Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Курс внеурочной деятельности «Мой мир» Оглавление I. Пояснительная записка ..............................................................................................................3 II. Планируемые результаты освоения курса.............................................................................3 III. Содержание курса ....................................................................................................................5 IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы ...................................................................................................................................8 I. Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Мой мир» для 1 класса МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе. Задачи: - Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. - Изучение природы родного края. - Развитие познавательного интереса учащихся к природе - Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (33 ч.). II. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты Обучающийся научится: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты Регулятивные : Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; различать способ и результат действия; Обучающийся получит возможность научиться: работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, играх; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные : Обучающийся научится: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Обучающийся получит возможность научиться: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные: Обучающийся научится: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). допускать возможность существования у людей различных точек зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; работать в группе и индивидуально. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве III. Содержание курса 1. Как мы понимаем друг друга.( 5ч) Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. Школьные правила вежливости. Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня. 2. Как мы узнаѐм, что перед нами (1 ч.) Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам. 3. Времена года (4 ч.) Приметы осени. Листопад. Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны. Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. 4. Как ты узнаѐшь мир (2 ч.) Органы чувств человека. Память – хранилище опыта. Ум. 5. Твоя семья и друзья (3 ч.) Твоя семья и еѐ состав. Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека. 6. Что нас окружает( 6 ч.) Город (село) и его особенности. Взаимосвязь людей разных профессий. Зависимость человека от природы. Три состояния воды. 7. Живые обитатели планеты (8 ч.) Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Сходство растений и животных. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру. 8. КТД (3 ч.) Конкурсные и развлекательные программы. Свойства предметов, их части и действия с ними. Книга хранит знания и опыт людей. Правила безопасного поведения на улице. 9. Итоговое занятие. (1 ч.) Игра «Поле чудес» IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, № Тема Количество часов Как мы понимаем друг друга - 5ч 1 Вводное занятие. Как мы будем учиться. 1 2 Школьные правила вежливости. 2 3 Режим дня школьника. 1 4 Ты – ученик. 1 Как мы узнаѐм, что перед нами – 2ч. 5 Что за словом? 1 6 Путешествие в Угадайку. 1 Времена года – 4ч 7 Осенние посиделки. 1 8 Зимушка-зима. 1 9 Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. 1 10 Весѐлое лето. 1 Как ты узнаѐшь мир – 3ч. 11 Глаза – главные помощники человека. 1 12 Память и ум – помощники человека. 1 13 Жить – с книгою дружить. 1 Твоя семья и друзья – 3ч. 14 Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. 15 Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? 1 1 16 Без друга в жизни туго. Мои друзья 1 Что нас окружает – 7ч. 17 Моя станица. Достопримечательности станицы. 1 18 Мы – пешеходы. 1 19 Что такое профессия? Какие бывают профессии? 1 20 Из чего что сделано? 1 21 Водица-царица. 1 22 Транспорт. Мы – пассажиры. 1 23 Мой путь от дома до школы. 1 Живые обитатели планеты – 8ч. 24 Живое и неживое. 1 25 Какие бывают растения? Какие бывают животные? 1 26 Путешествие по зоопарку. 1 27 Домашние любимцы и комнатные растения. 1 28 Собака – верный друг человека 1 29 Строение тела человека. 1 30 Правила поведения в природе. 1 31 Земля – наш общий дом. 1 Итоговое занятие – 1ч. 32 Итого: Итоговое занятие Игра «Поле чудес» 1 33 ч.