В мире информатики

Приложение к Программе дополнительного
образования
МОУ
«Мятлевская
средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»

Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности
«В мире информатики»
для учащихся 7-11 лет

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка
Планируемый
результат
освоения
дополнительного образования
Содержание программы
Тематический план
Список информационных источников

Стр.
3
программы 4
6
7
7

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире
информатики» имеет техническую направленность.
Данная программа разработана для учащихся младшего школьного возраста с 1 по 4
класс (7-10) лет и реализуется с учетом их возрастных, психологических и
психофизических особенностей.
Цель данной программы:
-подготовить учащихся к эффективному использованию информационных
технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала
учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих
начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и
информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как
практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и
повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной
деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения
к техническим устройствам; дать учащимся начальные знания в области информатики,
обучить их работе на компьютере в системной среде Open Office, текстовом редакторе,
графическом редакторе.
Основные задачи:
обучающие:
•содействовать развитию познавательного интереса к предметной области
«Информатика»
• познакомить школьников с основными свойствами информации
• научить их приемам организации информации
• формировать общеучебные умения и навыки
• приобретать знания, умения и навыков работы с информацией
• формировать умения применять теоретические знания на практике
• дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его
применения;
развивающие:
• способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности
• абстрактного и логического мышления
• творческого и рационального подхода к решению задач;
Воспитательные:
• способствовать настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
• умению работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
• навыкам здорового образа жизни.
Рабочая программа курса «В мире информатики» рассчитана на 148 часов (по 37ч.).
Уровень освоения программы – базовый.
Форма обучения – очная.
Основными формами организации занятий являются:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и
наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на
ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в
течение части занятия или нескольких занятий.
Формы аттестации: проводится в форме защиты учебных проектов, а так же на
итоговых уроках, где в игровой форме происходит обобщение и повторение пройденного
материала по изученному разделу.
3

II. Планируемый результат освоения программы дополнительного
образования
Личностные результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начальной
школы будут сформированы:
учебе;
-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой информационной задачи;
причин успеха в учебной деятельности, на анализ
соответствия результатов требованиям задачи;
значимости;
среды;
установка на здоровый образ жизни.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник начальной школы
научится:
ать и сохранять учебную задачу;
реализации, в том числе во внутреннем плане;
интерактивной среды;
ить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой
форме хода и результатов решения задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
библиотек и Интернета;
инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
и классификацию самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
о себе самом в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-символические средства, в том числе модели и системы;
азных видов;
признаков;
4

Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета; записывать,фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять
сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций; строить логическое рассуждение.
В сфере коммуникативных универсальных учебных умений выпускник научится:
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;
я, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет.
Выпускник получит возможность научиться:
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером.
Предметные результаты
Выпускник научится:

для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для
решения информационных задач;
и:
активировать, читать информацию, выполнять задания;
редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
ках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
поиска информации;
представленную в разной форме;
информацию в разной форме;
исследований (объяснять, сравнивать, и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы);
звуковой информацией, а также познакомится с доступными способами ее
получения, хранения, переработки.
готовой текстовой, визуальной,
звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными
способами ее получения, хранения, переработки.

5

III. Содержание программы.
1 класс (37ч.)
Компьютер. Операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Что умеет делать компьютер?
Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера.
Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений
мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой.
Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр»
Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие
памяти. Упражнения –головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие
внимания. Упражнения на развитие логического мышления.
Программа для рисования Paint. Знакомство с инструментами рисования. Упражнение
«Раскрась картинку». Рисование в программе.
2 класс. (37ч.)
Компьютер. Операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Роль компьютера в жизни
человека. Устройство компьютера. Освоение движений мышью. Освоение клавиатуры.
Рабочий стол. Объекты рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. Представление
о папке. Создание папки на рабочем столе.
Технология обработки текстовой информации.
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом
текстового процессора. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш.
Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта.
Сохранение и открытие текстового документа.
Технология обработки числовой информации.
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с
интерфейсом программы.. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение
простейших вычислений.
Технология обработки графической информации.
Назначение и основные функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом
и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш,
Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка
инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним.
Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Обобщающее занятие.
3 класс. (37ч.)
Компьютер, информация, операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Человек и компьютер. История
возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу
восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер – универсальная
машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий
стол.. Представление о файле и папке. Создание папки и действия с ней. Запуск
программы. Основные действия с окном.
Технология обработки текстовой информации.
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом
текстового процессора OpenOfficeWriter. Настройка рабочей среды. . Повторение основных
правил набора текста. Основные элементы текста. Приемы перемещения по тексту.
Редактирование текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Списки.
Маркированные и нумерованные списки. Вставка в текстовый документ таблицы.
Редактирование таблицы. Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и
открытие текстового документа.
6

