клена. Сроки созревание плодов, их внешний вид Понятия темы: - клен - крылатка Особенностях коры и листьев ольхи, необычная окраска древесины ольхи, особенности соцветий Понятия темы: - ольха Особенности внешнего вида, Сроки цветения, ценные свойствах липового меда, особенности древесины и ее использование Понятия темы: - липа - медоносное растение Особенности внешнего вида тополя, сроки появления соцветий, особенности их внешнего вида, использование древесины Понятия темы: - тополь - тополиный пух Особенности внешнего вида вяза, использование древесины Понятия темы: - вяз Особенности внешнего вида каштана, внешний вид цветков и плодов. Понятия темы: - каштан Особенности Практическая работа по изготовлению коллажа «Кленовый хоровод» Практическая работа по изготовлению коллажа «Мини-топиарий» Практическая работа по изготовлению коллажа «Осенний вальс» Практическая работа по изготовлению коллажа «Поздняя осень»» Практическая работа по изготовлению коллажа «На лесной полянке» Практическая работа по изготовлению коллажа «Праздник каштанов» Практическая работа по 16 сосны 20. Особенности ели 21. Особенности лиственницы 22. Итоговое занятие произрастания сосны обыкновенной. Особенности внешнего вида шишек, сроки созревания Понятия темы: - сосна - хвойное дерево - хвоинки - сосновая шишка Особенности произрастания ели обыкновенной. Особенности внешнего вида шишек, сроки созревания Понятия темы: - ель обыкновенная -хвойное дерево -еловая шишка Особенности внешнего вида лиственницы, внешний вид шишек лиственницы, свойства древесины, ее использование человеком. Понятия темы: - лиственница - шишки лиственницы Викторины, итоговые вопросы, игра. изготовлению коллажа «Белочка» Практическая работа по изготовлению коллажа «В лесу родилась елочка Практическая работа по изготовлению коллажа «Ароматная картинка», «Серая шейка» Творческий проект IV. Деревья сада в изготовлении коллажа (техника «Терра») 23. Особенности яблони 24. Особенности груши особенности внешнего вида яблони, польза растения Понятия темы: - яблоня - коллаж в технике «терра» Особенности произрастания груш, продолжительность Практическая работа по изготовлению коллажа «Яблоковдохновитель», «панно яблоки» Практическая работа по изготовлению коллажа «Эту грушу нельзя 17 жизни деревьев. скушать!» использование древесины человеком. Понятия темы: - груша 25. Особенности сливы 26. Особенности черешни и вишни 27. Особенности цитрусовых 28. Особенности какао Особенности произрастания терна, алычи, Сроки цветения Полезные свойства сливы и чернослива, использовании деревесины человеком. Понятия темы: - терн - алыча - слива - чернослив Особенности внешнего вида деревьев вишни и черешни, особенности их произрастания, сроки цветения, плодоношения. полезные свойства плодов Понятия темы: - вишня - черешня Разнообразие цитрусовых, особенности их произрастания, полезные свойства Понятия темы: - апельсин - лимон - мандарин - грейпфрут - цитрон Особенности произрастания шоколадного дерева или какао, внешнего вида плода какао, польза растения. Понятия темы: Практическая работа по изготовлению коллажа «Панно слива» Практическая работа по изготовлению коллажа «Фестиваль цветения» Практическая работа по изготовлению коллажа «Панно мимоза» Практическая работа по изготовлению коллажа «ароматные сердечки» 18 - какао 29. Особенности Особенности внешнего вида кофейного дерева, кофе его цветков и ягод. Действие на человека напитка кофе. Понятия темы: - кофе 30. Особенности Особенностях внешнего грецкого ореха вида дерева, цветка, плода. Сроки жизни деревьев. польза грецкого ореха. Понятия темы: - грецкий орех 31. Особенности Особенности внешнего вида дерева, цветка, миндаля плода. польза растения Понятия темы: -миндаль 32. Особенности особенности внешнего вида фисташкового фисташка дерева, листьев. Польза орехов для человека. Понятия темы: - фисташка 33. Особенности Особенности внешнего вида коричников корицы цейлонского и камфорного, польза для человека Понятия темы: - корица 34. Итоговое Викторина, итоговые вопросы занятие «Деревья сада» Практическая работа по изготовлению коллажа «Панно чашка кофе» Практическая работа по изготовлению коллажа «Раз орех, два орешек» Практическая работа по изготовлению коллажа «Миндальное деревце» Практическая работа по изготовлению коллажа «Фисташковое настроение» Практическая работа по изготовлению коллажа «Пряное настроение» Творческий проект «Это съедобно!». V. Обобщающие занятие 35. Обобщающее занятие 36. Диагностика Викторины, итоговые вопросы.игра. Диагностика знаний Творческий проект Опрос. 19 3.2. Содержание программы второго года обучения № п/п Наименование раздела Наименование темы Теория Практика I.Введение в программу 1. Введение Викторины, игра. 2. Диагностика Диагностика знаний Игра. Творческие задания. Опрос. II. Травянистые растения открытых мест в изготовлении панно 3. 4. особенности внешнего вида и условия произрастания травянистых растений открытых мест, не имеющих крупных ярких цветков: Понятия темы: - марь белая - лебеда - полынь - подорожник - ромашка пахучая - мокрица Травянистые Особенности внешнего вида и условия растения произрастания открытых мест, не травянистых растений открытых мест, не имеющих имеющих крупных ярких крупных ярких цветков цветков: Понятия темы: - щавель кислый - манжетки - ежа сборная - пырей ползучий - мятлик - трясунка Травянистые растения открытых мест, не имеющих крупных ярких цветков Практическая работа по изготовлению панно «Терра подорожник» Практическая работа по изготовлению панно «Лошадка» 20 5. 6. 7. 