Разговор о правильном питании

Приложение
к Основной образовательной
программе начального общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Курс
внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
для 1 – 4 класса

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Результаты освоения

курса внеурочной деятельности

3-4

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
5-7, 9-10, 11-12, 13-14
III. Тематическое планирование

8, 10-11, 12-13, 14-15.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1-4 класса МОУ
«Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Актуальность курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа
больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего
возраста.
Цель данного курса: формирование у детей основ культуры питания как одной из
составляющих здорового образа жизни, формирование основных представлений и навыков
рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать
полезные продукты и блюда.
Реализация курса предполагает решение следующих образовательных и воспитательных
задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших
человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное
здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении
и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей
культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и
здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства
уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и
познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.


Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Разговор о
правильном питании» предназначен для обучающихся 1- 4 классов и составлен в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитан на проведение 1
часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год.

3

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
 В предложенных педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий:
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 Проговаривать последовательность действий
 Учиться высказывать своѐ предположение на основе работы с иллюстрацией
 Учиться работать по предложенному учителем плану
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
 Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном
пособии, других источниках информации
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических
инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в
практической деятельности
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять
свою мысль в устной речи
 Слушать и понимать речь других
 Читать и пересказывать текст
 Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
 Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
 Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
 Выделять существенные признаки предметов
 Сравнивать между собой предметы, явления
 Обобщать, делать несложные выводы
 Определять последовательность действий

4

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
«Разговор о правильном питании»
№
п⁄п

Раздел

1
класс

2
класс

3
класс

4
класс

1.

Разнообразие
питания

5

5

5

5

2.

Гигиена питания и
приготовление
пищи

10

12

12

14

3.

Этикет

8

8

8

6

4.

Рацион питания

5

5

5

5

5.

Из истории
русской кухни.

5

4

4

4

33

34

Итого

34

34

Разнообразие питания (20 ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если
занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты.
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому
овощу своѐ время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка».
Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные
гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч)
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить,
если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всѐ ли полезно, что в рот
полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании.
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет (30 ч)
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как
правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни
разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо.
Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания (20 ч)
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую
пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба
нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для
5

организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и
полезные угощения. Составляем меню на день.
Из истории русской кухни (17ч)
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1 – м классе:
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения
гигиены питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
умение определять полезные продукты питания.
Во 2 – м классе:
знание о структуре ежедневного рациона питания;
навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В 3 – м классе:
знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих
изменение в рационе питания;
навыки самостоятельной оценки своего рациона с учѐтом собственной физической активности;
умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество
питательных веществ и витаминов.
В 4 м классе:
- знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах,
витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
навыки, связанные с этикетом в области питания;
- умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия
требованиям здорового образа жизни и с учѐтом границ личной активности, корректировать
несоответствия.
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих
заданий.
Примерная тематика родительских собраний:
«Правильное питание – залог здоровья»
«Здоровая пища для всей семьи».
«Учите детей быть здоровыми».
«Полноценное питание ребѐнка и обеспечение организма всем необходимым».
«Формирование здорового образа жизни младших школьников».
«Режим питания школьника».
«Основные принципы здорового питания школьников».
«Рецепты правильного питания для детей».
« Вредные для здоровья продукты питания».
«При ослаблении организма принимайте витамины».

6

Содержание курса «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
Содержание
1. Разнообразие питания.
2. Самые полезные
продукты

3. Правила питания.

4. Режим питания.

5. Завтрак

6. Роль хлеба в питании
детей
7. Проектная деятельность.

8. Подведение итогов
работы.

Теория
Знакомство с
программой . Беседа.
Беседа « Какие продукты
полезны и необходимы
человеку». Учимся
выбирать самые
полезные продукты.
Формирование у
школьников основных
принципов гигиены
питания.
Важность регулярного
питания. Соблюдение
режима питания.
Беседа «Из чего варят
кашу». Различные
варианты завтрака.
Беседа «Плох обед, если
хлеба нет».Рацион
питания,обед.
Определение тем и целей
проекта, формы
организации, разработка
плана проекта.