Технология обработки числовой информации.
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение
арифметических действий в программе. Работа с двумя программами.
Технология обработки графической информации.
Назначение и основные функции графического редактора Paint. Повторение приемов
создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка
инструментов Редактирование компьютерного рисунка.
Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в
графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного
рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Обобщающее занятие.
4 класс. (37 ч.)
Компьютер, информация, операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Виды информации.
Информационные процессы (получение, хранение, обработка, передача). Компьютер –
универсальное устройство для работы с информацией.
Технология обработки текстовой информации.
Повторение основных правил набора текста. Редактирование текста. Действия с
фрагментами текста. Форматирование символов.. Вставка в текстовый документ таблицы.
Редактирование и форматирование таблицы. Вставка в текстовый документ фигурных
надписей. Дизайн текстового документа (создание рамок, применение заливки).
Создание компьютерных презентаций
Понятие мультимедийной презентации. Назначение и функциональные возможности
программы Open Office Impress. Знакомство с интерфейсом программы. Добавление новых
слайдов в презентацию. Выбор макета. Дизайн слайда. Ввод и редактирование текста.
Вставка в слайд таблицы. Настройка анимационных эффектов. Настройка времени показа
презентации. Переход между слайдами с помощью гиперссылок. Подготовка презентации к
показу.
Обобщающее занятие.

IV. Тематический план.
1 класс
№

Тема

Компьютер, операционная система. (11 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете.
Знакомство с компьютером. Что умеет делать компьютер?
Знакомство с компьютером. Из чего состоит компьютер?
Включение и выключение компьютера.
4. Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора.
Знакомство с мышью.
5. Освоение приемов работы с мышью. Упражнения для развития
движений мышью: перемещение мышки.
6. Управление мышью. Упражнения для развития движений
мышью: щелканье мышкой.
7. Управление мышью. Упражнение «Щелкайте и рисуйте».
8. Знакомство с клавиатурой. Упражнения с клавиатурой: «Числа
на кубиках»
9. Упражнения с клавиатурой: «Падающие буквы».
10. Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова».
1.
2.
3.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

11. Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова».
Работа с пакетом образовательных игр для детей «Сборник
обучающих игр» (17 ч.)
12. Упражнения на чтение: «Пропущенная буква».
13. Упражнения на чтение: «Практика чтения»
14. Упражнения по математике: «Счет предметов, «Числа на парах
кубиков»
15. Упражнения на сложение и вычитание в виде игры «Волшебная
шляпа»
16. Упражнение по математике: «Порядок чисел»
17. Упражнение по математике: «Практика использования денег»
18. Математические игры на развитие памяти.
19. Упражнения-головоломки. Головоломка Танграмм.
20. Упражнения-головоломки. Построй аналогичную модель.
21. Упражнения-головоломки. Упрощенная Ханойская башня.
22. Упражнения-исследования. Чтение названия цветов.
23. Упражнения-исследования. Изучение часов.
24. Упражнения-исследования. Понимание времени на часах.
25. Алгоритм. Нахождение логической последовательности
расположения предметов.
26. Упражнения на развитие внимания. Игры в парочки с числами.
27. Упражнения на развитие внимания. Найди отличие.
28. Упражнения на развитие внимания. Найди отличие.
Знакомство с программой для рисования Paint. (9 ч.)
29. Знакомство с программой для рисования Paint.
30. Работа в программе Paint. Упражнение «Раскрась картинку»
31. Работа в программе Paint. Упражнение «Раскрась картинку»
32. Работа в программе Paint. Упражнение «Раскрась картинку»
33. Рисование в программе Paint.
34. Рисование в программе Paint.
35. Рисование в программе Paint. Конкурс рисунков.
36. Обобщающее занятие «Компьютер – что это?»
37. Подведение итогов.
Итого:

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37 ч.

2 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема
Компьютер, операционная система. (6 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете.
Компьютер - помощник человека.
Человек и компьютер. История возникновения компьютера.
Что такое информация? Виды информации по способу
восприятия.
Виды информации по способу представления.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Устройства ввода и вывода информации.
Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.
Технология обработки текстовой информации. (13 ч.)
Назначение текстового редактора. Знакомство с интерфейсом
текстового процессора. Настройка рабочей среды.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

8

Осваиваем клавиатуру: русские буквы, пробел, клавиша
стирания.
9. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв.
10. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов.
11. Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода
предложений.
12. Осваиваем клавиатуру. Знаки препинания и специальные
символы.
13. Осваиваем клавиатуру. Латинские буквы.
14. Основные правила набора текста. Набор текста по образцу.
15. Набор и редактирование текста. Вставка и удаление пустых
строк.
16. Набор и редактирование текста.
17. Понятие фрагмента текста. Освоение приемов работы с
фрагментами текста.
18. Действия с фрагментами текста.
19. Изменение шрифта документа. Сохранение текстового
документа.
Технология обработки числовой информации (2 ч.)
20. Назначение и функциональные возможности программы
Калькулятор. Знакомство с интерфейсом.
21. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение
простейших вычислений.
Технология обработки графической информации (16 ч.).
22. Назначение и функции графического редактора Paint.
Знакомство с интерфейсоми настройка рабочей среды.
23. Приемы создания изображений. Создание изображений с
помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель,
Заливка.
24. Создание изображений инструментами: Прямоугольник.
25. Создание изображений инструментами: Эллипс.
26. Создание изображений инструментами Линия, Кривая,
Многоугольник.
27. Настройка инструментов.
28. Редактирование компьютерного рисунка.
29. Создание рисунка с помощью геометрических фигур.
30. Создание рисунка с помощью геометрических фигур.
31. Фрагмент рисунка. Работа с фрагментами.
32. Работа с фрагментами рисунка.
33. Сборка рисунка из деталей.
34. Сборка рисунка из деталей.
35. Сохранение, созданного рисунка. Открытие рисунка,
сохраненного на диске.
36. Конкурс рисунков.
37. Обобщающее занятие. Подведение итогов.
Итого:
8.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37 ч.

