Приложение к Адаптированной
основной общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Математические
представления»
1 - 4 классы
вариант 2
1
Программа учебного предмета «Математические представления»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
1 – 4 классы
Оглавление
1. Пояснительная записка
3
2. Общая характеристика учебного предмета
3-4
3. Место учебного предмета в учебном плане
4
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
4-5
5. Содержание учебного предмета
5-7
6. Тематическое планирование учебного предмета
7-10
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
10
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивнометодическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП)
на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»;
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н.
Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева.
Цель изучения учебного предмета «Математические представления»:
формирование элементарных математических представлений и умения
применять их в повседневной жизни.
Задачи изучения предмета:
- формировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые),
пространственные, временные представления:
- формировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность.
- формировать способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми
и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от
него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно
поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением
интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без
специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети
непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным
подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять
математические представления в повседневной жизни: определять время по часам,
узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине
за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и
т.п.Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
3
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных задач.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Математические представления» входит в образовательную область
«Математика» учебного плана МОУ «Мятлевская СОШ им. Иванова».
На изучение предмета «Математические представления» отводится:
в 1 классе 66 часов, 2 часа в неделю;
во 2 классе 68 часов, 2 часа в неделю;
в 3 классе 68 часов, 2 часа в неделю;
в 4 классе 68 часов, 2 часа в неделю.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета «Математические
представления»:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определѐнному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование уважительного отношения к окружающим;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Математические
представления»
1 -4 классы
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:
Пространственные представления:
•
Умение ориентироваться в схеме тела (правая, левая рука, нога), в пространстве, на
плоскости (на листе бумаги).
•
Умение ориентироваться в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз,
вперѐд, назад, вправо, влево.
•
Умение определять отношения порядка следования: первый, последний,
крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определять,
месторасположения предметов в ряду.
Представления о величине:
•
Умение различать и сравнивать предметы по величине.
•
Умение измерять с помощью мерки (линейки).
Представление о форме:
•
Умение различать и сравнивать предметы по форме.
4
•
Умение построить фигуру по точкам с применением линейки.
Временные представления:
•
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и
концом деятельности.
Количественные представления:
•
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
•
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
его цифрой.
•
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
•
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
•
Умение обозначать арифметические действия знаками.
•
Умение решать задачи простые задачи.
•
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона и др.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
1 класс
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»,
«пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств
(увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Узнавание цифр. Соотнесение
количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание
отрезка числового ряда 1 – 3. Определение места числа (от 0 до 3) в числовом ряду. Счѐт
в пределах 3. Образование чисел 2 и 3. Счѐт прямой и обратный. Знаки сложения и
вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале. Решение
примеров в пределах 3. Составление задач по практическим действиям. Меры стоимости.
Знакомство с монетами: 1. 2, и 3 коп. Распознавание их.
Представление о форме
Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по
названию в играх и упражнениях.
Представления о величине
Величины: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий,
толстый-тонкий, больше-меньше, длиннее-короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже.
Пространственные представления
Верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, дальше – ближе, вверху –
внизу, выше – ниже, посередине.
Временные представления
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.
2 класс
Количественные представления
5
Счѐт в пределах 5. Образование чисел в пределах 5. Практические работы. Счѐт
прямой и обратный. Решение примеров. Знание отрезка числового ряда 1 – 5.
Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду. Состав числа 2 (3, 4, 5) из двух
слагаемых. Работа со счѐтами.
Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего или меньшего
числа.
Составление и решение задач на нахождение суммы и разности. Запись действия задачи
без наименования. Составление задач по примерам. Решение задач на увеличение,
уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5.
Нуль как отсутствие остатка (умение узнавать его и находить).
Соответствие числа, количества и цифры. Глобальное определение предметов в группе.
Выделение нескольких предметов из множества.
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 2, 3 и 5 коп. Распознавание монет в играх и
упражнениях.
Представление о форме
Геометрический материал: квадрат, круг, треугольник. Обводка шаблона и штриховка.
Представления о величине
Величины: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий,
толстый-тонкий, больше-меньше, длиннее-короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже.
Пространственные представления
Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд»,
«назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина»,
«правая сторона», «левая сторона»). Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь. Соотнесение действия с временным
промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»).
3 класс
Количественные представления
Повторение материала 2-го класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 8. Знание отрезка числового ряда 1 –
8. Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду.
Образование и запись чисел первого десятка. Счѐт прямой и обратный. Порядковый счѐт
от заданного числа до заданного.