Практика
Экскурсия в столовую.
Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры,
экскурсии в магазин.

Работа в тетрадях, оформление плаката с
правилами питания.
Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест,
демонстрация удивительного превращения
пирожка
Игры, конкурсы, викторины. Составление
меню завтрака.
Игры, викторины, конкурсы. Составление
меню обеда.
Выполнение проектов по теме «Плох обед,
если хлеба нет».
Творческий отчет вместе с родителями.

7

III. Тематическое планирование.
1-й год обучения
п/п Содержание занятия

Всего часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Если хочешь быть здоров
Из чего состоит наша пища
Полезные и вредные привычки
Самые полезные продукты
Как правильно есть(гигиена питания)
Удивительное превращение пирожка
Твой режим питания
Из чего варят каши
Как сделать кашу вкусной
Плох обед, коли хлеба нет
Хлеб всему голова
Полдник
Время есть булочки
Пора ужинать

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
2021
22
2324
25
2627
28
29

Почему полезно есть рыбу
Мясо и мясные блюда
Где найти витамины зимой и весной
Всякому овощу – свое время
Как утолить жажду
Что надо есть – если хочешь стать сильнее

1
1
1
1
1
2

На вкус и цвет товарищей нет
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

1
2

Каждому овощу – свое время
Народные праздники, их меню

1
2

Как правильно накрыть стол.
Когда человек началь пользоваться вилкой и
ножом
30 Щи да каша – пища наша
31- Что готовили наши прабабушки.
32 Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное
настроение»
33 Праздник урожая

1
1
1
1
1
1

8

Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты

Содержание курса «Разговор о правильном питании»
2-й год обучения
Содержание
1. Вводное занятие
2. Путешествие по улице
«правильного питания».
3. Молоко и молочные продукты.

Теория
Повторение правил
питания
Знакомство с вариантами
полдника
Значение молока и
молочных продуктов

4. Продукты для ужина.

Беседа «Пора ужинать»
Ужин, как обязательный
компонент питания

5. Витамины.

Беседа «Где найти
витамины в разные
времена года».

6. Вкусовые качества продуктов.

Беседа «На вкус и цвет
товарища нет».

7. Значение жидкости в
организме.

Беседа «Как утолить
жажду» Ценность
разнообразных напитков.

8. Разнообразное питание.

Беседа «Что надо есть,
чтобы стать сильнее».
Высококалорийные
продукты.
Беседа «О пользе
витаминных
продуктов».Значение
витаминов и

9. Овощи, ягоды, фрукты –
витаминные продукты.

Практика
Ролевые игры
Игра, викторины
Работа в тетрадях, составление меню.
Конкурс-викторина
Составление меню для ужина.
Оформление плаката «Пора ужинать».
Ролевыен игры
Составление и отгадывание
кроссвордов, практическая работа
ролевые игры.
Практическая работа по определению
вкуса продуктов. Ролевые игры
Работа в тетрадях. Ролевые игры.
Игра – демонстрация «Из чего готовят
соки»
Работа в тетрадях, составление меню
второго завтрака в школе, ролевые
игры.
КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые
витаминные продукты».
Каждому овощу свое время.
Ролевые игры.
9

минеральных веществ в
питании человека.
10. Проведение праздника
«Витаминная страна».
11. Семейное творческое
содружество детей и взрослых.
Проект «Самый полезный
продукт».
12. Подведение итогов.

Конкурсы, ролевые игры.

Отчет о проделанной работе.