9

3 класс
№

Тема

Компьютер, операционная система. ( 9 ч.)
1. Правила поведения и техника безопасности в кабинете.
2. Как устроен компьютер. Компьютерная помощница – мышь.
Упражнения для развития движений мышью.
3. Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие
буквы».
4. Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие
слова».
5. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Знакомство с
объектами Рабочего стола, действия с ними. Запуск программ.
6. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Представление о
файле и папке.
7. Создание папки и действия с ней.
8. Изменение настроек Рабочего стола.
9. Запускаем программы. Освоение основных действий с окном.
Технология обработки текстовой информации. (13 ч.)
10. Назначение и функции текстового процессора OpenOfficeWriter.
Знакомство с интерфейсом.
11. Основные правила набора текста. Набор текста по образцу.
12. Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения
по документу.
13. Набор текста по образцу. Редактирование текста.
14. Действия с фрагментами текста.
15. Изменение шрифта текстового документа.
16. Списки. Создание простейшего маркированного и
нумерованного списков.
17. Вставка в текстовый документ таблицы.
18. Редактирование таблицы.
19. Рисование таблицы.
20. Графические изображения в текстовом документе.
21. Создание рисунка с помощью панели Рисование.
22. Создание рисунка с помощью панели Рисование. Конкурс
рисунков.
Технология обработки числовой информации. (2 ч.)
23. Калькулятор – помощник математиков. Выполнение
арифметических действий в программе Калькулятор.
24. Освоение совместных действий при работе с двумя
программами.
Технология обработки графической информации (13 ч.)
25. Назначение и функции графического редактора Paint.
26. Настройка инструментов для рисования.
27. Создание компьютерного рисунка.
28. Редактирование и сохранение рисунка.
29. Сборка рисунка из деталей.
30. Создание рисунка с помощью приема вспомогательных
построений.
31. Работа с текстом.
32. Работа с текстом.
33. Оформление надписей на рисунке.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

34.
35.
36.
37.
Итого:

Построения геометрических фигур.
Построения геометрических фигур.
Действия с фрагментами рисунка.
Обобщающее занятие. Подведение итогов.

1
1
1
1
37 ч.

4 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Тема
Компьютер, операционная система (4 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете.
Виды информации
Информационные процессы.
Компьютер – устройство для работы с информацией.
Технология обработки текстовой информации (13 ч.)
Ввод и редактирование текста.
Действия с фрагментами текста.
Форматирование символов.
Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование
таблицы.
Редактирование таблицы.
Изменение положения текста в таблице.
Графическое оформление таблицы.
Вставка в текстовый документ фигурных надписей.
Дизайн текстового документа. (Создание рамок, применение
заливки)
Дизайн текстового документа. (Создание рамок, применение
заливки)
Создание «Почетной грамоты».
Создание открытки «приглашение».
Создание открытки к празднику
Создание компьютерных презентаций (30 ч.)
Понятие компьютерной презентации. Назначение и
функциональные возможности программы Open Office Impress
Знакомство с интерфейсом программы Open Office Impress.
Добавление новых слайдов. Макет презентации.
Макет презентации.
Дизайн слайда.
Ввод и редактирование текста.
Вставка в слайд рисунков, схем.
Вставка в слайд таблицы.
Настройка анимационных эффектов.
Настройка времени показа презентации.
Переход между слайдами с помощью гиперссылок.
Переход между слайдами с помощью гиперссылок.
Подготовка презентации к показу.
Создание презентации «Геометрические фигуры»
Создание презентации «Геометрические фигуры»
Разработка и создание собственной презентации.
Разработка и создание собственной презентации.
Демонстрация и защита презентации.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

36. Демонстрация и защита презентации.
37. Обобщающее занятие. Подведение итогов.
Итого:

1
1
37 ч.

V. Список информационных источников.
Нормативно-правовые материалы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Научно-методическая литература
Матвеева Н.В. Информатика и Икт. – М.:Бином, Лаборатория знаний, 2009
Интернет-ресурсы
http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;
http://www.lbz.ru/ - сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
http://gcompris.net/index-ru.html – руководство работы с программой GCompris

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».