Приложение к Программе дополнительного образования МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «В мире информатики» для учащихся 7-11 лет 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка Планируемый результат освоения дополнительного образования Содержание программы Тематический план Список информационных источников Стр. 3 программы 4 6 7 7 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире информатики» имеет техническую направленность. Данная программа разработана для учащихся младшего школьного возраста с 1 по 4 класс (7-10) лет и реализуется с учетом их возрастных, психологических и психофизических особенностей. Цель данной программы: -подготовить учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам; дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Open Office, текстовом редакторе, графическом редакторе. Основные задачи: обучающие: •содействовать развитию познавательного интереса к предметной области «Информатика» • познакомить школьников с основными свойствами информации • научить их приемам организации информации • формировать общеучебные умения и навыки • приобретать знания, умения и навыков работы с информацией • формировать умения применять теоретические знания на практике • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения; развивающие: • способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности • абстрактного и логического мышления • творческого и рационального подхода к решению задач; Воспитательные: • способствовать настойчивости, собранности, организованности, аккуратности • умению работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога • навыкам здорового образа жизни. Рабочая программа курса «В мире информатики» рассчитана на 148 часов (по 37ч.). Уровень освоения программы – базовый. Форма обучения – очная. Основными формами организации занятий являются: • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах; • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий. Формы аттестации: проводится в форме защиты учебных проектов, а так же на итоговых уроках, где в игровой форме происходит обобщение и повторение пройденного материала по изученному разделу. 3 II. Планируемый результат освоения программы дополнительного образования Личностные результаты В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы будут сформированы: учебе; -познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи; причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи; значимости; среды; установка на здоровый образ жизни. Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках. Метапредметные результаты В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник начальной школы научится: ать и сохранять учебную задачу; реализации, в том числе во внутреннем плане; интерактивной среды; ить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи. Выпускник получит возможность научиться: библиотек и Интернета; инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; и классификацию самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится: использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; о себе самом в том числе с помощью инструментов ИКТ; -символические средства, в том числе модели и системы; азных видов; признаков; 4 Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать,фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение. В сфере коммуникативных универсальных учебных умений выпускник научится: коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ; я, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Выпускник получит возможность научиться: с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Предметные результаты Выпускник научится: для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач; и: активировать, читать информацию, выполнять задания; редакторы текстов и презентаций. Выпускник получит возможность научиться: ках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; поиска информации; представленную в разной форме; информацию в разной форме; исследований (объяснять, сравнивать, и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); звуковой информацией, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки. готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки. 5 III. Содержание программы. 1 класс (37ч.) Компьютер. Операционная система. Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Что умеет делать компьютер? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой. Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр» Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие памяти. Упражнения –головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического мышления. Программа для рисования Paint. Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку». Рисование в программе. 2 класс. (37ч.) Компьютер. Операционная система. Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Роль компьютера в жизни человека. Устройство компьютера. Освоение движений мышью. Освоение клавиатуры. Рабочий стол. Объекты рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе. Технология обработки текстовой информации. Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш. Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Сохранение и открытие текстового документа. Технология обработки числовой информации. Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы.. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений. Технология обработки графической информации. Назначение и основные функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске. Обобщающее занятие. 3 класс. (37ч.) Компьютер, информация, операционная система. Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол.. Представление о файле и папке. Создание папки и действия с ней. Запуск программы. Основные действия с окном. Технология обработки текстовой информации. Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора OpenOfficeWriter. Настройка рабочей среды. . Повторение основных правил набора текста. Основные элементы текста. Приемы перемещения по тексту. Редактирование текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Списки. Маркированные и нумерованные списки. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и открытие текстового документа. 6 Технология обработки числовой информации. Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий в программе. Работа с двумя программами. Технология обработки графической информации. Назначение и основные функции графического редактора Paint. Повторение приемов создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске. Обобщающее занятие. 4 класс. (37 ч.) Компьютер, информация, операционная система. Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Виды информации. Информационные процессы (получение, хранение, обработка, передача). Компьютер – универсальное устройство для работы с информацией. Технология обработки текстовой информации. Повторение основных правил набора текста. Редактирование текста. Действия с фрагментами текста. Форматирование символов.. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование и форматирование таблицы. Вставка в текстовый документ фигурных надписей. Дизайн текстового документа (создание рамок, применение заливки). Создание компьютерных презентаций Понятие мультимедийной презентации. Назначение и функциональные возможности программы Open Office Impress. Знакомство с интерфейсом программы. Добавление новых слайдов в презентацию. Выбор макета. Дизайн слайда. Ввод и редактирование текста. Вставка в слайд таблицы. Настройка анимационных эффектов. Настройка времени показа презентации. Переход между слайдами с помощью гиперссылок. Подготовка презентации к показу. Обобщающее занятие. IV. Тематический план. 1 класс № Тема Компьютер, операционная система. (11 ч.) Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Знакомство с компьютером. Что умеет делать компьютер? Знакомство с компьютером. Из чего состоит компьютер? Включение и выключение компьютера. 4. Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора. Знакомство с мышью. 5. Освоение приемов работы с мышью. Упражнения для развития движений мышью: перемещение мышки. 6. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью: щелканье мышкой. 7. Управление мышью. Упражнение «Щелкайте и рисуйте». 8. Знакомство с клавиатурой. Упражнения с клавиатурой: «Числа на кубиках» 9. Упражнения с клавиатурой: «Падающие буквы». 10. Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова». 1. 2. 3. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 11. Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова». Работа с пакетом образовательных игр для детей «Сборник обучающих игр» (17 ч.) 12. Упражнения на чтение: «Пропущенная буква». 13. Упражнения на чтение: «Практика чтения» 14. Упражнения по математике: «Счет предметов, «Числа на парах кубиков» 15. Упражнения на сложение и вычитание в виде игры «Волшебная шляпа» 16. Упражнение по математике: «Порядок чисел» 17. Упражнение по математике: «Практика использования денег» 18. Математические игры на развитие памяти. 19. Упражнения-головоломки. Головоломка Танграмм. 20. Упражнения-головоломки. Построй аналогичную модель. 21. Упражнения-головоломки. Упрощенная Ханойская башня. 22. Упражнения-исследования. Чтение названия цветов. 23. Упражнения-исследования. Изучение часов. 24. Упражнения-исследования. Понимание времени на часах. 25. Алгоритм. Нахождение логической последовательности расположения предметов. 26. Упражнения на развитие внимания. Игры в парочки с числами. 27. Упражнения на развитие внимания. Найди отличие. 28. Упражнения на развитие внимания. Найди отличие. Знакомство с программой для рисования Paint. (9 ч.) 29. Знакомство с программой для рисования Paint. 30. Работа в программе Paint. Упражнение «Раскрась картинку» 31. Работа в программе Paint. Упражнение «Раскрась картинку» 32. Работа в программе Paint. Упражнение «Раскрась картинку» 33. Рисование в программе Paint. 34. Рисование в программе Paint. 35. Рисование в программе Paint. Конкурс рисунков. 36. Обобщающее занятие «Компьютер – что это?» 37. Подведение итогов. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 ч. 2 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема Компьютер, операционная система. (6 ч.) Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Компьютер - помощник человека. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Что такое информация? Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе. Технология обработки текстовой информации. (13 ч.) Назначение текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора. Настройка рабочей среды. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 8 Осваиваем клавиатуру: русские буквы, пробел, клавиша стирания. 9. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв. 10. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов. 11. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода предложений. 12. Осваиваем клавиатуру. Знаки препинания и специальные символы. 13. Осваиваем клавиатуру. Латинские буквы. 14. Основные правила набора текста. Набор текста по образцу. 15. Набор и редактирование текста. Вставка и удаление пустых строк. 16. Набор и редактирование текста. 17. Понятие фрагмента текста. Освоение приемов работы с фрагментами текста. 18. Действия с фрагментами текста. 