8. Особенности внешнего вида и условия произрастания травянистых растений открытых мест с белыми и пестрыми цветками Понятия темы: - пастушья сумка - купырь - донник белый - клевер ползучий - ромашка непахучая Травянистые особенности внешнего вида и условия растения произрастания открытых мест с белыми травянистых растений открытых мест с белыми и пестрыми и пестрыми цветками: цветками Понятия темы: - клубника - яснотка белая - тысячелистник - фиалка трехцветная Травянистые Особенности внешнего вида и условия растения произрастания открытых травянистых растений мест с открытых мест с желтыми желтыми цветками: цветками Понятия темы: - лютик - чистотел - донник желтый - сурепка - гусиный лук - зверобой - мать-и-мачеха - пижма Травянистые Особенности внешнего вида и условия растения произрастания открытых травянистых растений мест с открытых мест с розовыми, розовыми, красными, красными, лиловыми цветками: лиловыми Травянистые растения открытых мест с белыми и пестрыми цветками Практическая работа по изготовлению панно «Гобелен из трав» Практическая работа по изготовлению панно «День анютиных глазок» Практическая работа по изготовлению панно «Луговые цветы» Практическая работа по изготовлению панно «Бабочка, чертополох и другие» 21 9. цветками Понятия темы: - клевер луговой - душица - вьюнок полевой - иван-чай - смолка клейкая - валериана лекарственная - чертополох курчавый - лопух (репейник) Травянистые растения открытых мест с голубыми, синими, фиолетовыми цветками Особенности внешнего вида и условия произрастания травянистых растения открытых мест с голубыми, синими, фиолетовыми цветками: Понятия темы: - мышиный горошек - василек синий - цикорий - вероника дубравная - герань луговая - синеголовник - колокольчик Викторины, итоговые вопросы. игра. 10. Итоговое занятие Практическая работа по изготовлению панно «Летняя прогулка» Игра. Творческие задания. Экскурсия на луг. III. Растения цветника в изготовлении цветов из ткани 11. Растения цветника 12. Растения Особенности внешнего вида, условия произрастания и выращивания растений цветника Понятия темы: - тюльпанов - нарциссов - ирисов - маргариток - примул Особенности внешнего Практическая работа по изготовлению цветов из ткани «Тюльпаны» Практическая работа по 22 цветника 13. Растения цветника 14. Растения цветника 15. Растения цветника вида, условия произрастания и выращивания растений цветника Понятия темы: - лилия - календула - астильба - цинния - космея Особенности внешнего вида, условия произрастания и выращивания растений цветника Понятия темы: - пион - сальвия - настурция - водосбор - анютины глазки - дельфиниум Особенности внешнего вида, условия произрастания и выращивания растений цветника Понятия темы: – флокс – георгина – астра – бархатцы – хризантема – физалис – гладиолус изготовлению цветов из ткани «Лилия» Особенности внешнего вида, условия произрастания и выращивания растений цветника Понятия темы − клематис Практическая работа по изготовлению цветов из ткани «Клематис» Практическая работа по изготовлению цветов из ткани «Астра» Практическая работа по изготовлению цветов из ткани «Хризантема» 23 16. Итоговое занятие по теме − девичий виноград − хмель Викторины, итоговые вопросы. Игра. Игра. Творческий проект. IV. Комнатные растения в изготовлении композиций для интерьера 17. Комнатные Особенности внешнего растения с вида и условия произрастания растений с красивыми красивыми цветками: цветками Понятия темы: - гиппеаструм - фуксия - глоксиния - сенполия 18. Комнатные Особенности внешнего растения с вида и условия произрастания растений с красивыми красивыми цветками: цветками Понятия темы: - абутилон - герань - бальзамин - китайская роза - кливия 19. Комнатные Особенности внешнего вида и условия растения с произрастания растений: красивыми цветками Понятия темы: - гортензия - кала - цикламен - зигокактус 20. Комнатные Особенности внешнего вида и условия растения с произрастания растений: красивыми листьями Понятия темы: - сциндапсус - камнеломка - аспарагус - фикус - бегония - традесканция Практическая работа по изготовлению интерьерной композиции «Мои фиалочки», Практическая работа по изготовлению интерьерной композиции «А у нас расцвела герань» Практическая работа по изготовлению интерьерной композиции «День гортензии» Практическая работа по изготовлению интерьерной композиции «Миниатюра в доме» 24 21. Комнатные растения с красивыми листьями 22. Комнатные растения с красивыми листьями 23. Итоговое занятие - плющ Особенности внешнего вида и условия произрастания растений: Понятия темы: - алоэ - колеус - финиковая пальма - каланхоэ - толстянка Особенности внешнего вида и условия произрастания растений: Понятия темы: - драцена - кофейное дерево - восковой плющ - лимон - монстера - хлорофитум - сансевьера Викторины, итоговые вопросы, игра. Практическая работа по изготовлению интерьерной композиции «Денежное дерево» Практическая работа по изготовлению интерьерной композиции «Кофейное дерево» Творческий проект V.Травянистые растения леса в изготовлении композиций из сухоцветов Особенности внешнего вида и условия произрастания растений Понятия темы: - вороний глаз - костяника - копытень - подъельник - ожика волосистая - майник двулистный - вейник 25. Травянистые Особенности внешнего растения леса вида и условия с белыми произрастания растений: цветками Понятия темы: - ветреница дубравная - кислица - земляника 24. Травянистые растение леса, не имеющие крупных ярких цветков Практическая работа по изготовлению композиций из сухоцветов «Открытка леса» Практическая работа по изготовлению композиций из сухоцветов «Земляника» 25 26. Травянистые растения леса с белыми цветками 27. Травянистые растения леса с желтыми цветками 28. Травянистые растения леса с красными, розовыми, лиловыми, синими, фиолетовыми цветками 29. Итоговое занятие - звездчатки Особенности внешнего вида и условия произрастания растений: Понятия темы: - ландыш - седмичник - сныть - любка двулистная Особенности внешнего вида и условия произрастания растений Понятия темы: - ветреница лютиковая - зеленчук желтый - недотрога - чистяк весенний - иван-да- марья - гравилат городской - наперстянка Особенности внешнего вида и условия произрастания растений Понятия темы: - герань лесная - дрема лесная - фиалка собачья - хохлатка - колокольчик широколистный - печеночница Викторины, итоговые вопросы.