IT -технологии (углубленный уровень)

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
среднего
общего
образования МОУ «Мятлевская
средняя
общеобразовательная
школа им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«IT-технологии»
11класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных универсальных
учебных действий более всего ориентированы такие тематические разделы курса как
«Информация и информационные процессы», «Современные технологии создания и

обработки информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка
информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и
«Основы социальной информатики». При работе с соответствующими материалами курса
выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые
информационные технологии» и «Основы социальной информатики» выпускники получат
возможность научиться:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Выпускник научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях
дискретизации; строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения; находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать
изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их
основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня; выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; создавать на
алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных
предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации; понимать и использовать основные понятия,
связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и
процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а
также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить
полученные данные для публикации; аргументировать выбор программного обеспечения и
технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания
о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного

обеспечения; использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей; использовать табличные (реляционные) базы данных, в
частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним;
наполнять разработанную базу данных; создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных
средств; применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых запросов; переводить заданное натуральное
число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать,
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления; использовать знания о графах, деревьях и списках при описании
реальных объектов и процессов; строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые
позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач
поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; использовать навыки и
опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и
отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на
предмет соответствия реальному объекту или процессу; применять базы данных и
справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее;
создавать учебные многотабличные базы данных; классифицировать программное
обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; понимать основные принципы
устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать
правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной
безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
1. Обработка информации в электронных таблицах
Выпускник научится:
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей; представлять результаты математического моделирования в наглядном
виде, готовить полученные данные для публикации.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров;
использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в
ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет
соответствия реальному объекту или процессу.
2. Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать
изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их

основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня; выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; создавать на
алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных
предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; понимать и
использовать основные понятия, связанные со сложность вычислений (время работы, размер
используемой памяти).
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач
анализа данных; получать представление о существовании различных алгоритмов для
решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и
используемой памяти; применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные
управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных
программ; выполнять созданные программы.
3. Информационное моделирование
Выпускник научится:
находить оптимальный путь во взвешенном графе; использовать компьютерноматематические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах
данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов; применять базы данных и справочные системы при решении задачи; возникающих
в ходе учебной деятельности и вне её; создавать учебные многотабличные базы данных.
4. Сетевые информационные технологии
Выпускник научится:
использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете;
вести поиск в информационных системах; использовать сетевые хранилища данных и
облачные сервисы; использовать в повседневной практической деятельности (в том числе
размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств
коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами
сетевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые
принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной
этики и права; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете; понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы,
формы; организовывать личное информационное пространство; критически оценивать
информацию, полученную из сети Интернет.
5. Основы социальной информатики
Выпускник научится:
Находить источники информации в направлении информационной безопасности.
Выпускник получит возможность научиться: использовать принципы обеспечения
информационной
безопасности,
способы
и
средства
обеспечения
надежного
функционирования средств ИКТ.

2. Содержание учебного предмета
1. Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе — в задачах
математического моделирования
2. Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции
языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на
выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и
программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка
работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная
реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей.
Примеры задач:
– алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без
использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой
последовательности (или массива);
– алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
– алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка
числа на простоту и т. д.);
– алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск
элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в
обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм
может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Алгоритмические конструкции Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины
(массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования
3. Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое
представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по
выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения
компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Дискретные объекты Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа;
определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев,
списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево
4. Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети
Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Вебсайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка
интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети
Интернет Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения
запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени
(локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т. п.); интернет торговля; бронирование билетов и гостиниц и т. п.
5. Социальная информатика

Социальные сети — организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации.
Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения.
Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность Средства защиты информации в автоматизированных
информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты
и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности

3. Тематическое планирование с учетом рабочей программы
воспитания
Обработка информации в электронных
таблицах
Алгоритмы и элементы программирования
Информационное моделирование
Сетевые информационные технологии
Основы социальной информатики

6 часов
9 часов
8 часов
5 часов
3 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».