Речь. Школа развития речи

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
начального
общего
образования МОУ «Мятлевская СОШ
им. А.Ф. Иванова»

Курс
внеурочной деятельности
«Речь. Школа развития речи»
для 1 - 4 класса

Оглавление
........................................................................................................................................ 3
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ................................... 3-4
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности .......................................................................................................... 4-4
III. Тематическое планирование ................................................................................. 9

2

Пояснительная записка
Программа к курсу «Речь. Школа развития речи» для обучающихся 1-4 классов МОУ
«Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и на основе программы Т.Н.Соколовой «Речь. Школа развития речи».
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств,
средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно
воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть
обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это
первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по
развитию связной речи учащихся.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся, развития
личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
Задачи курса:
- способствовать расширению и углублению знаний по учебному предмету «Русский язык»
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- создание условий для формирования речевых интересов и потребностей младших
школьников.
На изучение курса «Речь. Школа развития речи» в начальной школе выделяется 135 часов
(один час в неделю, 34 учебные недели). 1 класс – 33 часа, 2-4 – 34 часа.

3

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание
к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
1 класс
Культура речи

4

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи.
Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких
скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова.
Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову
слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного
словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе
словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова
по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному
слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок
слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение.
Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по
картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить
предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль
в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление
текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое
дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова –
выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения,
благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
2 класс
Культура речи
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту
голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения;
обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания
слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы.
Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

5

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое
значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное
значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение
(сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с
переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного
характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать
простое и сложносочинѐнное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей,
распространять части предложения, заменять неудачно употреблѐнные слова. Умение
интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и
опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение
использовать вежливые слова с учѐтом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс
Культура речи
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство.
Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарѐм синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора,
эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение,
использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения
словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание

6

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употреблѐнные слова, устранять лишние и восстанавливать
недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов
и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с
элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при
цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная
соотнесѐнность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учѐтом речевой ситуации.
4 класс
Культура речи
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение
совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее
распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог,
правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять
значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные
слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет –
сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом
лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок
частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с
определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение
интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.
План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

7

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение
типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами
оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле,
художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические,
тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи
предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в
переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить
лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным
построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять
элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств
межфразовой
связи.

8

III. Тематическое планирование
1 класс
№

Тема (раздел)

1

Речь

2

Слово

3

Культура общения

4

Текст

Колво
Виды внеурочной деятельности
часов
2
Определять роль речи в жизни людей. Применять на
практике правила красивой, правильной речи. Применять
правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая
интонацию)
15
Составлять слова по определенным правилам, работать с
анаграммами. Видеть и исправлять ошибки, допущенные
при составлении слов, видеть важность изученного правила.
Работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными
намеренно. Работать с различными словарями, пользоваться
помощью взрослых для точного употребления слов.
Объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену.
выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи.
Различать группы слов, пользоваться ими в речи, а так же
синонимами для исключения речевых ошибок (повторов
одних и тех же слов). Пользоваться словами, имеющими
противоположный смысл, работать с поговорками. Работать
с пословицами, используя антонимы, применять образные
слова и выражения для «окрашивания» текста. Находить
разные группы слов, объяснять значения слов, используя
образные выражения.
6
Выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова
приветствия, просьбы, прощания), Осознавать, что значит
быть культурным человеком. Составлять слова по
алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из
разрозненных частей. Устанавливать связь явлений,
выстраивать цепь причин и следствий для расположения
частей рассказа по порядку. Передавать смысл пословиц,
Подбирать более точные слова и выражения.
10
Различать группы слов, предложений связанных по смыслу
от простого набора слов, составлять текст. Делить текст на
предложения, составлять текст из предложений на заданную
тему. Находить главные строки текста, озаглавливать его.
Объяснять смысл предложенных стихотворных фраз,
сравнивать несколько текстов по смыслу. Дополнять
предложения, составлять их, называть тему текста. находить
опорные слова, составлять по ним текст. Определять
границы предложений, устанавливать правильный порядок
частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст.
Применять полученные знания в нестандартной ситуации.
2 класс