игра. Практическая работа по изготовлению композиций из сухоцветов «Майский день» Практическая работа по изготовлению композиций из сухоцветов «Маленький скромный букетик» Практическая работа по изготовлению композиций из сухоцветов «Колокольчик» Творческий проект «Лесная рапсодия». Экскурсия в лес. VI. Травянистые растения водоемов и влажных мест в изготовлении пейзажных композиций 30. Растения водоемов и влажных мест, не имеющих крупных ярких цветков Особенности внешнего вида и условия произрастания растений: Понятия темы: - осока - ситник - росянка Практическая работа по изготовлению пейзажной композиции «Квиллинг из рогоза» 26 - ряска - рдест плавающий - рдест курчавый - рогоз - тростник - камыш 31. Растения Особенности внешнего вида и условия водоемов и влажных мест произрастания растений с белыми Понятия темы: - таволга вязолистная цветками - вех ядовитый - стрелолист - водокрас - кувшинка 32. Растения Особенности внешнего вида и условия водоемов и влажных мест произрастания растений с желтыми Понятия темы: - ирис желтый цветками - череда - купальница - калужница болотная - кубышка желтая 33. Растения Особенности внешнего вида и условия водоемов и влажных мест произрастания растений: с розовыми, Понятия темы: - гравилат речной синими, фиолетовыми - горец змеиный - плакун-трава цветками - незабудка болотная - сусак зонтичный - горец земноводный 34. Итоговое Викторины, итоговые вопросы.игра. занятие Практическая работа по изготовлению пейзажной композиции «Кувшинка» Практическая работа по изготовлению пейзажной композиции «Ирис» Практическая работа по изготовлению пейзажной композиции «Незабудка» Творческий проект «На берегу ». Экскурсия к водоему. V. Обобщающие занятие 35. Обобщающее занятие 36. Диагностика Викторины, итоговые вопросы. игра. Диагностика знаний Творческий проект. Выставка. Опрос. 27 3.2. Содержание программы 3 года обучения № п/п Наименование раздела Наименование темы Содержание Практика I.Введение 1. 2. Знакомство с планом на год Диагностика Викторина, игра Диагностика знаний Игра с творческими заданиями Опрос II. Цветковые растения в изготовлении букетов на живых стеблях 3. 4. 5. 6. Особенности цветковых растений, разнообразие растений Понятия темы: - цветковые растения - букет на живых стеблях Особенности внешнего Цветковые вида растений, место растения произрастания семейства розоцветные Понятия темы: -шиповник -розы -монохроматический букет Особенности внешнего Цветковые вида и условий растения произрастания семейства крестоцветные Понятия темы: -левкой -матиола -полихроматический букет Особенности внешнего Цветковые вида, условий растения произрастания, их семейства сложноцветные разнообразие Понятия темы: -георгины -бархатцы -односторонний букет Цветковые растения Практическая работа по изготовлению букета «Летние фантазии» Практическая работа по изготовлению монохромного букета Практическая работа по изготовлению полихроматического букета Практическая работа по изготовлению одностороннего букета 28 7. Цветковые растения семейства пасленовые 8. Цветковые растения семейства злаки 9. Цветковые растения семейства лилейные 10. Итоговое занятие Особенности внешнего вида и условий произрастания Понятия темы: -паслен -табак - техника тейпирование Особенности внешнего вида лиан, условия произрастания, разнообразие Понятия темы: -пырей ползучий -ниспадающий букет Особенности внешнего вида лиан, условия произрастания, разнообразие Понятия темы: -лилия -ландыш -односторонний букет Итоговые вопросы Практическая работа по изготовлению букета Практическая работа по изготовлению ниспадающего букета Практическая работа по изготовлению одностороннего букета Практический проект «Мой цветочек». III. Папоротники в изготовлении букетов в смешанной технике 11. Папоротники 12. Папоротники 13. Папоротники Особенности внешнего вида папоротников, их разнообразие. Условия и место произрастания Понятия темы: − орляк − щитовник мужской − букет в смешанной технике Особенности внешнего вида папоротников, их разнообразие. Условия и место произрастания Понятия темы: − щитовник мужской Особенности внешнего вида папоротников, их разнообразие. Условия и Практическая работа по изготовлению букета в смешанной технике «День Ивана Купалы» Практическая работа по изготовлению букета в смешанной технике «Летний день» Практическая работа по изготовлению букета в смешанной технике 29 14. Папоротники 15. Итоговое 16. занятие место произрастания Понятия темы: -многоножка обыкновенная Особенности внешнего вида. Условия и место произрастания Понятия темы: − асплениум Викторины, итоговые вопросы. «Очарование» Практическая работа по изготовлению букета в смешанной технике «Хоровод» Игра. Творческий проект «Цветы и папоротник». IV. Хвощи и плауны в изготовлении каркасных букетов 17. Хвощи 18. Хвощи 19. Хвощи 20. Плауны 21. Плауны 22. Плауны 23. Итоговые Особенности внешнего вида. Условия и место произрастания. Понятия темы: − хвощ лесной − каркасный букет Особенности внешнего вида. Условия и место произрастания. Понятия темы: − хвощ полевой Практическая работа по изготовлению каркасного букета «Очарование» Особенности внешнего вида. Условия и место произрастания. Особенности внешнего вида, Условия и место произрастания Особенности внешнего вида, Условия и место произрастания Понятия темы: − плаун булавовидный Практическая работа по изготовлению каркасного букета Практическая работа по изготовлению каркасного букета Практическая работа по изготовлению каркасного «Вдохновение» Особенности внешнего вида, Условия и место произрастания Понятия темы: − плаун сплющенный Итоговые вопросы, игра. Практическая работа по изготовлению каркасного «Вдохновение» Практическая работа по изготовлению каркасного букета Игра. Экскурсия к 30 водоемам Творческий проект «Хвощи и плауны» Творческий проект «Каркасный букет» занятия 24. 