III. Тематическое планирование.
2-й год обучения.
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Содержание занятий.
Вводное занятие. Повторение правил питания.
Путешествие по улице правильного питания.
Время есть булочки.
Оформление плаката молоко и молочные продукты.
Конкурс, викторина знатоки молока.
Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости»
Пора ужинать
Практическая работа как приготовить бутерброды
Составление меню для ужина.
Значение витаминов в жизни человека.
Практическая работа.
Морепродукты.
Отгадай мелодию.
«На вкус и цвет товарища нет»
Практическая работа «Из чего приготовлен сок?»
Как утолить жажду
Игра «Посещение музея воды»
Праздник чая
Что надо есть, что бы стать сильнее
Практическая работа « Меню спортсмена»
Практическая работа «Мой день»
Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты
Практическая работа «Изготовление витаминного салата»
КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты»
Оформление плаката «Витаминная страна»
Посадка лука.
Каждому овощу свое время.
Инсценирование сказки вершки и корешки

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

29.
Конкурс «Овощной ресторан»
30-31 Изготовление книжки «Витаминная азбука»
32-33 Проект
34
Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей».
Предполагаемые результаты 2-го года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила питания;
- важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
- роль витаминов в питании.
После 2-года обучающиеся должны уметь:
- соблюдать гигиену питания;
- готовить простейшие витаминные салаты;
- выращивать зелень в горшочках.

1
2
2
1

Содержание курса «Разговор о правильном питании»
3-й год обучения
Содержание
1. Вводное занятие.

2. Состав продуктов.

3. Питание в разное время
года
4. Как правильно питаться,
если занимаешься спортом.
5. Приготовление пищи

Теория
Обобщение имеющихся знаний
об основах рационального
питания
Беседа «Из чего состоит
пища».Основные группы
питательных веществ
Беседа «Что нужно есть в
разное время года» Блюда
национальной кухни
Беседа «Что надо есть, если
хочешь стать сильнее».Рацион
собственного питания.
Беседа « Где и как готовят
пищу» Устройство кухни
Правила гигиены.

6. В ожидании гостей.

Беседа «Как правильно накрыть
стол»Столовые приборы

7. Молоко и молочные
продукты

Беседа «Роль молока в питании
детей». Ассортимент молочных
продуктов.

8. Блюда из зерна

Полезность продуктов ,
получаемых из зерна.
Традиционные народные блюда
из продуктов, получаемых из

Практика
Знакомство с рабочей тетрадью

Оформление дневника здоровья.
Составление меню. Викторина
«Из чего состоит наша пища».
Ролевые игры. Составление меню.
Конкурс кулинаров.
Дневник «Мой день». Конкурс
«Мама папа я - спортивная семья».
Экскурсия на кухню в школьной
столовой . Ролевые игры.
Конкурс «Сказка, сказка, сказка».
Ролевые игры. Конкурс
«Салфеточка».
Игра -исследование
«Это удивительное молоко».
Игра «Молочное меню». Викторина.
Ролевые игры.
Конкурс «Хлебопеки».
Праздник «Хлеб всему голова».
11

зерна.
9. Праздник «Хлеб всему
голова»
10. Подведение итогов

III. Тематическое планирование.
3-й год обучения
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31-33
34

Содержание занятий
Введение
Практическая работа.
Из чего состоит наша пища
Практическая работа «меню сказочных героев»
Что нужно есть в разное время года
Игра«Правила здоровья»
Викторина о составе нашей пищи
Игра «В гостях у тетушки Припасихи»
Конкурс кулинаров
Как правильно питаться, если занимаешься спортом
Составление меню для спортсменов
Оформление дневника «Мой день»
Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»
Где и как готовят пищу
Экскурсия в столовую.
Конкурс «Сказка, сказка, сказка».
Как правильно накрыть стол.
Игра накрываем стол
Молоко и молочные продукты
Конкурс-викторина «Знатоки молока».
Игра-исследование «Это удивительное молоко»
Молочное меню
Блюда из зерна
Путь от зерна к батону
Конкурс «Венок из пословиц»
Игра – конкурс «Хлебопеки»
Венок из пословиц
Праздник «Хлеб всему голова»
Конкурс-викторина «Знатоки хлеба».
Праздник здоровья
Подведение итогов

Всего часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
12

Предполагаемые результаты 3-го года обучения должны знать:
- при недостатке того или иного питательного вещества организм не может справляться с
работой;
- основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;
- здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого;
- условия хранения продуктов;
- правила сервировки стола;
- важность употребления молочных продуктов.
После третьего года обучения ученики должны уметь:
- составлять меню;
- соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и
бытовых приборов;
- различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к завтраку, обеду.

