Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Курс внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» для учащихся 1-4 классов 1 Оглавление I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 3-6 II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 6-8 III. Тематическое планирование 8-15 2 Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Этика : азбука добра» для 1-4 класса МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Задачи: Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. Курс «Этика: азбука добра» рассчитан на 1 ч занятий в неделю. 3 I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности курса. Личностные: У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные: Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; Познавательные: Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных 4 позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи. Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать: 1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями. 2. Заповеди и правила этикета. 3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражѐнном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена). 4. Афоризмы. Уметь: 1. Исполнять заповеди. 2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 3. Выполнять общение. 4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки. 5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании. В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать: 1. Ранее изученные заповеди и афоризмы. 2. Каким должен быть воспитанный человек. 3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону. 4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений. 5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. 6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям. Уметь: 1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер. 2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля. 3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета. 5 4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. 5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. 6. Быть сострадательными к чужому горю. 7. Не обижать животных и птиц. 8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать: 1. Правила этики и культуры речи. 2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного. 3. Об источниках наших нравственных знаний. 4. О совести как основе нравственности. 5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха. 6. Стихотворения о родине (на выбор). 7. Афоризмы. 8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков. Уметь: Различать хорошие и плохие поступки. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. Исполнять заповеди. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия: — воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; — оценивать своѐ поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути 6 выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. Универсальные учебные действия: — использовать в речи слова вежливости; — участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; — высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); — создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); — описывать сюжетную картинку (серию); — оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; — самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. 3. О трудолюбии Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия: — проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; — оценивать свои действия во время уроков, дежурств. 4. Культура внешнего вида Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия: — воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; — оценивать внешний вид человека. 5. Внешкольный этикет Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинѐнные неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться 7 первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чѐтко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия: — использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. III. Тематическое планирование « Этика: азбука добра». 1 класс. 33 ч. Задачи: 1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности. 2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища. 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым. № занятия 1 2 3 4 5 Название раздела Школьный этикет. Правила общения. О трудолюбии. Культура внешнего вида. Внешкольный этикет. Количество часов 6 ч. 7 ч. 6 ч. 6 ч. 8 ч. Итого: 33 ч. Школьный этикет Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой. Правила общения Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. О трудолюбии Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома. Бережливость: каждой вещи своѐ место (береги свои школьные вещи). Культура внешнего вида Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своѐ место. Внешкольный этикет Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста». 8 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности « Этика: азбука добра». 1 класс. 33 ч. № занятия 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 6 7 14 15 16 17 18 1 2 3 4 5 19 6 20 21 22 23 24 25 1 2 3 4 5 6 26 27 28 29 30 31 32 33 1 2 3 4 5 6 7 8 Название раздела. Тема занятия. Школьный этикет. 6 ч. Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене. Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе. Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в общественных местах. Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой. Правила поведения на школьном дворе. Правила общения. 7 ч. Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. О трудолюбии. 6 ч. Что помогает учиться лучше (старательность)? Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома. Как мы трудимся: в школе и дома. Бережливость: каждой вещи своѐ место (береги свои школьные вещи). Бережливость: каждой вещи своѐ место (береги свои школьные вещи). Культура внешнего вида. 6 ч. Основные правила Мойдодыра. Основные правила Мойдодыра. Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своѐ место. Каждой вещи своѐ место. Каждой вещи своѐ место. Умейте ценить своѐ и чужое время. Внешкольный этикет. 8 ч. Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения на улице, в транспорте. Экскурсия «Спасибо» и «пожалуйста». «Спасибо» и «пожалуйста». «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности? 