Музыка

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
основного
общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Музыка»
5 – 7 классы

Программа
учебного предмета «Музыка»
5 – 7 классы

Оглавление

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Стр. 3

2.

Содержание учебного предмета

Стр. 7

3.

Тематическое планирование в том числе с учетом
рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой
темы.

Стр. 8

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
5 класс:
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка».
5 класс:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
6 класс:
- чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; знание культуры своего народа, свое го края;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
7 класс:
- чувство гордости за свою Родину, знание основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества;
- формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
- умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат
освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности.
5 класс:
Регулятивные универсальные учебные действия
- умение определять цели и задачи своей деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей;
- умение анализировать собственную учебную деятельность;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные
образы.
Познавательные универсальные учебные действия
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения познавательных задач;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой
деятельности.
- умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и
сверстниками: ставить цели, распределять функции и ролит участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление,
способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства;
6 класс:
Регулятивные универсальные учебные действия
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные
образы, определять ее цели и задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения познавательных задач;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
Коммуникативные универсальные учебные действия

- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой
деятельности.
- умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и
сверстниками: ставить цели, распределять функции и ролит участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление,
способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства;
7 класс:
Регулятивные универсальные учебные действия
- умение адекватно оценивать собственные возможности решения учебной задачи, вносить
необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные
образы, определять ее цели и задачи;
Познавательные универсальные учебные действия
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения познавательных задач;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой
деятельности.
- умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и
сверстниками: ставить цели, распределять функции и ролит участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление,
способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства;
Предметные результаты:
5 класс
Обучающиеся научатся:
 активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
 слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи
разных композиторов;
 ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России;
 наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций,
тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных
образов и их взаимодействия;
 моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий
«музыкальной истории»;



использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных
видах музыкальной деятельности;
 планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок
музыкально-сценических произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
 творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
 организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
 оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий,
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой
деятельности.

6 класс
Обучающиеся научатся:
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
 иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
 знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
 уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к
соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная,
современная;
Обучающиеся получат возможность научиться:
 владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара,
современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных
видов искусства;
 развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности
(выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
 совершенствовать умения и навыки самообразования.

7 класс
Обучающиеся научатся:

 наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое
отношение к искусству;
 понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств, различать их особенности;
 выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования;
 раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и
стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
 понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной
деятельности;
 осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической
направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с
музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов,
театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

Обучающиеся получат возможность научиться:
 разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной
культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового
значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной
музыки, разных эпох;
 применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта
творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве
сети Интернет.
2. Содержание учебного предмета
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в
современном мире: традиции и инновации». Содержательные линии ориентированы на
сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.


Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений.
Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической
и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации,
рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с
литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры,
архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные
черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные
исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального
фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов
к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности
в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной
классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской
музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах –
выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,
Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт,
Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры
светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония,
камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки
(камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский,
С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и
зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз:
спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и
зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной
музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рокмузыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка.
Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и
фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных
(Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков,
Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти,
М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся,
композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры
музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться
классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как
отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины
мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как
вида искусства.

3. Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
Наименование тем
Музыка и литература – 17ч.
Что роднит музыку с литературой.
Вокальная музыка.
Вокальная музыка.
Песни моего народа.
Фольклор в музыке русских композиторов.
Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других
мира.
Жанры инструментальной музыки.
Жанры вокальной музыки.
Вторая жизнь песни.
Всю жизнь мою несу Родину в душе…
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Мир композитора.
Контрольная работа по теме «Музыка и литература»
Музыка и изобразительное искусство – 17 ч.
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Небесное и земное в звуках и красках.
Звать через прошлое к настоящему.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Волшебная палочка дирижера.
Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.
Застывшая музыка.
Полифония в музыке и живописи.
Музыка на мольберте.

Кол час
1
1
1
1
1
народов 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

Импрессионизм в музыке и живописи.
О подвигах, о доблести и славе...
В каждой мимолетности вижу я миры…
Мир композитора. С веком наравне.

Контрольная работа по теме «Музыка и изобразительное искусство»
Итого
6 класс
Наименование тем
Мир образов вокальной и инструментальной музыки – 17ч.
Удивительный мир музыкальных образов.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Два музыкальных посвящения.
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
«Уноси моѐ сердце в звенящую даль…»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Духовный концерт.
«Фрески Софии Киевской». «Перезвоны». Молитва.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.
Полифония. Фуга. Хорал.
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
Авторская песня: прошлое и настоящее.
Контрольная работа по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Мир образов камерной и симфонической музыки – 17ч.
Джаз – искусство 20 века.

Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».
«Космический пейзаж». Картинная галерея.
Образы симфонической музыки. «Метель».
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
Симфоническое развитие музыкальных образов.
Связь времен.
Программная увертюра.
Увертюра «Эгмонт».
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Мир музыкального театра.
Образы киномузыки.
Контрольная работа по теме «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Итого
7 класс
Наименование тем
Особенности драматургии сценической музыки – 17ч.
Классика и современность
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин».

1
1
1
1
1
34 ч
Кол час
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
34 ч
Кол час
1
1

Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера.
Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна».
Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
В музыкальном театре. Мой народ - американцы.
Развитие традиций оперного спектакля .
Опера «Кармен». Образ Кармен.
Образы Хозе и Эскамильо.
Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса.
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
Музыка к драматическому спектаклю.
Контрольная работа по теме «Особенности драматургии сценической музыки»
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки – 17ч.
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной
культуры.
Духовная музыка. Светская музыка
Камерная инструментальная музыка.
Этюд. Транскрипция
Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен.
С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.
Симфоническая музыка.
Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.
Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 Ф.Шуберта.
Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея.
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Инструментальный концерт.
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.
«Пусть музыка звучит!». Контрольная работа по теме «Особенности драматургии
камерной и симфонической музыки»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».