19. Изменение шрифта документа. Сохранение текстового документа. Технология обработки числовой информации (2 ч.) 20. Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом. 21. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений. Технология обработки графической информации (16 ч.). 22. Назначение и функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсоми настройка рабочей среды. 23. Приемы создания изображений. Создание изображений с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка. 24. Создание изображений инструментами: Прямоугольник. 25. Создание изображений инструментами: Эллипс. 26. Создание изображений инструментами Линия, Кривая, Многоугольник. 27. Настройка инструментов. 28. Редактирование компьютерного рисунка. 29. Создание рисунка с помощью геометрических фигур. 30. Создание рисунка с помощью геометрических фигур. 31. Фрагмент рисунка. Работа с фрагментами. 32. Работа с фрагментами рисунка. 33. Сборка рисунка из деталей. 34. Сборка рисунка из деталей. 35. Сохранение, созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске. 36. Конкурс рисунков. 37. Обобщающее занятие. Подведение итогов. Итого: 8. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 ч. 9 3 класс № Тема Компьютер, операционная система. ( 9 ч.) 1. Правила поведения и техника безопасности в кабинете. 2. Как устроен компьютер. Компьютерная помощница – мышь. Упражнения для развития движений мышью. 3. Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие буквы». 4. Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие слова». 5. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Знакомство с объектами Рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. 6. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Представление о файле и папке. 7. Создание папки и действия с ней. 8. Изменение настроек Рабочего стола. 9. Запускаем программы. Освоение основных действий с окном. Технология обработки текстовой информации. (13 ч.) 10. Назначение и функции текстового процессора OpenOfficeWriter. Знакомство с интерфейсом. 11. Основные правила набора текста. Набор текста по образцу. 12. Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения по документу. 13. Набор текста по образцу. Редактирование текста. 14. Действия с фрагментами текста. 15. Изменение шрифта текстового документа. 16. Списки. Создание простейшего маркированного и нумерованного списков. 17. Вставка в текстовый документ таблицы. 18. Редактирование таблицы. 19. Рисование таблицы. 20. Графические изображения в текстовом документе. 21. Создание рисунка с помощью панели Рисование. 22. Создание рисунка с помощью панели Рисование. Конкурс рисунков. Технология обработки числовой информации. (2 ч.) 23. Калькулятор – помощник математиков. Выполнение арифметических действий в программе Калькулятор. 24. Освоение совместных действий при работе с двумя программами. Технология обработки графической информации (13 ч.) 25. Назначение и функции графического редактора Paint. 26. Настройка инструментов для рисования. 27. Создание компьютерного рисунка. 28. Редактирование и сохранение рисунка. 29. Сборка рисунка из деталей. 30. Создание рисунка с помощью приема вспомогательных построений. 31. Работа с текстом. 32. Работа с текстом. 33. Оформление надписей на рисунке. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 34. 35. 36. 37. Итого: Построения геометрических фигур. Построения геометрических фигур. Действия с фрагментами рисунка. Обобщающее занятие. Подведение итогов. 1 1 1 1 37 ч. 4 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Тема Компьютер, операционная система (4 ч.) Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Виды информации Информационные процессы. Компьютер – устройство для работы с информацией. Технология обработки текстовой информации (13 ч.) Ввод и редактирование текста. Действия с фрагментами текста. Форматирование символов. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Редактирование таблицы. Изменение положения текста в таблице. Графическое оформление таблицы. Вставка в текстовый документ фигурных надписей. Дизайн текстового документа. (Создание рамок, применение заливки) Дизайн текстового документа. (Создание рамок, применение заливки) Создание «Почетной грамоты». Создание открытки «приглашение». Создание открытки к празднику Создание компьютерных презентаций (30 ч.) Понятие компьютерной презентации. Назначение и функциональные возможности программы Open Office Impress Знакомство с интерфейсом программы Open Office Impress. Добавление новых слайдов. Макет презентации. Макет презентации. Дизайн слайда. Ввод и редактирование текста. Вставка в слайд рисунков, схем. Вставка в слайд таблицы. Настройка анимационных эффектов. Настройка времени показа презентации. Переход между слайдами с помощью гиперссылок. Переход между слайдами с помощью гиперссылок. Подготовка презентации к показу. Создание презентации «Геометрические фигуры» Создание презентации «Геометрические фигуры» Разработка и создание собственной презентации. Разработка и создание собственной презентации. Демонстрация и защита презентации. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 36. Демонстрация и защита презентации. 37. Обобщающее занятие. Подведение итогов. Итого: 1 1 37 ч. V. Список информационных источников. Нормативно-правовые материалы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Научно-методическая литература Матвеева Н.В. Информатика и Икт. – М.:Бином, Лаборатория знаний, 2009 Интернет-ресурсы http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики; http://www.lbz.ru/ - сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний; http://gcompris.net/index-ru.html – руководство работы с программой GCompris 12