Информатика (базовый уровень)

Приложение
к Основной образовательной
программе
среднего
общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Информатика»
базовый уровень
10-11 класс

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–

определять информационный объем графических и звуковых данных

при заданных условиях дискретизации;
–

строить логическое выражение по заданной таблице истинности;

решать несложные логические уравнения;
–

находить оптимальный путь во взвешенном графе;

–

определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных

данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых
последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа
данных; читать и понимать несложные программы, написанные на
выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня;
–

выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную)

несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных;
–

создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых

задач базового уровня из различных предметных областей с использованием
основных алгоритмических конструкций;
–

использовать готовые прикладные компьютерные программы в

соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
–

понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью

вычислений (время работы, размер используемой памяти);
–

использовать

компьютерно-математические

модели

для

анализа

соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;

–

аргументировать выбор программного обеспечения и технических

средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя
знания о принципах построения персонального компьютера и классификации
его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий
из различных предметных областей;
–

использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности

составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и
средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
–

создавать

структурированные

текстовые

документы

и

демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств;
–

применять антивирусные программы для обеспечения стабильной

работы технических средств ИКТ;
–

соблюдать

санитарно-гигиенические

требования

при

работе

за

персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–

выполнять эквивалентные преобразования логических выражений,

используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых
запросов;
–

переводить заданное натуральное число из двоичной записи в

восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и
вычитать

числа,

записанные

в

двоичной,

восьмеричной

и

шестнадцатеричной системах счисления;
–

использовать знания о графах, деревьях и списках при описании

реальных объектов и процессов;
–

строить

неравномерные

коды,

допускающие

однозначное

декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о

кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а
также о помехоустойчивых кодах ;
–

понимать важность дискретизации данных; использовать знания о

постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа
данных;
–

использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде

программирования,
использовать

включая

основные

программирования

и

тестирование

управляющие

библиотеки

и

отладку

конструкции

прикладных

программ;

последовательного

программ;

выполнять

созданные программы;
–

разрабатывать

и

использовать

компьютерно-математические

модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов;

интерпретировать

результаты,

получаемые

в

ходе

моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на
предмет соответствия реальному объекту или процессу;
–

применять базы данных и справочные системы при решении задач,

возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные
многотабличные базы данных;
–

классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом

выполняемых задач;
–

понимать основные принципы устройства современного компьютера

и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и
экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
–

понимать

общие

принципы

разработки

и

функционирования

интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы
обеспечения

информационной

безопасности,

способы

и

средства

обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
–

критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
2. Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Введение. Информация и информационные процессы

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение

чисел,

записанных

в

двоичной,

восьмеричной

и

шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел,
записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
логики
Операции

«импликация»,

«эквивалентность».

Примеры

законов

алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение
простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная
форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов
(примеры:

построения

оптимального

пути

между

вершинами

ориентированного ациклического графа; определения количества различных
путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.

Табличные величины (массивы).
Запись

алгоритмических

конструкций

в

выбранном

языке

программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка
программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых
алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и
программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ.
Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных
таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
–

алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех,

четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм
(или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или
массива);
–

алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;

–

алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного

натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
–

алгоритмы

работы

с

элементами

массива

с

однократным

просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление
элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном
порядке,

суммирование

элементов

массива,

проверка

соответствия

элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине
наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента,
удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного
образца).
Постановка задачи сортировки.

Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных
данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме.
Анализ

достоверности

Использование

сред

(правдоподобия)
имитационного

результатов
моделирования

экспериментов.
(виртуальных

лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных
систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные

системы.

Суперкомпьютеры.

Распределенные

вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные
цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем.
Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного
обеспечения мобильных устройств.
Организация

хранения

и

обработки

данных,

в

том

числе

с

использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных

устройств.

Прикладные

компьютерные

программы,

используемые

в

соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для
решения

учебных

задач

Законодательство

и

задач

Российской

по

Федерации

выбранной
в

специализации.

области

программного

обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения
стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность,

гигиена,

эргономика,

ресурсосбережение,

технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего
места.

Проектирование

автоматизированного

рабочего

места

в

соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование
готовых

шаблонов

документа,

и

создание

создание

собственных.

гипертекстового

Разработка

документа.

структуры
Стандарты

библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация.
Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные
сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства
ввода

текста.

Программы

распознавания

текста,

введенного

с

использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета.
Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание

и

преобразование

аудиовизуальных

объектов.

Ввод

изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка
изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.

Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации
готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на
практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы.
Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных.
Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования.
Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей
типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей.
Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения.
Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и
предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные

технологии.

Работа

в

информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы.
Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.

Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование
языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы
реального

времени

(локация

мобильных

телефонов,

определение

загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование
билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и
обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная
культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные
приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных
системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы
защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная
подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.

3.

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей
программы воспитания, с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
Количество часов/класс

№
Тема
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего
1.
места

Всего

10 кл. 11 кл.

2

1

1
3

2.

Информация и информационные процессы

5

2

3.

Кодирование информации

5

5

4.

Логические основы компьютеров

3

3

5.

Компьютерная арифметика

0

6.

Устройство компьютера

3

3

7.

Программное обеспечение

5

5

8.

Компьютерные сети

3

3

9.

Информационная безопасность

1

1

Итого:

27

23

9

9
1

4

Алгоритмы и программирование
10.

Алгоритмизация и программирование

11.

Решение вычислительных задач

1

12.

Элементы теории алгоритмов

0

13.

Объектно-ориентированное программирование
Итого:
Информационно-коммуникационные технологии

0
10

10

0

14.

Моделирование

3

3

15.

Базы данных

5

5

16.

Создание веб-сайтов

6

6

17.

Графика и анимация

5

5

18.

3D-моделирование и анимация

5

5

Итого:

24

0

24

Повторение
Итого по всем разделам:

7
67

1
34

5
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».