25. V. Мхи и лишайники в изготовлении флористических открыток 26. Строение лишайников 27. Чем хуже, тем лучше 28. Ахиллесова пята лишайников 29. Моховидные 30. Успех неудачников 31. Знаете ли вы, что.. Особенности строения лишайников, особенности внешнего вида, условия и место произрастания Понятия темы: -ксантория -флористическая открытка Необычные места произрастания лишайников Особенности внешнего вида лишайников, условия и место произрастания Понятия темы: - лишайник кустистый - лишайник листоватый - лишайник никипной Особенности внешнего вида моховидных, разнообразие Понятия темы: -мхи Особенности внешнего вида, условия произрастания Понятия темы: -ричия маршанция сфагнум Необычные факты из жизни мхов Практическая работа по изготовлению флористической открытки «Японский журавль» Практическая работа по изготовлению флористической открытки «Совушка» Практическая работа по изготовлению флористической открытки «Деревца» Практическая работа по изготовлению флористической открытки «Дружная четверка» Практическая работа по изготовлению флористической открытки «Болотные цветочки» Практическая работа по изготовлению флористической открытки 31 Викторины, итоговые вопросы 32. Итоговое занятие 33. 34. «Флористические панно» Творческие задания. Экскурсия в парк. Творческий проект «Мхи и лишайники» Творческий проект «Флористическая открытка» VI. Обобщающее занятие 35. 36. Подведение итогов Диагностика Итоговые вопросы, игра. Диагностика Подведение итогов третьего года обучения творческий проект «Мой цветочный мир» Творческие задания, конкурс, игровая ситуация. 3.4.Содержание программы 4 года обучения № п/п Наименование раздела Наименование темы Содержание 1. 1. 2. Знакомство с планом на год Диагностика 2. 3. Практика Введение Викторина, игра Диагностика знаний Игра с творческими заданиями Опрос Водоросли в изготовлении миниатюрных настольных композиций Низшие растения Особенности внешнего вида водорослей. Условия и место произрастания Понятия темы:. - водоросли -миниатюрная настольная композиция Практическая работа по изготовлению миниатюрной настольной композиции «Загогульки, завитушки, водоросли» 32 4. 5. Красный, бурый, Представители красных, бурых и зеленых зеленый водорослей. Особенности внешнего вида. Особенности произрастания. Понятия темы: -бурые водоросли -красные водоросли -зеленые водоросли Значение в хозяйстве для Водоросли и их человека водорослей значение для человека 6. Знаете ли вы что.. Интересные факты из жизни водорослей 7. Итоговое занятие Викторина 8. 9. 3. Практическая работа по изготовлению миниатюрной настольной композиции «Аквариум» Практическая работа по изготовлению миниатюрной настольной композиции «Подводный мир» Практическая работа по изготовлению миниатюрной настольной композиции «Буря» Игра. Экскурсия к водоемам Творческий проект «Водоросли» Творческий проект «Миниатюрные настольные композиции» Грибы в изготовлении миниатюрных настенных композиций 10. В грибном царстве, да в хитиновом государстве 11. Такие разные грибы Особенности внешнего вида шляпочных и микроскопических грибов. Условия и места произрастания Понятия темы: -шляпочный гриб -микроскопический гриб -миниатюрная настенная композиция Особенности головневых и спорыньевых грибов. Условия и места произрастания Практическая работа по изготовлению миниатюрной настенной композиции «Гриб – домик» Практическая работа по изготовлению миниатюрной настенной композиции 33 12. 13. 14. 15. Понятия темы:. -головневые грибы -спорыньевые грибы Грибы на службе Особенности внешнего вида дрожжевых грибов. человеку Причины их появления. Понятия темы: -дрожжевые грибы Особенности Понятия темы: - белый гриб шляпочных - шампиньон грибов обыкновенный - лисички Понятия темы:. Особенности - дубовик шляпочных - подосиновик грибов - подберезовик - моховик - козляк - масленок Особенности Понятия темы: - опенок летний шляпочных - опенок осенний грибов - сыроежки 16. Грибы с млечным соком и валуи 17. Причудливые грибы 18. Мухоморы и поганки Понятия темы: - рыжик - груздь настоящий - груздь черный - скрипица - волнушка розовая - валуй Понятия темы: - гриб-зонтик - навозник белый и навозник серый - строфария синезеленая - дождевик и порховка Понятия темы: - мухомор красный - мухомор пантерный - мухомор вонючий - белая поганка - бледная поганка «Дары леса» Практическая работа по изготовлению миниатюрной настенной композиции «Грибы» Практическая работа по изготовлению миниатюрной настенной композиции «Кругом одни шляпки» Работа с текстом (Рефератирование) Практическая работа по изготовлению миниатюрной настенной композиции «Мы такие разные…» Практическая работа по изготовлению миниатюрной настенной композиции «Рыжие и черные» Практическая работа по изготовлению миниатюрной настенной композиции «Гриб-зонтик» Практическая работа по изготовлению миниатюрной настенной композиции «Мухомор » 34 19. 20. 21. 22. Желчный гриб и другие Понятия темы: - желчный гриб (горчак, ложный белый гриб) - ложноопенок серножелтый - ложноопенок кирпично-красный - говорушка восковая - шампиньон рыжеющий - свинушки Знаете ли вы что Удивительные факты из жизни грибов Итоговое занятие 23. 