Сравнение чисел по величине в пределах 8.
Решение примеров в пределах 8. Работа со счѐтами.
Решение задач на нахождение суммы и разности, запись слова «задача». Решение задач на
увеличение, уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 8.
Меры стоимости. Знакомство с монетами в 2, 3, 5 коп. Размен монет в 2, 3, 5 коп. по 1 коп.
Представление о форме
Геометрический материал: прямоугольник.
Знакомство с линейкой. Отсчѐт от нуля. Проведение прямой линии через одну точку.
Представления о величине
Повторение материала 2 класса.
Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по
возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение
предметов по длине.
Пространственные представления
Повторение материала II класса. Справа – слева, впереди – позади, вперед – назад.
Ориентация на плоскости.
Временные представления
6
Временные понятия: неделя. Число дней в неделе, их последовательность. Составление
последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
4 класс
Количественные представления
Повторение материала 3-го класса.
Счет в пределах 10. Образование и запись чисел первого десятка. Состав числа 2 (3,
4, …, 10) из двух слагаемых. Знание отрезка числового ряда 1 – 10. Определение места
числа (от 0 до 10) в числовом ряду.
Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами. Счет
по 2 и по 5. Меры стоимости – 10 копеек. Размен монет в 10 коп. по 2 и по5. Решение
задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием (без
записи краткого ответа). Решение задач на увеличение, уменьшение на одну (несколько)
единиц в пределах 10.
Представление о форме
Геометрический материал: квадрат. Построение квадрата по точкам с применением
линейки. Проведение прямой линии, проходящей через две точки.
Представления о величине
Повторение материала 3 класса. Различение по ширине однородных и разнородных
предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение
предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Измерение с помощью мерки.
Пространственные представления
Повторение материала 3 класса.
Соотнесение предметов по количеству в пределе 10 без называния чисел (один к
одному) путѐм наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в
направлении слева направо, соблюдая интервалы.
Временные представления
Повторение материала 1-3 класса.
Времена года: зима, весна, лето, осень.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
1 класс (66 часов, 2 часа в неделю)
№
1.
Тема
Количественные
представления
18
2. Представления о
форме
10
3
Представления о
величине
8
Основные виды деятельности обучающихся
Различают множества (много, мало, столько же, один,
больше, меньше, поровну).
Счѐт в пределах 3. Соотносят количество предметов с
числом. Решают примеры в пределах 3. Составляют задачи
по практическим действиям. Рассматривают с монетами: 1.
2, и 3 коп. Распознают их.
Классифицируют геометрический материал: треугольник, круг,
квадрат. Составляют геометрическую фигуру (треугольник,
квадрат) из счетных палочек.
Дифференцируют предметы по величине: большоймаленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкийузкий, толстый-тонкий, больше-меньше, длиннее-короче,
одинаковые, выше – ниже, шире – уже.
7
4
5
Представления
о пространстве
22
Временные
представления
8
Итого:
66
Располагают и определяют предметы в пространстве, знают
левую и правую руки. Определяют стороны в пространстве,
ориентируются на листе бумаги. Правильно располагают
предметы по заданию и образцу.
Определяют времена суток: утро, день, вечер, ночь.
Эмоционально участвуют в процессе общения и совместной
деятельности.
2 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№
1.
2.
Тема
Основные виды деятельности обучающихся
Количественные
представления
25
Представления о
форме
16
3
Представления о
величине
10
Представления
о пространстве
11
Временные
представления
6
Итого:
68
4
5
Образуют числа в пределах 5.
Показывают и называют знаки арифметических действий
сложения и вычитания.
Решают примеры в пределах 5. Определяют отрезок числового
ряда 1 – 5. Определяют место числа (от 0 до 5) в числовом ряду.
Сравнивают числа, стоящих рядом в числовом ряду. Выделяют
большее или меньшее число.
Составляют и решают задачи на нахождение суммы и разности,
запись действий задачи с наименованием (без записи краткого
ответа). Решают задачи на увеличение, уменьшение на одну
(несколько) единиц в пределах 5
Выделяют несколько предметов из множества.
Определяют меры стоимости. Рассматривают монеты: 1, 2, 3 и 5
коп. Распознают монеты в играх и упражнениях. Оценивают
результат своей деятельности.
Штрихуют геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг,).
Обводят геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) по
шаблону (трафарету, контурной линии).
Оценивают результат своей деятельности.
