Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Курс внеурочной деятельности «Я – гражданин России» Оглавление I. Пояснительная записка ..............................................................................................................3 II. Планируемые результаты освоения курса.............................................................................3 III. Содержание курса ....................................................................................................................4 IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы ...................................................................................................................................5 I. Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1 класса МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; • воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; • повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России. Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (33 ч.). II. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты Обучающийся научится: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее, будущее; определять родственные связи в семье; соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; использовать правила поведения в общественных местах и на улице. испытывать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, ценить в героях произведений доброту, честность, верность; испытывать чувство гордости за свою Родину; испытывать гордость за подвиг людей во время Великой Отечественной войны. Обучающийся получит возможность научиться: оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион. Метапредметные результаты Регулятивные : Обучающийся научится: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. Познавательные : Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательного текста; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: Обучающийся научится: принимать участие в работе парами и группами; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнѐра высказывания; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. III. Содержание курса 1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. Диагностика 2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки 3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего села. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу. Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала. 4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. 5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции. IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, № Тема Количество часов «Я и я» - 4ч. 1 Я, ты, мы. 1 2 Мой сосед по парте. 1 3 Кто что любит делать. 1 4 Антиреклама вредных привычек. 1 «Я и семья» – 6ч. 5 Моя семья – моя радость.. 1 6 Фотографии из семейного альбома. Оформление фотовыставки 1 7 Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? 1 8 Слушаем сказки моей бабушки 1 9 Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. 1 10 Конкурсы стихов о семье. 1 « Я и культура» – 5ч. 11 Дары природы. 1 12 Мисс осени. 1 13 История моего поселка. 1 14 Откуда пришли елочные игрушки. 1 15 Встречаем Масленицу. 1 « Я и школа» – 8ч. 16 Праздник первого звонка.. 1 17 Мой школьный дом 1 18 Правила поведения в школе. 1 19 Законы жизни в классе. 1 20 Школа вежливости. 1 21 Десант чистоты и порядка. 1 22 Самый красивый школьный двор. 1 23 Экскурсия в школьный музей. 1 «Я и мое Отечество» - 6ч. 24 Мои права и обязанности. 1 25 Они защищают Родину. 1 26 Мои родные – защитники Родины. 1 27 Маленькие герои большой войны. 1 28 Поклон тебе, солдат России. 1 29 С чего начинается Родина? 1 «Я и планета» - 4ч. 30 Планета просит помощи. 1 32 Маленькая страна. 1 33 В гости к зеленой аптеке. Итого: 33 ч.