Баскетбол

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
среднего
общего
образования МОУ «Мятлевская СОШ
им. А.Ф. Иванова»

Программа внеурочной деятельности
«Баскетбол»

Оглавление
Пояснительная записка .................................................................................................................................3
Планируемые результаты .............................................................................................................................5
Содержание с указанием форм организации и видов деятельности .......................................................7
Тематическое планирование ........................................................................................................................9

Пояснительная записка
Программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню
освоения программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных
физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного
отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять
физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале
веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой
развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота,
сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются
личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в
команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая
двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать
нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на
начальном этапе 12-15 человек.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в
профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и
физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность программы «Баскетбол», как и многие другие виды
спорта, требует постепенного перехода от простого к сложному. Период работы по программе
позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим
данным и подготовленности.
Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей
свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
Практика
показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного
коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья
школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование
навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего
города, своей страны.
Задачи:
 Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами
игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения
соревнований;
 Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках
физкультуры;
 Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
 Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье,
закаливать организм;
 Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические
качества ребенка.
 Расширение спортивного кругозора детей.
 Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи,
воспитывать культуру поведения;
 Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом;
 Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению
спортивных мероприятий и праздников.

Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся
сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия
по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и
отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры,
игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять
разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды,
указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный,
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные
повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом,
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.

1.Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти
качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся
к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а
также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа
сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные
способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие
жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации
(предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся
игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно
сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и
оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает
избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности.
Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в
частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества.
Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды.
Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи.
Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения,
развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности
качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном
применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с
освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в
реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на
базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в
самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития, использование этих показателей в организации и проведении
самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой
двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения
учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и
навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и
проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и офункциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической
культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной
деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий
физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения
и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко
и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой
деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег,
прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических
действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной
деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых
заданий по настольному теннису.
- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических
упражнений на самочувствие;
- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;
- улучшат общую физическую подготовку;
- освоят упражнения СФП;
- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;
- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;
- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом,
приобщатся к здоровому образу жизни;
- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
- научатся ловить мяч двумя руками на месте;
- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;
- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места,
под углом к щиту;
- научатся освобождаться для получения мяча;
- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;
- будут уметь останавливаться двумя шагами;
- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;
- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;
- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на
свободное место;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,
дальние);
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту,
параллельно щиту;
- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;
- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;

3. Содержание с указанием форм организации и видов деятельности
1. Общие основы баскетбола
- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
2. Общая физическая подготовка
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
3. Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных
исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с
поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу,
выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног
(вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
4. Техническая подготовка
- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.

- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов.
Тактическая подготовка
Нападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.

5.

Игровая подготовка
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой
обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами минибаскетбола.

6.

4.Тематическое планирование

№

Темы

1

Общие основы баскетбола

2

Общая физическая подготовка

3

Специальная физическая подготовка

4

Техническая подготовка

5

Тактическая подготовка

6

Игровая подготовка
итого

Количество
часов
2
20
23
22
15
20

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».