Приложение
к Основной образовательной программе
начального общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Курс
внеурочной деятельности
«Почитай-ка»
для 1 - 4 класса
1
Оглавление
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
3-5
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
5-7
III. Тематическое планирование
7-9
2
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1-4 класса МОУ «Мятлевская средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы
– углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой,
обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир
нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими
поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление
учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей,
накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать
художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному
чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и
природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня
сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию
и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые
умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных
произведений.
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности.
Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (34 ч.).
3
I.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своѐ отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их
поступкам.
Предметные умения: соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
— Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УДД:
-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информац ию из аппарата книги;
-отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями,
справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УДД:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою
точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги.
.
В результате реализации программы учащиеся 1 класса научатся:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ,
стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к
известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны знать:
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета
скорости); определять тему и главную мысль произведения;
•
пересказывать текст;
•
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
4
•
•
•
•
•
•
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки
народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного,
определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для
изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей
действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Понимать образные выражения, используемые в книге.
Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в
содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное
составление заданий к тексту.
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь
устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание
прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика,
от имени одного из персонажей) пересказа;
Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим
лицам произведения;
Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или
одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его
ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами
оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
1 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную
библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
Рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.
Игры с буквами. (2 часа). Игровые занятия. Игровые упражнения с помощью пальчиков.
Игра-инсценировка с помощью пальчиков.
5
Малые фольклорные жанры (3часа): народные песенки, потешки, весѐлые скороговорки, загадки,
считалки. Творческая работа «Сочини загадку».
Стихи о детях и для детей (3 часа). Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие о рифме.
Чтение и слушание произведений А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака. Рассматривание книг.
«Поляна сказок» (7 часов) Сказки народные и авторские.
Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись).
Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра «Театральная разминка».
Творческая игра «Что это за сказка?»
О защитниках Родины(3 часа). Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише
и его твѐрдом слове».
«Поговорим о наших мамах» (3часа). Чтение стихов о маме.
«Книги о Родине и родной природе» (5 ч). Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе.
Книги о животных (3 ч).
Чтение и слушание рассказов о животных.
Рисование обложки для любимой книжки; рассказывание о произведении по обложке.
Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.
Пантомима «Кто это»? (покажи животное)
Конкурсная программа «Путешествие в мир книг» (1 час)
2 класс
Здравствуй, книга (3часа). Вводное занятие. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой. Роль книги в жизни человека. Учебная книга и еѐ справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении».
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность:
презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Малые фольклорные жанры (5 часов). Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы
пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
«Поляна сказок» (6 часов) Писатели-сказочники. Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги
писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Викторина « Герои
сказок». Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность)
Родину – мать учись защищать. (3 часа) С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
«Поговорим о наших мамах» (3 часа). Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота»,
Емельянов « Рассказы о маме». Панькин « Легенда о матерях». Трутнева « Проталинки» Сочинение
стихов о маме и для мамы.
«Книги о Родине и родной природе» (6 ч). Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев
« Про пингвинов» Г.Скребицкий «Колючая семейка»
Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе. Проектные работы.
Книги о животных (3 ч).
Художники-иллюстраторы книг о животных
Книги о твоих ровесниках (2часа) Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова
и других детских писателей.
Итоговая викторина «В мире книг» (1 час)
3 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. История книги. Первопечатник Иван Федоров. Библиотека.
Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность:
презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Малые фольклорные жанры (2 часа). Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весѐлые
потешки», «Скороговорки и считалки».
6
«Поляна сказок» (4 часа) Сказки народные и литературные. Жанровое разнообразие сказок:
волшебные, бытовые, о животных. Чтение сказок, иллюстрирование сказок. Сказки народов
разных стран. Литературная викторина.
«Родные поэты» (3 часа) Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей:
В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов,
С. Дрожжин и др. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»
Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч). Книги Л.Н. Толстого для детей.
Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок
Родину – мать учись защищать. (3 часа) К.Ушинский «Александр Невский»,
А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». А.Гайдар « Поход» и др.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
«Поговорим о наших мамах» (3 часа). А.Милн «Непослушная мама». Стихи и рассказы о мамах.
Конкурс стихов.
«Книги о Родине и родной природе» (2 часа) Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев
Книги о животных (3 ч). М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса»
К.Ушинский. «Рассказы и сказки», «Орел» и др.
О героизме и трусости(3 часа) С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка»,
К.Ушинский «Трусливый Ваня»
Книги о детях войны(3 часа) Л. Воронкова «Девочка из города» и др.
Литературная викторина (1час)
4 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. История книги. Рукописные книги. Летописи.
«Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии
«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых
изобретателях.
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность:
презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Чудесный мир классики (4 часа). Сказки А.С. Пушкина. Рассказы Л.Н.Толстого, А.Чехова.
Поляна сказок. (3 часа) Литературные сказки.
«Обыкновенная биография в необыкновенное время» (2 часа). Художественные произведения,
автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.
О детях и поступках». (3часа). Рассказы Н.Носова и др. писателей о детях.
Родину – мать учись защищать. (3 часа) Книги о далеких по времени событиях и людях,
оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
«Родные поэты» (3 часа) Знакомство со стихами Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Толстого,
С.Есенина и др. рус. поэтами. Конкурс чтецов
«Поговорим о наших мамах» (1 час). Конкурс стихов о мамах.
«Страна фантазия» (2 часа) Книги о приключениях.
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» (2 часа)
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.
Сказки Г.Х.Андерсена (2 часа)
«От благодарных читателей» (2 часа) М.Твен «Приключения Тома Сойера», Д.Свифт «Путешествие
Гулливера»
«О чѐм можно, о чѐм нужно, о чѐм хочется читать» (1 час) Составление выставки книг «В помощь
юному читателю» и «путешествие» по выставке книг.
Литературная викторина. (1час)
III. Тематическое планирование
Класс
Тема (название раздела)
1класс
Здравствуй, книга!
Колво
часов
3
7
2 класс
Игры с буквами.
2
Малые фольклорные жанры
4
Стихи о детях и для детей
4
Поляна сказок
7
О защитниках Родины
3
Поговорим о наших мамах
3
Книги о Родине и родной природе
5
Конкурсная программа «Путешествие в
мир книг» Итоговое занятие.
Итого:
2
Здравствуй, книга!
3
По страницам любимых книг
2
Малые фольклорные жанры
5
Поляна сказок
6
Родину – мать учись защищать
3
Поговорим о наших мамах
3
Книги о Родине и родной природе
6
Книги о животных
3
Книги о твоих ровесниках
2
Итоговая викторина «В мире книг»
1
Итого:
3 класс
33ч
34ч
Здравствуй, книга
3
По страницам любимых книг
2
Малые фольклорные жанры
2
Поляна сказок
4
Родные поэты
Книги Л.Н. Толстого для детей
Родину – мать учись защищать
3
2
3
8
Поговорим о наших мамах
3
Книги о Родине и родной природе
2
Книги о животных
3
О героизме и трусости
3
Книги о детях войны
Литературная викторина.
Итого:
4 класс
3
1
34ч
Здравствуй, книга!
3
По страницам любимых книг .
2
Чудесный мир классики
4
Поляна сказок.
3
Обыкновенная биография в
необыкновенное время
2
О детях и их поступках
3
Родину – мать учись защищать
3
Родные поэты
3
Поговорим о наших мамах
1
Страна фантазия
2
«Каким ты был, мой ровесник, в годы
Великой Отечественной войны?»
2
Сказки Г.Х.Андерсена
3
«От благодарных читателей»
«О чѐм можно, о чѐм нужно, о чѐм
хочется читать»
2
Литературная викторина.
1
Итого:
34ч.
9
10
11
12