Родная литература (русская) (базовый уровень)

Приложение
к основной образовательной программе среднего общего образования
МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф.Иванова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Родная литература (русская)»

Содержание

1.Планируемые результаты

3

2. Содержание учебного предмета …………………………………………………….13

3.Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания

16

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении учебного курса «Родная
литература (русская)»
№
Разделы учебного
Компетенции
Выпускник научится
Получит возможность научиться
курса
1
 понимать литературу как
Личность
Личностные
 развить эстетическое сознание
одну
из
национальночерез освоение
 воспитание российской
культурных
ценностей
художественного наследия
гражданской
русского
народа;

народов России и мира через
идентичности:
творческую деятельность
патриотизма, любви и
 уважительно относиться к
эстетического характера.
уважения к Отечеству,
родной
литературе;

 произвольно и осознанно
чувства гордости за свою
владеть общими приемами
Родину,прошлое и

оценивать
свои
и
чужие
решения учебных задач.
настоящее
поступки;
 выявлять и интерпретировать
многонационального
2
Личность и семья
авторскую позицию, определяя
народа России;

 проявлять внимание,
своѐ к ней отношение, и на этой
осознание своей

желание
больше
узнать.

основе формировать
этнической

собственные ценностные
принадлежности, знание


понимать
ориентации;
истории, языка,
3

определяющую роль
 определять
актуальность
культуры своего народа,

родной
литературы
произведений
для
читателей
своего края, основ
в развитии
разных поколений и вступать в
культурного наследия
 Личность –
интеллектуальных,
диалог с другими читателями;
народов России и
общество творческих
человечества;
 анализировать и истолковывать
государство
способностей и
произведения разной жанровой
 формирование

моральных качеств
природы,
аргументировано
осознанного,

личности;
формулируя своѐ отношение к
уважительного и
4

прочитанному;
 анализировать и
доброжелательного
 создавать собственный текст
характеризовать
отношения к
аналитического
и
эмоциональные состояния и
другому человеку,
интерпретирующего
характера;
чувства окружающих,



5

его мнению,
мировоззрению,
культуре, языку,
вере, гражданской
позиции, к истории,
культуре, религии,
традициям, языкам,
ценностям народов
России;

Личность –
природацивилизаци
я














развитие
морального
сознания и
компетентности в
решении моральных
проблем на основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам;



осознание значения семьи
в жизни человека и
общества, принятие
ценности семейной
жизни, уважительное и

Личность –
история современность



строить свои
взаимоотношения с их
учетом.







сопоставлять
произведение
словесного искусства и его
воплощение
в
других
искусствах;
выбирать
путь
анализа
произведения,
адекватный
жанрово-родовой
природе
художественного текста;
дифференцировать
элементы
поэтики
художественного
текста,
видеть
их
художественную и смысловую
функцию;вести
самостоятельную
проектноисследовательскую
деятельность
и
оформлять
результаты в разных форматах
(работа
исследовательского
характера, реферат).

заботливое отношениек
членам своей семьи;


развитие чувства
прекрасного –
умение чувствовать
красоту и
выразительность
русской речи,
стремиться к
совершенствованию
собственной речи;



устойчивый познавательный
интерес к чтению, к ведению
диалога с автором текста;



потребность в
самовыражении через слово.

Средством
достижения этих
результатов
служат тексты
художественной
литературы,
вопросы и задания к
ним, проблемнодиалогическая
технология,
технология
продуктивного
чтения.
Метапредметные:



планированию пути
достижения цели;



установлению целевых
приоритетов;



оценивать уровень владения

Регулятивные:
•
формулировать в
сотрудничестве с учителем
проблему и цели урока;
способствовать к целеполаганию,
включая постановку новых целей;
•
анализировать в
обсуждении с учителем условия и
пути достижения цели;
•
совместно с учителем
составлять план решения учебной
проблемы;
•
работать по плану, сверяя
свои действия с целью,
прогнозировать, корректировать
свою деятельность под
руководством учителя;
•
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.

тем или иным учебным
действием (отвечать на
вопрос «что я не знаю и не
умею?»).


учитывать условия
выполнения учебной
задачи;

осуществлять
итоговый контроль
деятельности («что
сделано») и
пооперационный
контроль («как
выполнена каждая
операция,входящая
в состав учебного
действия».
Средством
формирования
регулятивных УУД
служат технология
продуктивного чтения и
технология оценивания
образовательных
достижений.


•
строить сообщение в
устной форме;
•
находить в
художественном тексте ответ на
заданный вопрос;

Познавательные:
•
овладение навыками
смыслового чтения;
•
извлекать информацию (в
сотрудничестве и при поддержке
учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация,
таблица, схема);
•
владеть различными
видами аудирования
(выборочным, ознакомительным,
детальным);
•
перерабатывать в
сотрудничестве с учителем и
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
(переводить сплошной текст в
план, таблицу, схему и наоборот:
по плану, по схеме, по таблице
составлять сплошной текст);
•
излагать содержание
прочитанного (прослушанного)
текста подробно, сжато,
выборочно;
•
пользоваться словарями,
справочниками;
•
осуществлять анализ и
синтез;
•
устанавливать причинноследственные связи;
•
строить рассуждения.

