Этика Азбука добра

Приложение
к Основной образовательной
программе начального общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Курс
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Этика: азбука добра»
для учащихся 1-4 классов

1

Оглавление

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

3-6

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
6-8
III. Тематическое планирование

8-15

2

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Этика : азбука добра» для 1-4 класса МОУ «Мятлевская
средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении
деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и
самовоспитания.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями
социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома,
на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между
людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать
свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Курс «Этика: азбука добра» рассчитан на 1 ч занятий в неделю.

3

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности курса.
Личностные:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в
поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
и обеспечение благополучия.
Регулятивные:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках;
Познавательные:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
Коммуникативные:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой
коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
4

позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В результате прохождения программного материала к концу 1
класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за
другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои
книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков
по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся
должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии,
отражѐнном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева,
«Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях,
дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся
должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих
нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
5

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев,
уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся
должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь
мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
1.

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без
опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как
время
активного
отдыха,
игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своѐ поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
2.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых
поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных
произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных
ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и
поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с
окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с
правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути
6

выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка
ситуации.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной
жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный,
отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
3.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность
школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность
человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного
отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом
других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от
неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать
его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
4.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в
человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,
собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии
такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и
жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.

5.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности
вежливого
поведения
в
разных
жизненных
ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинѐнные неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться
7

первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить
«спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.
д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чѐтко и громко высказывать
обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных
местах.

III. Тематическое планирование
« Этика: азбука добра».

1 класс. 33 ч.

Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть
опрятным, организованным, вежливым.
№ занятия
1
2
3
4
5

Название раздела
Школьный этикет.
Правила общения.
О трудолюбии.
Культура внешнего вида.
Внешкольный этикет.

Количество часов
6 ч.
7 ч.
6 ч.
6 ч.
8 ч.
Итого: 33 ч.

Школьный этикет
Мы пришли на урок.
Зачем нужны перемены?
Мы в школьной столовой.
Правила общения
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Моя семья.
О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своѐ место (береги свои школьные вещи).
Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи своѐ место.
Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте.
«Спасибо» и «пожалуйста».

8

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
« Этика: азбука добра».
1 класс. 33 ч.
№ занятия

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13

1
2
3
4
5
6
7

14
15
16
17
18

1
2
3
4
5

19

6

20
21
22
23
24
25

1
2
3
4
5
6

26
27
28
29
30
31
32
33

1
2
3
4
5
6
7
8

Название раздела.
Тема занятия.
Школьный этикет. 6 ч.
Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене.
Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе.
Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в общественных местах.

Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой.
Правила поведения на школьном дворе.
Правила общения. 7 ч.
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Моя семья.
О трудолюбии. 6 ч.
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своѐ место (береги свои
школьные вещи).
Бережливость: каждой вещи своѐ место (береги свои
школьные вещи).
Культура внешнего вида. 6 ч.
Основные правила Мойдодыра.
Основные правила Мойдодыра.
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи своѐ место.
Каждой вещи своѐ место.
Каждой вещи своѐ место. Умейте ценить своѐ и чужое время.
Внешкольный этикет. 8 ч.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Экскурсия
«Спасибо» и «пожалуйста».
«Спасибо» и «пожалуйста».
«Спасибо» и «пожалуйста».
Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности?

9

Дата

« Этика: азбука добра».

2 класс. 34 ч.

Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на
выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№ занятия

Название раздела
Школьный этикет.
Правила общения.
О трудолюбии.
Культура внешнего вида.
Внешкольный этикет.

1
2
3
4
5

Количество часов
7 ч.
8 ч.
8 ч.
6 ч.
5 ч.
Итого: 34 ч.

Школьный этикет
Дисциплина в школе и классе.
В библиотеке: люби книгу.
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Правила общения
Сопереживание, помощь друзьям. Дал слово — держи его.
Диалоги со сверстниками.
О трудолюбии
Учусь всѐ делать сам.
Взаимопомощь дома и в школе.
Беречь результаты труда.
Культура внешнего вида
Правила личной гигиены.
Бережное отношение к своей одежде.
Внешкольный этикет
Правила поведения в общественных местах.
Бережное отношение к природе.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
« Этика: азбука добра».
2 класс.
№ занятия

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4
5
6
7

8

1

Название раздела.
Тема занятия.
Школьный этикет. 7 ч.
Школьный этикет
Дисциплина в школе и в классе
Дисциплина в школе и в классе
В библиотеке: люби книгу
В библиотеке: люби книгу
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка
Правила общения. 8 ч.
Правила общения
10

Дата

9
10
11
12
13
14
15

2
3
4
5
6
7
8

16
17
18
19
20
21
22
23

1
2
3
4
5
6
7
8

24
25
26
27
28
29

1
2
3
4
5
6

30

1

31
32
33
34

2
3
4
5

Сопереживание, помощь друзьям
Сопереживание, помощь друзьям
Дал слово – держи его
Дал слово – держи его
Диалоги со сверстниками
Диалоги со сверстниками
Обобщающее занятие. Твои поступки и твои родители.
(Наблюдения).
О трудолюбии. 8 ч.
О трудолюбии
Учусь всѐ делать сам
Учусь всѐ делать сам
Взаимопомощь дома и в школе
Взаимопомощь дома и в школе
Беречь результаты труда
Беречь результаты труда
Обобщающее занятие
Культура внешнего вида. 6 ч.
Культура внешнего вида
Правила личной гигиены
Правила личной гигиены
Бережное отношение к своей одежде
Бережное отношение к своей одежде
Обобщающее занятие
Внешкольный этикет. 5 ч.
Внешкольный этикет. «Моя семья: традиции и
праздники»
Правила поведения в общественных местах
Правила поведения в общественных местах
Бережное отношение к природе
Обобщающее занятие
« Этика: азбука добра».