9 Дата « Этика: азбука добра». 2 класс. 34 ч. Задачи: 1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер. 2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее. 3. Научить правилам поведения на дне рождения. № занятия Название раздела Школьный этикет. Правила общения. О трудолюбии. Культура внешнего вида. Внешкольный этикет. 1 2 3 4 5 Количество часов 7 ч. 8 ч. 8 ч. 6 ч. 5 ч. Итого: 34 ч. Школьный этикет Дисциплина в школе и классе. В библиотеке: люби книгу. Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Правила общения Сопереживание, помощь друзьям. Дал слово — держи его. Диалоги со сверстниками. О трудолюбии Учусь всѐ делать сам. Взаимопомощь дома и в школе. Беречь результаты труда. Культура внешнего вида Правила личной гигиены. Бережное отношение к своей одежде. Внешкольный этикет Правила поведения в общественных местах. Бережное отношение к природе. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности « Этика: азбука добра». 2 класс. № занятия 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Название раздела. Тема занятия. Школьный этикет. 7 ч. Школьный этикет Дисциплина в школе и в классе Дисциплина в школе и в классе В библиотеке: люби книгу В библиотеке: люби книгу Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка Правила общения. 8 ч. Правила общения 10 Дата 9 10 11 12 13 14 15 2 3 4 5 6 7 8 16 17 18 19 20 21 22 23 1 2 3 4 5 6 7 8 24 25 26 27 28 29 1 2 3 4 5 6 30 1 31 32 33 34 2 3 4 5 Сопереживание, помощь друзьям Сопереживание, помощь друзьям Дал слово – держи его Дал слово – держи его Диалоги со сверстниками Диалоги со сверстниками Обобщающее занятие. Твои поступки и твои родители. (Наблюдения). О трудолюбии. 8 ч. О трудолюбии Учусь всѐ делать сам Учусь всѐ делать сам Взаимопомощь дома и в школе Взаимопомощь дома и в школе Беречь результаты труда Беречь результаты труда Обобщающее занятие Культура внешнего вида. 6 ч. Культура внешнего вида Правила личной гигиены Правила личной гигиены Бережное отношение к своей одежде Бережное отношение к своей одежде Обобщающее занятие Внешкольный этикет. 5 ч. Внешкольный этикет. «Моя семья: традиции и праздники» Правила поведения в общественных местах Правила поведения в общественных местах Бережное отношение к природе Обобщающее занятие « Этика: азбука добра». 3 класс. 34 ч. Задачи: 1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома. 2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним. 3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю. № занятия 1 2 3 4 5 Название раздела Школьный этикет. Правила общения. О трудолюбии. Культура внешнего вида. Внешкольный этикет. Количество часов 6 ч. 7 ч. 6 ч. 6 ч. 9 ч. 11 Итого: 34 ч. 3 класс Школьный этикет Взаимопомощь: учѐба и труд. Школьное имущество надо беречь. Правила общения Время надо беречь. Слово лечит, слово ранит. Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). О трудолюбии Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд. Культура внешнего вида Уход за своими вещами. Одежда будничная и праздничная. Внешкольный этикет Разговор по телефону. Поведение в гостях. Я пишу письмо. Поведение на природе. « Этика: азбука добра» . 3 класс. № занятия 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 6 7 14 15 16 1 2 3 Название раздела. Тема занятия. Школьный этикет. 6 ч. Школьный этикет Взаимопомощь: учѐба и труд. Взаимопомощь: учѐба и труд. Взаимопомощь: учѐба и труд. Школьное имущество надо беречь. Школьное имущество надо беречь. Правила общения. 7 ч. Время надо беречь. Время надо беречь. Слово лечит, слово ранит. Слово лечит, слово ранит. Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). О трудолюбии. 6 ч. Труд кормит, а лень портит. Труд кормит, а лень портит. Труд кормит, а лень портит. 12 Дата 17 18 19 4 5 6 20 21 22 23 24 25 1 2 3 4 5 6 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Как организовать свой труд. Как организовать свой труд. Как организовать свой труд. Культура внешнего вида. 6 ч. Уход за своими вещами. Уход за своими вещами. Уход за своими вещами. Одежда будничная и праздничная. Одежда будничная и праздничная. Одежда будничная и праздничная. Внешкольный этикет. 9 ч. Разговор по телефону. Разговор по телефону. Поведение в гостях. Поведение в гостях. Я пишу письмо. Я пишу письмо. Поведение на природе. Поведение на природе. Обобщающий урок « Этика: азбука добра». 4 класс. 34 ч. Задачи: 1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами. 2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания. 3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении. № занятия 1 2 3 4 5 Название раздела Школьный этикет. Правила общения. О трудолюбии. Культура внешнего вида. Внешкольный этикет. Количество часов 6 ч. 7 ч. 6 ч. 6 ч. 9 ч. Итого: 34 ч. 4 класс Школьный этикет Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Забота о младших. Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. Правила общения Игра «Город вежливости». Вежливый ли я дома? 13 О трудолюбии Культура физического и умственного труда. Золотые руки. Герои труда. Культура внешнего вида Что такое культура внешнего вида? Одежда и осанка. Вежливость и внешний вид. Внешкольный этикет Готовимся к празднику. Осваиваем правило «так нельзя». « Этика: азбука добра» . 4 класс. № занятия 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 6 7 14 15 16 17 18 19 1 2 3 4 5 6 20 21 22 23 24 25 1 2 3 4 5 6 Название раздела Тема занятия Школьный этикет. 6 ч. Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Забота о младших. Забота о младших. Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. Правила общения. 7 ч. Игра «Город вежливости». Игра «Город вежливости». Игра «Город вежливости». Вежливый ли я дома? Вежливый ли я дома? Вежливый ли я дома? Конкурс стихов о вежливости. О трудолюбии. 6 ч. Культура физического и умственного труда. Культура физического и умственного труда. Золотые руки. Золотые руки. Герои труда. Герои труда. Культура внешнего вида. 6 ч. Что такое культура внешнего вида? Что такое культура внешнего вида? Одежда и осанка Одежда и осанка Вежливость и внешний вид. Вежливость и внешний вид. Внешкольный этикет. 9 ч. 14 Дата 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Готовимся к празднику Готовимся к празднику Готовимся к празднику Готовимся к празднику Осваиваем правило «так нельзя». Осваиваем правило «так нельзя». Осваиваем правило «так нельзя». Экскурсия Обобщающий урок 15 16 . 17