•
ориентироваться на
возможное разнообразие
способов решения учебной
задачи;
•
анализировать изучаемые
объекты с выделением
существенных и
несущественных признаков;
•
осуществлять синтез как
составление целого из частей;
•
проводить сравнение;
•
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом
круге явлений;
•
проводить аналогии
между изучаемым материалом и
собственным опытом.
•
осуществлять запись
(фиксацию) указанной учителем
информации об изучаемом
языковом факте;
•
обобщать (выводить
общее для целого ряда
единичных объектов).



устанавливать и

Средством развития
познавательных УУД служат
тексты художественной
литературы; технология
продуктивного чтения.
Коммуникативные:
•
умение осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации, для выражения
своих чувств, мыслей и
потребностей;
•
планирования и регуляции
своей деятельности; владение
устной и письменной речью;
монологической контекстной
речью;
•
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке
направляющей роли учителя);
•
уметь устанавливать и
сравнивать разные точки зрения
прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
•
слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
•
уметь задавать вопросы,
необходимые для организации

вырабатывать разные точки
зрения;


аргументировать свою
точку зрения;



задавать вопросы.



продуктивно разрешать
конфликты на основе
учѐта интересов и
позиций всех
участников, поиска и
оценки альтернативных
способовразрешения
конфликтов;



договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности;



брать на себя инициативу в
организации совместного
действия (деловое
лидерство).

собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при
непосредственной методической
поддержке учителя;
•
уметь осуществлять
взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и
помощь учителя);
•
оформлять свои мысли в
устной и письменной форме с
учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа,
стиля, жанра;
•
выступать перед
аудиторией сверстников с
сообщениями.
Предметные:
• осознание значимости чтения и
изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития;
формирование потребности в
систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации
отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
• понимание родной литературы
как одной из основных
национально-культурных
ценностей народа, как особого
способа познания жизни;
• развитие способности понимать

• владеть различными видами
пересказа,
• пересказывать сюжет;
• выявлять особенности
композиции, основной
конфликт, вычленять фабулу;
• характеризовать героевперсонажей, давать их
сравнительные характеристики;
• находить основные
изобразительно-выразительные
средства, характерные для
творческой манеры писателя,
определять их художественные
функции;
• определять родо-жанровую
специфику художественного
произведения;
• выявлять и осмыслять формы
авторской оценки героев,
событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем»

литературные художественные
произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
• овладение процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста на основе
понимания принципиальных
отличий литературного
художественного текста от
научного, делового,
публицистического и т.п.;
• формирование умений
воспринимать, анализировать,
критически оценивать и
интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную
картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на
уровне не только эмоционального
восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

как адресатом произведения;
• выражать личное отношение к
художественному произведению,
аргументировать свою точку
зрения;
• ориентироваться в
информационном
образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками,
специальной литературой;
• пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими
указателями, системой поиска в
Интернете.

2. Содержание учебного предмета

№ Разделы, темы

Количество

Формы контроля

часов
1 ЛИЧНОСТЬ.
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к
читателю. М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе
человека, об опасности саморазрушения личности. Осознание трагического
одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия врассказе
Ю.П.Казакова «Во сне ты горько плакал».
2 ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ.
Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н.Зайцева «Голубая звезда».
Своеобразие конфликта в повести В.В.Набокова «Машенька». Образ Машеньки
как символ далекой родины. Народная правда военного времени в романе
Ф.А.Абрамова «Братья и сѐстры». Олицетворение мужества простого русского
народа в военные времена. Душевная красота членов нескольких семейств в
романе Ф.А.Абрамова «Братья и сѐстры». А.Н.Арбузов «Жестокие игры».
Нравственная проблематика. Ответственность людей за тех,кто рядом.
3 ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ГОСУДАРСТВО.
Русский национальный характер в рассказе И.А.Бунина «Иоанн Рыдалец».
Особенности художественного метода социалистического реализма на примере
романаА.Н.Островского «Как закалялась сталь». Э.Веркин. «Облачный полк».
Военные будни в повести. Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести. Человек и государственная система в рассказе В.С.Маканина
«Кавказский пленный». Проблема межнациональных отношений в рассказе
В.С.Маканина «Кавказский пленный». Законы морали и государственные законы в
романе З. Прилепина «Санька».

3

Текущий контроль

8

Текущий контроль
Сочинение
«Нравственные и
духовные семейные
ценности»

9

Текущий контроль
Контрольная работа

4 ЛИЧНОСТЬ – ПРИРОДА – ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

5

Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.Рубцова. Проблемы
современной цивилизации в романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне».
Современная цивилизация в рассказе Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны».
Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
5 ЛИЧНОСТЬ – ИСТОРИЯ – СОВРЕМЕННОСТЬ.

Текущий контроль
Сочинение «Человек
в мире цивилизации»

8

Контрольная работа

И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Роль личности в истории
(дилогия Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» и «Хранитель
древностей»). Судьба ценностей христианско – гуманистической цивилизации.
Образ русского интеллигента в романе Ю.О.Домбровского «Факультет ненужных
вещей». Рассказ В.Ф.Тендрякова «Пара гнедых». Роль личности в истории (по
произведениям донских писателей). Писатели – современники. Основные
проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы 20 –21
веков.


Итого

33

3. Тематическое планирование c учетом рабочей программы воспитания
№
п/п
1
2
3
4
5

Название темы (раздела)
Личность
Личность и семья
Личность – общество - государство
Личность - природа - цивилизация
Личность – история - современность

Количество часов на изучение
3
8
9
5
8
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».