Дифференцируют предметы по величине: большоймаленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкийузкий, толстый-тонкий, больше-меньше, длиннее-короче,
одинаковые, выше – ниже, шире – уже.
Различают пространственное расположение предметов:
впереди, сзади, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко,
рядом, около, здесь, там, на, в, за, над, под, между, в
середине, в центре. Составляют предмет (изображения) из
нескольких частей.
Соотносят деятельность с временным промежутком: сейчас,
потом, вчера, сегодня, завтра, на
следующий день,
позавчера, послезавтра, давно, недавно.
8
3класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№
2.
Тема
Основные виды деятельности обучающихся
Количественные
представления
26
Представления о
форме
15
Представления о
величине
10
3
4
Представления
о пространстве
11
5
Временные
представления
6
Итого:
68
Повторение материала II класса.
Определяют отрезок числового ряда 1 – 8. Определяют место
числа (от 0 до 8) в числовом ряду.
Образуют и записывают числа первого десятка. Счѐт прямой и
обратный. Порядковый счѐт от заданного числа до заданного.
Сравнивают числа по величине в пределах 8.
Решают примеры в пределах 8. Работают со счѐтами.
Решают задачи на нахождение суммы и разности, записывают
слово «задача». Решают задачи на увеличение, уменьшение на
одну (несколько) единиц в пределах 8.
Определяют меры стоимости. Рассматривают монеты в 2, 3, 5
коп. Размен монет в 2, 3, 5 коп. по 1 коп.
Классифицируют геометрический материал: квадрат и
прямоугольник.
Соотносят предметы с геометрическим телом, геометрической
фигурой.
Сравнивают предметы по величине. Составляют упорядоченный
ряд (по убыванию, по возрастанию). Различают по длине
однородные и разнородные предметы. Сравнивают предметы по
длине.
Составляют ряд из предметов (изображений): слева направо,
снизу вверх, сверху вниз. Определяют отношения порядка
следования: первый, последний,
крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Определяют, месторасположения предметов в ряду.
Совместно взаимодействуют не создавая конфликтных ситуаций.
Различают дни недели. Определяют последовательность дней
недели. Определяют смену дней: вчера, сегодня, завтра.
Соотносят деятельность с временным промежутком: сейчас,
потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера,
послезавтра, давно, недавно.
4 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№
1.
Тема
Количественные
представления
Основные виды деятельности обучающихся
25
Считают в пределах 10. Образовывают и записывают числа
первого десятка. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых.
Определяют отрезок числового ряда 1 – 10. Определяют место
числа (от 0 до 10) в числовом ряду.
Складывают (вычитают) предметные множества в пределах 10.
Счѐт по 2 и по 5, работают со счетами. Счет по 2 и по 5. Размен
монет в 10 коп. по 2 и по5. Решают задачи на нахождение суммы
и остатка, записывают действия задачи с наименованием (без
записи краткого ответа). Решают задачи на увеличение,
уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10.
Оценивают результат своей деятельности.
9
2. Представления о
форме
3
Представления о
величине
18
8
11
Соотносят предметы по количеству в пределах 10 без называния
чисел
путѐм наложения и приложения. Определяют,
месторасположения
предметов
в
ряду.
Совместно
взаимодействуют не создавая конфликтных ситуаций.
Временные
представления
6
Определяют времена года, суток; называют изменения в природе,
в зависимости от времени.
Эмоционально участвуют в процессе общения и совместной
деятельности.
Итого:
68
4
Представления
о пространстве
5
Строят фигуры по точкам с применением линейки.
Проводят прямые линии, проходящие через две точки.
Различают по ширине однородные и разнородные предметы.
Сравнивают предметы по ширине. Различают предметы по
высоте. Сравнивают предметы по высоте. Различают
предметы по весу. Сравнивают предметы по весу. Измеряют
с помощью мерки.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «Математические представления» включает:
1.Алышева Т.В., Математика (в 2ч), 3 кл., Просвещение.
2. Алышева Т.В., Математика (в 2ч), 4 кл., Просвещение.
дидактический материал в виде:
o предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала;
o таблиц на печатной основе;
o
o
o
o
o
демонстрационный материал:
измерительные инструменты и приспособления: размеченные и
неразмеченныелинейки, циркули, наборы угольников;
демонстрационные пособия
для
изучения
геометрических
величин,
геометрических фигур;
видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио и
видеозаписи), отражающие основные темы курса математики;
настольные развивающие игры;
электронные игры развивающего характера.
технические средства обучения:
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
компьютер с программным обеспечением;
магнитная доска;
экран.
10