Приложение
к Основной образовательной
программе
среднего
общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Информатика»
базовый уровень
10-11 класс
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
определять информационный объем графических и звуковых данных
при заданных условиях дискретизации;
–
строить логическое выражение по заданной таблице истинности;
решать несложные логические уравнения;
–
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
–
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных
данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых
последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа
данных; читать и понимать несложные программы, написанные на
выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня;
–
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную)
несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных;
–
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей с использованием
основных алгоритмических конструкций;
–
использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
–
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти);
–
использовать
компьютерно-математические
модели
для
анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;
–
аргументировать выбор программного обеспечения и технических
средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя
знания о принципах построения персонального компьютера и классификации
его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий
из различных предметных областей;
–
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и
средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
–
создавать
структурированные
текстовые
документы
и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств;
–
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной
работы технических средств ИКТ;
–
соблюдать
санитарно-гигиенические
требования
при
работе
за
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений,
используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых
запросов;
–
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и
вычитать
числа,
записанные
в
двоичной,
восьмеричной
и
шестнадцатеричной системах счисления;
–
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании
реальных объектов и процессов;
–
строить
неравномерные
коды,
допускающие
однозначное
декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о
кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а
также о помехоустойчивых кодах ;
–
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о
постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа
данных;
–
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования,
использовать
включая
основные
программирования
и
тестирование
управляющие
библиотеки
и
отладку
конструкции
прикладных
программ;
последовательного
программ;
выполнять
созданные программы;
–
разрабатывать
и
использовать
компьютерно-математические
модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов;
интерпретировать
результаты,
получаемые
в
ходе
моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на
предмет соответствия реальному объекту или процессу;
–
применять базы данных и справочные системы при решении задач,
возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные
многотабличные базы данных;
–
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
–
понимать основные принципы устройства современного компьютера
и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и
экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
–
понимать
общие
принципы
разработки
и
функционирования
интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы
обеспечения
информационной
безопасности,
способы
и
средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
–
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
2. Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение
чисел,
записанных
в
двоичной,
восьмеричной
и
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел,
записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
логики
Операции
«импликация»,
«эквивалентность».
Примеры
законов
алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение
простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная
форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов
(примеры:
построения
оптимального
пути
между
вершинами
ориентированного ациклического графа; определения количества различных
путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись
алгоритмических
конструкций
в
выбранном
языке
программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка
программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых
алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и
программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ.
Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных
таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
–
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех,
четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм
(или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или
массива);
–
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
–
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного
натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
–
алгоритмы
работы
с
элементами
массива
с
однократным
просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление
элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном
порядке,
суммирование
элементов
массива,
проверка
соответствия
элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине
наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента,
удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного
образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных
данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме.
Анализ
достоверности
Использование
сред
(правдоподобия)
имитационного
результатов
моделирования
экспериментов.
(виртуальных
лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных
систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Распределенные
вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные
цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем.
Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного
обеспечения мобильных устройств.
Организация
хранения
и
обработки
данных,
в
том
числе
с
использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных
устройств.
Прикладные
компьютерные
программы,
используемые
в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для
решения
учебных
задач
Законодательство
и
задач
Российской
по
Федерации
выбранной
в
специализации.
области
программного
обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения
стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение,
технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего
места.
Проектирование
автоматизированного
рабочего
места
в
соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование
готовых
шаблонов
документа,
и
создание
создание
собственных.
гипертекстового
Разработка
документа.
структуры
Стандарты
библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация.
Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные
сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства
ввода
текста.
Программы
распознавания
текста,
введенного
с
использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета.
Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание
и
преобразование
аудиовизуальных
объектов.
Ввод
изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка
изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации
готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на
практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы.
Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных.
Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования.
Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей
типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей.
Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения.
Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и
предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Работа
в
информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы.
Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование
языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы
реального
времени
(локация
мобильных
телефонов,
определение
загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование
билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и
обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная
культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные
приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных
системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы
защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная
подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
3.
Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей
программы воспитания, с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
Количество часов/класс
№
Тема
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего
1.
места
Всего
10 кл. 11 кл.
2
1
1
3
2.
Информация и информационные процессы
5
2
3.
Кодирование информации
5
5
4.
Логические основы компьютеров
3
3
5.
Компьютерная арифметика
0
6.
Устройство компьютера
3
3
7.
Программное обеспечение
5
5
8.
Компьютерные сети
3
3
9.
Информационная безопасность
1
1
Итого:
27
23
9
9
1
4
Алгоритмы и программирование
10.
Алгоритмизация и программирование
11.
Решение вычислительных задач
1
12.
Элементы теории алгоритмов
0
13.
Объектно-ориентированное программирование
Итого:
Информационно-коммуникационные технологии
0
10
10
0
14.
Моделирование
3
3
15.
Базы данных
5
5
16.
Создание веб-сайтов
6
6
17.
Графика и анимация
5
5
18.
3D-моделирование и анимация
5
5
Итого:
24
0
24
Повторение
Итого по всем разделам:
7
67
1
34
5
33