Содержание курса « Разговор о правильном питании»
4-й год обучения
Содержание
1 Вводное занятие
2.Растительные продукты
леса

Теория
Повторение правил питания
Беседа: «Какую пищу можно
найти в лесу» Правила
поведения в лесу. Правила
сбора грибов и ягод.

Практика
Ролевые игры
Работа в тетрадях. Отгадывание
кроссворда.
Игра « Походная математика»
Игра – спектакль
« Там на неведомых дорожках»

3.Рыбные продукты

Беседа «Что и как можно
приготовить из рыбы»
Важность употребления
рыбных продуктов.

Работа в тетрадях
Эстафета поваров
« Рыбное меню»
Конкурс рисунков
« В подводном царстве»
Конкурс пословиц и поговорок»

4.Дары моря

Беседа о морепродуктах.
Блюда из морепродуктов
Знакомство с обитателями
моря.
Знакомство с традициями
питания регионов, историей
быта своего народа

Работа в тетрадях. Викторина
« В гостях у Нептуна»

5.Кулинарное путешествие
по России»

Работа в тетрадях
Конкурс – рисунков
«Вкусный маршрут»
Игра – проект « кулинарный глобус»
13

6 Рацион питания

Рассмотреть проблему « Что
можно приготовить,если
выбор продуктов ограничен»

7.Правила поведения за
столом

Беседа « Как правильно
вести себя за столом».
Знакомство со
стихотворением « Назидание
о застольном невежестве»

8.Накрываем стол для
родителей
9.Проектная деятельность.

Определение тем и целей
проектов, форм их
организации
Разработка планов работы,
составление плана
консультаций с педагогом

Работа в тетрадях .
« Моѐ недельное меню»
Конкурс « На необитаемом острове»
Работа в тетрадях.
Сюжетно – ролевые игры.

Выполнение проектов по теме
«___________________________»
Подбор литературы.
Оформление проектов.

10.Подведение итогов
работы

III. Тематическое планирование.
4-й год обучения
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Содержание занятия
Вводное занятие
Какую пищу можно найти в лесу.
Правила поведения в лесу
Лекарственные растения
Игра – приготовить из рыбы.

Всего часов
1
1
1
1
1

6.
7.

Конкурсов рисунков»В подводном царстве»
Эстафета поваров

1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Конкурс половиц поговорок
Дары моря.
Экскурсия в магазин морепродуктов
Оформление плаката « Обитатели моря»
Викторина « В гостях у Нептуна»
Меню из морепродуктов
Кулинарное путешествие по России.

1
1
1
1
1
1
1

15.

Традиционные блюда нашего края

1

16.
17.

Практическая работа по составлению меню
Конкурс рисунков « Вкусный маршрут»

1
1

18.

Игра – проект « Кулинарный глобус»

1
14

19.

Праздник « Мы за чаем не скучаем»

1

20.

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

1

21.
22.
23.
24.
25.
26-27

Составление недельного меню
Конкурс кулинарных рецептов
Конкурс « На необитаемом острове»
Как правильно вести себя за столом
Практическая работа
Изготовление книжки « Правила поведения за столом»

1
1
1
1
1
2

28.
29-32
33-34

Накрываем праздничный стол
Проект
Подведение итогов

1
4
2

Предполагаемые результаты четвёртого года обучения
Ученики должны знать:
- кулинарные традиции своего края;
- растения леса, которые можно использовать в пищу;
- необходимость использования разнообразных продуктов,
- пищевую ценность различных продуктов.
должны уметь:
- приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен,
- выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;
- накрывать праздничный стол.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».