4. Работа с текстом. Сравнение. Практическая работа по изготовлению миниатюрной настенной композиции «Гриб – подставка для карандашей» Игра, творческие задания Игра Экскурсия в лес. Творческий проект «Грибы» Творческий проект «Миниатюрные настенные композиции» Одноклеточные растения в изготовлении миниатюрных подвесных композициях 24. Открытие нового мира 25. Разрешите познакомиться 26. Одноклеточные растения Особенности внешнего вида одноклеточных растений Понятия темы: -одноклеточные растения Особенности условий обитания одноклеточных растений Понятия темы: -хлорелла Практическая работа по изготовлению миниатюрных подвесных композиций «Мини-шар» Практическая работа по изготовлению миниатюрных подвесных композиций «Мини-цветы» Особенности условий обитания одноклеточных растений Понятия темы: - хламидомонада Практическая работа по изготовлению миниатюрных подвесных композиций «Мини-цветы» 35 27. Одноклеточные растения Особенности условий обитания одноклеточных растений Понятия темы: -спирогира Практическая работа по изготовлению миниатюрных подвесных композиций. Работа с текстом. 28. Одноклеточные растения Особенности условий обитания одноклеточных растений Понятия темы: -улотрикс Практическая работа по изготовлению миниатюрных подвесных композиций. Работа с текстом. 29. Одноклеточные растения Особенности условий обитания одноклеточных растений Понятия темы: -ульва Удивительные факты из жизни одноклеточных растений Работа с текстом (составление справки) сравнение. 30. Знаете ли вы что.. 31. Итоговое занятие Викторина 32. 33. Итоговое занятие Творческие задания 34. 4. Практическая работа по изготовлению миниатюрных подвесных «Мини-тег» Практическая работа по изготовлению миниатюрных подвесных «Маленький подарок» Игра. Экскурсия Творческий проект «Одноклеточные растения» Творческий проект «Миниатюрные настенные композиции» Обобщающее занятие 35. Творческий Итоговые вопросы, игра. проект «Мой микроскопический мир» 36. Творческие Диагностика задания, конкурс, Подведение итогов выставка . обучения Творческий проект «Мой микроскопический мир» Творческие задания, конкурс, выставка . 36 4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ На всех этапах реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Флористика» проводится педагогический контроль. Предметом контроля являются знания, умения и навыки учащихся, полученные в результате освоения программы. Диагностика успешности освоения программы осуществляется через анализ данных, полученных в результате наблюдений за деятельностью детей в различных ситуациях: занятиях разного типа, во время экскурсий, игр, выполнения творческих заданий, в общении педагога с детьми, ведения дневника педагогических наблюдений, через тестирование (Приложение 2). Отслеживание уровня освоения детьми учебного материала осуществляется на основе анализа контрольных ответов по изучаемым темам, материалов наблюдения за применением освоенных умений, правильностью выполнения творческих заданий, степенью самостоятельности при их выполнении, по результатам участия в играх, викторинах. 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, оборудованное доской, столами, стульями, шкафом для хранения пособий, журналов, книг, методического фонда, инструментов и материалов. Для занятий необходимы следующие материалы, инструменты и оборудование: ножницы, клей ПВА, тетради, цветная бумага, альбомы для рисования карандаши, линейки, ватман, лупы, бинокли, световой микроскоп гербарные образцы растений (сорные растения, лекарственные растения, семейства: розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные); гербарные папки; совки; контейнеры для комнатных цветов; семена цветочных культур (астры, циннии, бархатцы) грунт для рассады; кассеты для рассады; синтетические стимуляторы роста; лейки; компьютер; проектор; 37 экран; принтер. звуковые колонки. Методическое обеспечение Особенности организации образовательного процесса При реализации программы используются различные методы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Словесные методы (объяснение, рассказ, опрос, беседа); Наглядные методы (демонстрация схем, рисунков, фото и видеоматериалов, натуральных природных объектов, компьютерных презентаций); Методы практической работы: - игровой метод (игровое моделирование, дидактические и познавательные игры, игры на развития воображения, глазомера, внимания, игра-конкурс, игра - путешествие); - метод наблюдения (запись наблюдений, зарисовка, рисунки, проведение замеров); - исследовательский метод (проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке); Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. При организации образовательного процесса используется групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная формы работы. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются следующие формы организации учебных занятий: - беседа с игровыми элементами; - практическое занятие; - занятие-игра; - занятие-путешествие; - заочная экскурсия; - викторина; - тематическое занятие по подгруппам Занятие может проводиться по следующей схеме (из расчета 2 академических часа): – – – – – – – – Организация начала занятия (5 минут); Актуализация ранее изученного материала (5 минут); Объяснение нового материала (20 минут); Практическая деятельность на усвоение нового материала, 1 часть (15 минут); Физкультминутка(10 минут); Практическая деятельность на усвоение нового материала, 2 часть (30 минут); Подведение итогов занятия (10 минут); Рефлексия (5 минут). 38 6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативно-правовые материалы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Научно-методическая литература Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] /автор- составитель С.