Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Курс внеурочной деятельности «Дорога добра» Оглавление I. Планируемые результаты освоения курса ..............................................................................3 II. Содержание курса .....................................................................................................................4 III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы ...................................................................................................................................7 Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Дорога добра» для 2 класса МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель курса: создание условий для формирования у младших школьников духовнонравственных основ личности через представление о добре и зле. Задачи: развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях; сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей. познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе; раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (34 ч.). I. Планируемые результаты освоения курса. Личностные : У обучающегося будут сформированы: - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Обучающийся получит возможность для формирования: - устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные: Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные: Обучающийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - умению смыслового восприятия познавательного текста; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - формулировать собственное мнение и позицию. II. Содержание курса 1. Самый лучший подарок. - анализ слов: предвкушение, дар, подарок… - слушание и анализ притчи «Самый большой подарок» 2. Царство доброты в сердце человека. -упражнение на релаксацию «Мой огонек» - понятие «обида», упражнение «Замок обид» 3. Добро творящий, творит Жизнь. - знакомство с произведением «Град» Г. Цыферова - придумывание продолжения сказки - размышление о добре 4. Счастье – творить добро. - игра «Добрый дождик» - размышление над вопросами - слушание сказки «Цветок кактуса» -выполнение заданий 5. Прощение - любовь сердца. - чтение были «Белый платок» - рассуждение по прочитанному 6. Всегда иди, мой друг, дорогою добра. - слушание рассказа «Как мы нашли в лесу гнездо» Сухомлинского - рассуждение по прочитанному 7. Люди созданы для добрых дел. - Н. Телешов «Белая цапля» - размышления, рассуждения детей о назначении человека 8. Сказка ложь…. - просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Лунтик» - анализ , выводы 9. Зачем творить добро? - рассуждения детей о необходимости творить добро, анализ притчи «Труба доброты», сказки «снежная королева» - формулирование вывода 10. «Мамины руки». - чтение рассказа - анализ, рассуждение о мамах, вывод - изготовление подарка для мамы 11. Твоя красота – в твоем сердце. - анализ пословиц - разгадывание кроссвордов - упражнение «Волшебный огонек» 12. Если добрый ты… - просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда» - игровые упражнения по мультфильму 13. Жемчуга мудрости. - О. Безымянная «Жемчуга радости» чтение - анализ прочитанного - разыгрывание сценок 14. Добро и зло. - чтение индийской сказки «Награда» - рассуждение, высказывание мнений 15. «Лесная семья» М. Скребцовой - чтение, анализ - работа в группах «Дары семье» - с группой слов 16. Доброе сердце. - игра «Кто больше» 17. «Забота» - беседа о том, что такое – забота? - изготовление поделок для малышей, кормушек 18. Что такое хорошо, что такое плохо? - просмотр мультфильма -анализ, дискуссия, вывод 19. «Почему светит луна?» - размышление над темой -слушание притчи, анализ - игра «Цветущие пословицы» 20. «Сердце подскажет» - чтение рассказа, анализ - впечатление от прочитанного изображается в рисунках «Сад цветов справедливости» 21. Даром ни одно доброе дело не пропадет. - беседа о добре в сказках - чтение сказки «Даром ни одно доброе дело не пропадет» А. Нееловой - творческая работа «колос доброты» 22. Добро и толерантность. - чтение рассказа - распределение ролей, текста -разыгрывание сценок 23. Доброта чисел в математике - упражнения на догадливость -три минуты поэзии - площадь треугольника - уравнения - я сам 24. Добрые слова. - беседа по вопросам -игра «Свод законов доброты» - научи свое сердце добру - разгадывание ребусов 25. Народное творчество. - прочтение народных изречений: пословиц, поговорок, примет 26. «Рыцарь Вася» Ю. Яковлев - чтение рассказа - задания в группах - обсуждение 27. Лес доброты. - чтение притчи - рассуждение над притчей - выражение своих эмоций, чувств после прочитанного в рисунке 28. Доброта, что солнце. - разгадывание кроссворда - творческая работа, изготовление панно - мудрость «Все в твоих руках» 29. Берегите друг друга. - беседа о том, как доброта помогает всем жить мирно и хорошо - басня Эзопа «Солнце и ветер» - создание «Солнца доброты» - игра «Будьте вежливы» - игровое упражнение «Цветик – семицветик» 30. Легкость как принцип жизни. - рассматривание ситуаций из жизни детей произошедших недавно - рассуждения, выводы - предложения по разрешению проблем 31. Добролюбие. - упражнение «Гроздь» - работа над понятием «добро» - чтение сказки «Великан-эгоист» 32. Весы добра и зла в моей душе. - размышления о внутреннем мире человека 33. Жизнь человека. - обсуждение поведения людей в обществе - просматривание видеороликов из жизни (взяты из интернета) - рассуждение о поведении, высказывания детей 34. Дружить – весело жить. -игры: поздоровайся с соседом ласково. III. Тематическое планирование с указанием количества часов. № Тема Количество часов 1. Самый лучший подарок. 1 2. Царство доброты в сердце человека. 1 3. Добро творящий, творит Жизнь. 1 4. Счастье – творить добро. 1 5. Прощение - любовь сердца. 1 6. Всегда иди, мой друг, дорогою добра. 1 7. Люди созданы для добрых дел. 1 8. Сказка ложь…. 1 9. Зачем творить добро? 1 10. «Мамины руки». 1 11. Твоя красота – в твоем сердце. 1 12. Если добрый ты… 1 13. Жемчуга мудрости. 1 14. Добро и зло. 1 15. «Лесная семья» М. Скребцовой 1 16. Доброе сердце. 1 17. «Забота» 1 18. Что такое хорошо, что такое плохо? 1 19. «Почему светит луна?» 1 20. «Сердце подскажет» 1 21. Даром ни одно доброе дело не пропадет. 1 22. Добро и толерантность. 1 23. Доброта чисел в математике 1 24. Добрые слова. 1 25. Народное творчество. 1 26. «Рыцарь Вася» Ю. Яковлев 1 27. Лес доброты. 1 28. Доброта, что солнце. 1 29. Берегите друг друга. 1 30. Легкость как принцип жизни. 1 31. Добролюбие. 1 32. Весы добра и зла в моей душе. 1 33. Жизнь человека. 1 34. Дружить – весело жить. 1 Итого: 34 ч.