3 класс. 34 ч.

Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил
поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам,
уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными
людьми, сострадание к чужому горю.
№ занятия
1
2
3
4
5

Название раздела
Школьный этикет.
Правила общения.
О трудолюбии.
Культура внешнего вида.
Внешкольный этикет.

Количество часов
6 ч.
7 ч.
6 ч.
6 ч.
9 ч.

11

Итого: 34 ч.
3 класс
Школьный этикет
Взаимопомощь: учѐба и труд.
Школьное имущество надо беречь.
Правила общения
Время надо беречь.
Слово лечит, слово ранит.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
О трудолюбии
Труд кормит, а лень портит.
Как организовать свой труд.
Культура внешнего вида
Уход за своими вещами.
Одежда будничная и праздничная.
Внешкольный этикет
Разговор по телефону.
Поведение в гостях.
Я пишу письмо.
Поведение на природе.
« Этика: азбука добра» . 3 класс.

№ занятия

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13

1
2
3
4
5
6
7

14
15
16

1
2
3

Название раздела.
Тема занятия.
Школьный этикет. 6 ч.
Школьный этикет
Взаимопомощь: учѐба и труд.
Взаимопомощь: учѐба и труд.
Взаимопомощь: учѐба и труд.
Школьное имущество надо беречь.
Школьное имущество надо беречь.
Правила общения. 7 ч.
Время надо беречь.
Время надо беречь.
Слово лечит, слово ранит.
Слово лечит, слово ранит.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
О трудолюбии. 6 ч.
Труд кормит, а лень портит.
Труд кормит, а лень портит.
Труд кормит, а лень портит.
12

Дата

17
18
19

4
5
6

20
21
22
23
24
25

1
2
3
4
5
6

26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Как организовать свой труд.
Как организовать свой труд.
Как организовать свой труд.
Культура внешнего вида. 6 ч.
Уход за своими вещами.
Уход за своими вещами.
Уход за своими вещами.
Одежда будничная и праздничная.
Одежда будничная и праздничная.
Одежда будничная и праздничная.
Внешкольный этикет. 9 ч.
Разговор по телефону.
Разговор по телефону.
Поведение в гостях.
Поведение в гостях.
Я пишу письмо.
Я пишу письмо.
Поведение на природе.
Поведение на природе.
Обобщающий урок

« Этика: азбука добра».

4 класс. 34 ч.

Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным
содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми,
положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ занятия
1
2
3
4
5

Название раздела
Школьный этикет.
Правила общения.
О трудолюбии.
Культура внешнего вида.
Внешкольный этикет.

Количество часов
6 ч.
7 ч.
6 ч.
6 ч.
9 ч.
Итого: 34 ч.

4 класс
Школьный этикет
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.
Забота о младших.
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
Правила общения
Игра «Город вежливости».
Вежливый ли я дома?
13

О трудолюбии
Культура физического и умственного труда.
Золотые руки.
Герои труда.
Культура внешнего вида
Что такое культура внешнего вида?
Одежда и осанка.
Вежливость и внешний вид.
Внешкольный этикет
Готовимся к празднику.
Осваиваем правило «так нельзя».
« Этика: азбука добра» . 4 класс.

№ занятия

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13

1
2
3
4
5
6
7

14
15
16
17
18
19

1
2
3
4
5
6

20
21
22
23
24
25

1
2
3
4
5
6

Название раздела
Тема занятия
Школьный этикет. 6 ч.
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.
Забота о младших.
Забота о младших.
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
Правила общения. 7 ч.
Игра «Город вежливости».
Игра «Город вежливости».
Игра «Город вежливости».
Вежливый ли я дома?
Вежливый ли я дома?
Вежливый ли я дома?
Конкурс стихов о вежливости.
О трудолюбии. 6 ч.
Культура физического и умственного труда.
Культура физического и умственного труда.
Золотые руки.
Золотые руки.
Герои труда.
Герои труда.
Культура внешнего вида. 6 ч.
Что такое культура внешнего вида?
Что такое культура внешнего вида?
Одежда и осанка
Одежда и осанка
Вежливость и внешний вид.
Вежливость и внешний вид.
Внешкольный этикет. 9 ч.
14

Дата

26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Готовимся к празднику
Готовимся к празднику
Готовимся к празднику
Готовимся к празднику
Осваиваем правило «так нельзя».
Осваиваем правило «так нельзя».
Осваиваем правило «так нельзя».
Экскурсия
Обобщающий урок

15

16

.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».