А. Цацыбин. – Волгоград: Учитель, 2009 – 172 с. Бреслов Г.М. Эмоцональные особенности формирования личности в детстве [Текст], М.:Педагогика, 1990 г. Геронимус Г.М. 150 уроков труда: методические рекомендации к планированию занятий [Текст], М.: «Новая школа», 1994 г. Карпова Е.В., Малегон А.В. Игры на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст] Учебное пособие . Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005, 108 с. Образовательные здоровьесберегающие технологии : опыт работы методического объединения учителей начальных классов [Текст] / авт. – сост. В.Ф. Феоктистова . _ Волгоград: Учитель , 2009 , - 121 с. Чередов И.М.Формы учебной работы в средней школе[Текст], М.:Просвещение, 1988 г. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта[Текст] – Ростов – на – Дону: ООО «Удача», Москва : ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007 – 352 с. 1. Интернет-ресурсы 1. Сайт «Ботаничка.ру» https://www.botanichka.ru 2. Информационный портал «Экокласс» http://экокласс.рф 39 Учебно-календарный график программы «Флористика» Первый год обучения № п/п дата тема занятия прове дения заняти я 1. 1 Введение в программу 2. 2 Диагностика 3. 3 Особенности внешнего вида растений 4. 4 Особенности внешнего вида деревьев 5. 5 Разнообразие листьев деревьев по форме 6. 6 Особенности окраски листьев деревьев 7. 7 Особенности коры деревьев 8. 8 Особенности цветения растений Форма Коли Место занятия честв прове о дения часо в беседа с 2 игровы ми элемент ами беседа с 2 игровы ми элемент ами Заочная 2 экскурс ия беседа с 2 игровы ми элемент ами Заочная 2 экскурс ия Игра2 путешес твие Практи 2 ческое занятие беседа с 2 игровы ми форма контрол я Устный опрос Устный опрос Проверо чные карточк и Устный опрос Устный опрос Проверо чные карточк и Практич еская работа Устный опрос 40 9. 9 10.1 0 11.1 1 12.1 2 13.1 3 14.1 4 . 15.1 5 . 16.1 6 . 17.4 18.5 элемент ами Особенности плодов и семян беседа с игровы деревьев ми элемент ами Итоговое занятие «Что такое Практи ческое растение?» занятие беседа с Особенности дуба игровы ми элемент ами Заочная Особенности березы экскурс ия ИграОсобенности клена путешес твие беседа с Особенности ольхи игровы ми элемент ами беседа с Особенности липы игровы ми элемент ами беседа с Особенности тополя игровы ми элемент ами беседа с Особенности вяза игровы ми элемент ами беседа с Особенности каштана игровы ми элемент 2 Устный опрос 2 Практич еская работа Устный опрос 2 2 2 2 Тестовы е задания Тестовы е задания Устный опрос 2 Проверо чные карточк и 2 Тестовы е задания 2 Устный опрос 2 Изовиктори на 41 19.6 Особенности сосны 20.7 Особенности ели 21.8 Особенности лиственницы 22.9 Итоговое занятие 23.2 2 Особенности яблони 24.2 3 Особенности груши 25.2 4 Особенности сливы 26.2 5 Особенности черешни и вишни 27.2 6 Особенности цитрусовых 28.2 7 Особенности какао ами Заочная экскурс ия Заочная экскурс ия Тематич еские задания по подгруп пам Практи ческое занятие беседа с игровы ми элемент ами беседа с игровы ми элемент ами Практи ческое занятие беседа с игровы ми элемент ами беседа с игровы ми элемент ами Тематич еские задания по подгруп пам 2 2 Тестовы е задания Устный опрос 2 кроссво рд 2 Практич еская работа Устный опрос 2 2 Проверо чные карточк и 2 Практич еская работа Устный опрос 2 2 Изовиктори на 2 Проверо чные карточк и 42 29.2 8 Особенности кофе 30.2 9 Особенности грецкого ореха 31.3 0 Особенности миндаля 32.3 1 Особенности фисташки 33.3 2 Особенности корицы 34.3 4 Итоговое занятие 35.3 5 Обобщающее занятие 36.3 6 Диагностика Заочная экскурс ия Играпутешес твие Практи ческое занятие беседа с игровы ми элемент ами беседа с игровы ми элемент ами Практи ческое занятие беседа с игровы ми элемент ами виктори на. 2 2 кроссво рд 2 Практич еская работа Устный опрос 2 2 Устный опрос 2 Практич еская работа Устный опрос 2 2 Изовиктори на Второй год обучения № п/п 1. дата пров еден ия заня тия тема занятия Введение Форма Колич Место форма занятия ество прове контрол часов дения я беседа с игровы 2 Устный опрос 43 2. Диагностика 3. Травянистые растения открытых мест, не имеющих крупных ярких цветков 4. Травянистые растения открытых мест, не имеющих крупных ярких цветков 5. Травянистые растения открытых мест с белыми и пестрыми цветками 6. Травянистые растения открытых мест с белыми и пестрыми цветками 7. Травянистые растения открытых мест с желтыми цветками 8. Травянистые растения открытых мест с розовыми, красными, лиловыми цветками ми элемен тами виктор ина. беседа с игровы ми элемен тами Заочна я экскурс ия Заочна я экскурс ия Заочна я экскурс ия Заочна я экскурс ия Заочна я экскурс ия 9. Травянистые растения открытых мест с голубыми, синими, фиолетовыми цветками Заочна 2 я экскурс ия Тестовы е задания 10. Итоговое занятие 11. Растения цветника (1) Практи 2 ческое занятие беседа 2 с игровы ми элемен тами Практич еская работа Устный опрос 2 2 Устный опрос Устный опрос 2 Устный опрос 2 кроссво рд 2 Проверо чные карточк и Проверо чные карточк и Тестовы е задания 2 2 44 12. Растения цветника (2) 13. Растения цветника (3) 14. Растения цветника (4) 15. Растения цветника (5) 16. Итоговое занятие по теме 17. Комнатные растения красивыми цветками с 18. Комнатные растения красивыми цветками с 19. Комнатные растения красивыми цветками с 20. Комнатные растения красивыми листьями с 21. Комнатные растения красивыми листьями с Заочна 2 я экскурс ия Темати 2 ческие задания по подгру ппам Темати 2 ческие задания по подгру ппам кроссво рд Практи ческое занятие Практи ческое занятие беседа с игровы ми элемен тами Заочна я экскурс ия Практи ческое занятие беседа с игровы