№

Тема (раздел)

Колво
часов

Внеурочная деятельность обучающихся

9

1

Слово

13

2

Предложение и
словосочетание

3

3

Текст

14

4

Культура общения

4

Составлять предложения из слов. Составлять из слов
пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.
Читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать
многозначные слова с прямым и переносным значением.
находить омонимы в тексте. Знать точное значение слова, не
допуская речевых ошибок. Различать омофоны и омоформы.
Различать слова, которые по разному звучат, но называют
одно и тоже. Подбирать синонимы, следить за
выразительностью речи. Расставлять ударение в словах.
Подбирать слова близкие по значению и противоположные
по значению. Находить антонимы в пословицах. Находить в
тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов;
уместно употреблять крылатые слова в речи. Объяснять и
применять пословицы в своей речи. Сочинять свои
загадки.
Составлять словосочетания со словами – сравнениями,
делая свою речь выразительной и красивой. Составлять
предложения описательного характера с использованием
сравнений.
Называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст.
Выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.
Делить текст на части, выделять в каждой части самое
важное. Различать картинный план, цитатный план.
Находить в деформированном тексте начало рассказа и
уметь продолжать составлять рассказ. Находить в тексте
части и как они связаны друг с другом. Устанавливать
связь событий и соединять события линией. Записывать
рассказ. Подбирать к словам слова-признаки, дополнять
словами текст, придумывать свои образные выражения.
Составлять текст по опорным словам и по плану. Отвечать
на поставленные вопросы, записывать план, работать с
опорными словами, записывать текст.
Находить и исправлять речевые и орфографические
ошибки в тексте. Ориентироваться в изученных понятиях,
отличать их и правильно называть признаки понятий.
3 класс

№

Тема (раздел)

1

Слово

2

Текст

Кол-во
Виды внеурочной деятельности
часов
14
Различать многозначные слова; находить выражения с
прямыми значениями слов. находить омонимы, омоформами
и омофонами; составлять с омонимами предложения, в
которых раскрывался бы смысл слов. Находить в тексте
фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов;
употреблять крылатые слова в речи.
4
Уметь различать типы текстов. определять тему текста;
уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на
основе опорных слов создавать текст. определять способы
цепной связи предложений в тексте. составлять из
предложений текст с параллельной связью. определить типы
текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их

10

3

Предложение и
словосочетание

8

4

Культура речи

8

время. редактировать повествовательные тексты.
Находить разные группы слов, объяснять значения слов,
используя образные выражения. Подбирать и употреблять
сравнения в устной и письменной речи. Употреблять
олицетворения, эпитеты в устной и письменной речи.
различать тексты в разговорном стиле и в книжном.
находить текст в разговорном стиле. соблюдать речевой
этикет в споре, дискуссии. Отличать научный текс от
других. работать со словарями.

4 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Слово

1

9

Текст.
Речь. Техника и
выразительность речи.
Предложение и
словосочетание.

2

25

Виды внеурочной деятельности
Отличать многозначные слова от омонимов. Работать с
фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами.
Составлять рассказ, используя фразеологизмы.
Определять выражения с метафорой. Работать с
пословицами и поговорками. Составлять текст по
заданной пословице. Работать над орфографическими и
речевыми ошибками.
Знакомство с художественным стилем.
Изобразительные языковые средства художественного
стиля. Подбирать образные средства для написания
сочинения. Составлять текст в художественном стиле.
Определять стихи, определенный ритм. Определять в
тексте диалогов, монологов. Инсценировать отрывки из
рассказов. Определять стиль, тему, основную мысль
текста. Работать с деформированным текстом. Писать
сочинения на определенную тему, в художественном
стиле. Писать сочинения «наоборот». «Собирать»
газету, располагать типографский набор на страницах
газеты. Определять корреспонденцию, репортаж,
статью. Выбирать любимых поэтов, любимые стихи.
Придумывать тему, каждому герою роль. Собрать
различные названия конфет. Устанавливать источники
происхождения этих названий.
В течение всего курса. Совершенствовать свою речь,
работать над наиболее распространенными
грамматическими и речевыми ошибками. Читать
предложения разных типов интонационно правильно.
Определять средства связи предложений в тексте.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».