Приложение
к Основной образовательной
программе
основного общего образования
МОУ «Мятлевская СОШ
им. А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Химия»
8-9 класс
2
Оглавление
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Стр.
3-6
2.
Содержание учебного предмета
Стр.
6-11
3.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
Стр.
программы воспитания с указанием количества часов, отводимое
на освоение каждой темы.
11
3
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
Личностные:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на
основе достижений науки.
Выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к
самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные
ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оценивать экологический риск
взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с
точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с
учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Предметные:
изучения предмета являются следующие умения:
Осознавать роль веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
Рассматривать химические процессы:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
Использовать химические знания в быту:
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
Объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
Овладевать основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в
познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
Уметь оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и
природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
Выпускник овладеет системой химических знаний – понятиями, закономерностями, законами,
теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории
становления химии как науки.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по химии,
справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении
учебных задач.
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую
систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной
теории;
различать химические и физические явления;
4
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении
химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или
продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ:
оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических
веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.
Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление»,
«восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
5
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных
веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин,
уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с
кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получить возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе
их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах
различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений
неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных
факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей
среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств
бытовой химии и др.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования предусматривает использование разнообразных методов и форм,
взаимодополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты и
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты).
2. Содержание учебного предмета
8 класс
Введение в химию
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и
сложных вещества
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни
человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о
философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении
химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.
6
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические
формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли
химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие
периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для
получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его
химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практическая работа № 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение
с ним.
Практическая работа № 2
Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3
Анализ почвы и воды.
Атомы химических элементов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.
Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий
«протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение
понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической
системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом
уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический
смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов.
Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование
двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных
соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических
кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева.
Простые вещества
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий.
Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота,
серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых
веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и
неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и
неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем
газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и
киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем
газов»,«Постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты
с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная
Авогадро».
Демонстрации.
7
Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема
газообразных веществ.
Соединения химических элементов
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле
соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные
соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода,
углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и
аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости
гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о
качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и
азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде.
Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная,
молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ
молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых
веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с
использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2.
Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе
растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для
приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток
хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Изменения, происходящие с веществами
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением
кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления
в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия
протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как
частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов.
Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы
или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с
использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые
реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для
прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции
вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до
конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции»)
на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие
воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды
с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия
и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по
известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов
реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса
8
исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества
вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) диффузия душистых
веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б)
взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение
полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании;
е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их
капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение
известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и
кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работа № 4
Признаки химических реакций и их классификация.
Практическая работа № 5
Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей.
Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм
диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации.
Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.
Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической
диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями.
Использование таблицы растворимости дляхарактеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями.
Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение
нерастворимых
оснований
при
нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории
электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций.
Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для
характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических
веществ
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений
окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об
окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость
электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой,
хлоридом меди (II). Горение магния.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9.
Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства
нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей
(например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида
кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Практическая работа № 6
Свойства электролитов
Практическая работа № 7
Экспериментальное решение задач по ТЭД»
9
9 класс
Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и
окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд
переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной
коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о
химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав
реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней
окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора».
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации.
Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения
земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих
веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость
скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и
гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.
Лабораторные опыты.
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди
(II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере
взаимодействия кислот с металлами.
5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере
взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7.
Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры
реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной
температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10.
Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с
металлами уротропином.
Тема 1. Металлы (14 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая
кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы,
их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в
электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в
природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов —
оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в
народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения
щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты,
фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и
гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .
Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и
кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами.
Получение гидроксидов железа (II) и (III).
10
Лабораторные опыты.
12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14.
Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение
гидроксида кальция и исследование его свойств.
17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной
кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Практикум 1. Свойства металлов и их соединений
1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3.
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд
ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства
неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение
атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода.
Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды.
Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе.
Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и
применение.
Общая характеристика галогенов.
Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.
Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном
хозяйстве.
Сера.
Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их
получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве.
Производство серной кислоты.
Азот.
Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и
применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).
Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в
сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор.
Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения:
оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод.
Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и
применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний.
Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные
разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о
силикатной промышленности.
Демонстрации.
Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение
хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ
или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора,
углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов,
фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды.
22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата
меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка.
25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27.
Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на
воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32.
Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие
11
концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36.
Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее
свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен.
Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь.Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол,
этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая
кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей
среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1.
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству,
объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Темы практических работ:
1.
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в
химической лаборатории.
2.
Очистка загрязненной поваренной соли.
3.
Признаки протекания химических реакций.
4.
Получение кислорода и изучение его свойств.
5.
Получение водорода и изучение его свойств.
6.
Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
7.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
8.
Реакции ионного обмена.
9.
Качественные реакции на ионы в растворе.
10.
Получение аммиака и изучение его свойств.
11.
Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
13.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимое на освоение каждой темы.
8 класс
Наименование тем
Кол – во часов
Введение в химию
7
Атомы химических элементов
9
Соединения химических элементов
20
Изменения, происходящие с веществами.
13
Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических
18
соединений.
Решение расчетных задач.
1
Итого:
68
9 класс
Содержание программного материала
Количество
часов
1. Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
2.Металлы
10
3.Неметаллы
5.Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
6. Органическая химия
7. Решение задач
Итого:
18
28
6
4
2
68
12