ми элемен тами Заочна я экскурс ия Практич еская работа Практич еская работа Устный опрос 2 2 2 2 2 2 2 Устный опрос Устный опрос Проверо чные карточк и Практич еская работа Устный опрос Проверо чные карточк и 45 2 с Играпутеше ствие виктор 2 ина. Тестовы е задания Изовиктори на Проверо чные карточк и 22. Комнатные растения красивыми листьями 23. Итоговое занятие 24. Травянистые растение леса, беседа не имеющие крупных ярких с игровы цветков ми элемен тами Травянистые растения леса Заочна я с белыми цветками экскурс ия Травянистые растения леса Практи ческое с белыми цветками занятие Травянистые растения леса Темати ческие с желтыми цветками задания по подгру ппам Травянистые растения леса Играс красными, розовыми, путеше лиловыми, синими, ствие фиолетовыми цветками 2 2 Изовиктори на Практи ческое занятие беседа с игровы ми элемен тами Заочна я экскурс ия Заочна я экскурс 2 Практич еская работа Устный опрос 25. 26. 27. 28. 29. Итоговое занятие 30. Растения водоемов и влажных мест, не имеющих крупных ярких цветков 31. Растения водоемов и влажных мест с белыми цветками 32. Растения водоемов и влажных мест с желтыми Устный опрос 2 2 2 2 2 2 . Практич еская работа Проверо чные карточк и Проверо чные карточк и Практич еская работа 46 цветками ия 33. Растения водоемов и влажных мест с розовыми, синими, фиолетовыми цветками Заочна 2 я экскурс ия Устный опрос 34. Итоговое занятие виктор ина. 35. Обобщающее занятие 36. Диагностика задания 2 по подгру ппам Диагно 2 стика Изовиктори на Проверо чные карточк и Проверо чные карточк и 2 Третий год обучения № п/п дата прове дения заняти я тема занятия 1. Введение 2. Диагностика 3. Цветковые растения 4. Форма занятия Колич ество часов Беседа с 2 игровыми элемента ми викторин 2 а. Заочная 2 экскурсия 2 Цветовые растения семейства Заочная экскурсия розоцветные 5. 2 Цветовые растения семейства Заочная экскурсия крестоцветные 6. Цветовые растения семейства Заочная 2 форма контрол я Устный опрос Провер очные карточк и Устный опрос Тестовы е задания Проверо чные карточк и Тестовы 47 сложноцветные экскурсия 7. 2 Цветовые растения семейства Заочная экскурсия пасленовые 8. Цветовые растения семейства злаки Цветовые растения семейства лилейные Заочная 2 экскурсия Заочная 2 экскурсия 10. Итоговое занятие 11. Папоротники 12. Папоротники 13. Папоротники 14. Папоротники Играпутешест вие Практиче ское занятие Практиче ское занятие беседа с игровыми элемента ми Заочная экскурсия 15. Итоговое занятие 16. Итоговое занятие 17. Хвощи 18. Хвощи 19. Хвощи 9. 2 2 2 2 2 Творческ 2 ий конкурс. Тематиче 2 ские задания по подгрупп ам Заочная 2 экскурсия беседа с 2 игровыми элемента ми Игра2 путешест е задания Тестовы е задания Устный опрос Проверо чные карточк и Изовиктори на Практи ческая работа Практи ческая работа Устный опрос Практи ческая работа кроссво рд Проверо чные карточк и Практич еская работа Устный опрос Проверо чные 48 вие 2 23. Итоговое занятие беседа с игровыми элемента ми Практиче ское занятие Практиче ское занятие викторин а 24. Играпутешест вие Практиче Итоговое занятие ское занятие беседа с Строение лишайников игровыми элемента ми Практиче Чем хуже, тем лучше ское занятие Ахиллесова пята лишайников Практиче ское занятие Практиче Моховидные ское занятие беседа с Успех неудачников игровыми элемента ми Беседа с Знаете ли вы, что.. игровыми элемента ми Викторин Итоговое занятие а 2 20. Плауны 21. Плауны 22. Плауны 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Итоговое занятие 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 карточк и Устный опрос Практи ческая работа Практи ческая работа Тестовы е задания кроссво рд Практи ческая работа Изовиктори на Практи ческая работа Практи ческая работа Практи ческая работа Устный опрос Проверо чные карточк и Тестовы е задания 49 33. Итоговое занятие 34. Итоговое занятие 35. Подведение итогов 36. Диагностика Играпутешест вие Практиче ское занятие Тематиче ские задания по подгрупп ам викторин а 2 кроссво рд 2 Практич еская работа Устный опрос 2 2 Проверо чные карточк и Четвертый год обучения № п/п дата прове дения заняти я тема занятия 1. Введение 2. Диагностика 3. Низшие растения 4. Красный, бурый, зеленый 5. С ними выгодно иметь дело Форма занятия Беседа с игровыми элементам и Тематичес кие задания по подгруппа м беседа с игровыми элементам и; Практичес кое занятие Беседа с игровыми элементам и Коли честв о часов Место форма прове контрол дения я 2 Устный опрос 2 Устный опрос 2 Провер очные карточк и Практи ческая работа Устный опрос 2 2 50 6. Знаете ли вы что… 7. Итоговое занятие Беседа с 2 игровыми элементам и Викторина 2 8. Итоговое занятие Игра 2 9. Итоговое занятие 2 10. В грибном царстве, да в хитиновом государстве 11. Такие разные грибы 12. Грибы на службе человеку 13. Особенности шляпочных грибов 14. Особенности шляпочных грибов Беседа с игровыми элементам и Практичес кое занятие Практичес кое занятие Беседа с игровыми элементам и Практичес кое занятие Заочная экскурсия 15. Особенности шляпочных грибов 2 16. 2 кроссво рд 17. Грибы с млечным соком и валуи Причудливые грибы Беседа с игровыми элементам и Заочная экскурсия Заочная экскурсия 2 18. Мухоморы и поганки 2 19. Желчный гриб и другие Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми Изовиктори на Устный опрос 2 2 2 2 2 2 кроссво рд Тестовы е задания виктори на Устный опрос Практич еская работа Практич еская работа Устный опрос Практич еская работа Проверо чные карточк и Устный опрос Устный опрос 51 элементам и Беседа. Рассказ 2 Устный опрос Заочная экскурсия 2 Итоговое занятие Игра 2 23. Итоговое занятие 2 24. Открытие нового мира 25. Разрешите познакомиться 26. Одноклеточные растения Практичес кое занятие Практичес кое занятие Беседа с игровыми элементам и Практичес кое занятие Изовиктори на творческ ие задания Практич еская работа Практич еская работа 2 Практич еская работа 27. Одноклеточные растения 2 28. Одноклеточные растения 29. Одноклеточные растения Устный опрос Практич еская работа Устный опрос 30. Знаете ли вы что.. 31. Итоговое занятие Заочная экскурсия Практичес кое занятие Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Викторина 32. Итоговое занятие Заочная экскурсия 20. Знаете ли вы что 21. Итоговое занятие 22. 2 2 2 2 2 Устный опрос 2 Проверо чные карточк и 2 Проверо чные карточк 52 33. Итоговое занятие Практичес кая работа 2 34. Итоговое занятие Практичес кая работа 2 35. Подведение итогов Итоговые вопросы 2 36. Диагностика викторина 2 и Тематич еская выставк а Тематич еская выставк а Тестовы е задания Проверо чные карточк и 53 Приложение №2 Мониторинг образовательных результатов Для обучающихся первого года обучения Фамилия, имя обучающе гося Учебно-организационные Давать эмоционал ьную оценку деятельно сти на занятии Уметь изготавлив ать флористич еский коллаж в технике монотипия Уметь изготавлив ать флористич еский коллаж в технике клейкраска Учебно-информационные Уметь изготавлив ать флористич еский коллаж в технике «Терра» находить ответы на вопросы, использу я специаль ную литерату ру и информа цию, получен ную на занятии Знать особеннос ти раститель ного мира Знать особеннос ти произраст ания деревьев леса Учебноинтеллектуальные Знать особеннос ти произраст ания деревьев сада отлича ть новое знание (умени е) от уже извест ного с помощ ью педаго га делать вывод ыв резуль тате работ ы на заняти и Учебнокоммуникативны е слуш вступ ать и ать в пони бесед мать у на речь занят други ии х Критерии оценки: 5 – высокий уровень; 4 – хороший (не всегда); 3 – средний – (редко); 2 - низкий (нет умения). 54 Для обучающихся второго года обучения Фамил ия, имя обучаю щегося Учебно-организационные Уме ть оце нив ать сво ю раб оту на зан яти и Уметь изготав ливать флорис тическ ие панно Уметь изгота влива ть цветы из ткани Уметь изгота влива ть пейза жные компо зиции Учебно-информационные Уметь изгота влива ть компо зиции из сухоц ветов Уметь изгота влива ть интер ьерны е компо зиции пони мать, в каких источ никах можн о найти необх одим ую инфо рмаци ю для реше ния учебн ой задач и наход ить необх одиму ю инфор мацию в специа льной литера туре, словар ях, энцик лопед иях Знать особен ности произра стания Знать особен ности произра стания Знать особен ности произра стания Знать особен ности произра стания травяни стых растени й открыт ых мест обитан ия травяни стых растени й леса травяни стых растени й водоем ов и комнат ных растени й влажны х мест Учебноинтеллектуальные понима наблюд ть, что ать и нужна делать дополн самосто ительн ятельн ая ые инфор выводы мация (знани е) для решен ия учебно й задачи в один шаг Учебнокоммуникативные слу вст вып шат уп олн ьи ать ять пон в разл има бес ичн ть еду ые реч на рол ь зан ив дру яти гру гих и ппе Критерии оценки: 5 – высокий уровень; 4 – хороший (не всегда); 3 – средний – (редко); 2 - низкий (нет умения). 55 Для обучающихся третьего года обучения Фамил ия, имя обуча ющего ся Учебно-организационные Уме ть оцени вать свою работ уи работ у други х на щаня тии Умет ь изгот авлив ать букет ы на живы х стебл ях Уметь изгота влива ть букет ыв смеша нной техни ке уметь изгот авлив ать карка сные букет ы Учебно-информационные Уметь изгота вливат ь флори стичес кие откры тки отбира ть необход имыедл я решени я учебной задачи источни ки информ ации среди предло женной литерат уры, справоч ников, энцикло педий извлек ать инфор мацию , предст авленн ую в разны х форма х (текст, таблиц а, схема, иллюс трация и др.) Пред ставл ять инфо рмац ию в виде текст а, табл ицы, схем ы Знать особе нност и произ раста ния цветк овых расте ний0 Знать особе нност и произ раста ния папор отник ов Знать особе нност и произ раста ния хвощ ей и плаун ов Знать особен ности произр астани я мхов и лишай ников Учебноинтеллектуальны е Самос Дела тоятел ть ьно выво подби ды рать на необх осно одимы ве е обоб источн щен ики ных инфор знан мации ий для решен ия учебн ой задачи Учебнокоммуникативные Аргуме нтиров ать свою точку зрения уметь догов арива ться при работ ев групп е Критерии оценки: 5 – высокий уровень; 4 – хороший (не всегда); 3 – средний – (редко); 2 - низкий (нет умения). 56 Для обучающихся четвертого года обучения Фами лия, имя обуча ющег ося Учебно-организационные Срав нива ть полу ченн ые резу льта ты с учеб ной зада чей Оце нив ать сво ю дея тел ьно сть и дея тел ьно сть дру гих Уме ть изго тавл иват ь мин иат юрн ые наст оль ные ком поз ици и Уме ть изго тавл иват ь мин иат юрн ые наст енн ые ком поз ици и Учебно-информационные Уме ть изго тавл иват ь мин иат юрн ые под весн ые ком поз ици и Работа ть со специа льной литера турой, словар ями, энцикл опедия ми Со ста вл ять на ос но ва ни и тек ста таб ли цы , схе мы , гра фи ки Знат ь особ енно сти про изра стан ия водо росл ей Знат ь особ енно сти про изра стан ия гриб ов Знать особе нност и произ растан ия однок леточ ных растен ий Учебноинтеллектуальные Само выс Обо стоят каз бща ельн ыва ть, о ть под рабо суж ыто тать ден жив с ия, ать необ под инф ходи твер орм мым жда аци и ть ю исто их чник фак ами там инфо и рмац ии для реше ния учеб ной задач и Учебно-коммуникативные Выск азыв ать сужд ения Зад ава ть уто чня ющ ие воп рос ы С л у ш ат ь д р уг д р уг а Рас пре дел ять раб оту при сов мес тно й дея тел ьно сти Уч аст вов ать в уче бно м диа лог е Орга низо выва ть рабо ту в груп пе Критерии оценки: 5 – высокий уровень; 4 – хороший (не всегда); 3 – средний – (редко); 2 - низкий (нет умения). 57