Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета «Музыка» 5 – 7 классы Программа учебного предмета «Музыка» 5 – 7 классы Оглавление 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Стр. 3 2. Содержание учебного предмета Стр. 7 3. Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Стр. 8 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 5 класс: Личностные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка». 5 класс: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; - участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; - принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - эстетические потребности, ценности и чувства; 6 класс: - чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, свое го края; - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. 7 класс: - чувство гордости за свою Родину, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; - формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира; - развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса; - становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; - умение познавать мир через музыкальные формы и образы. - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности. 5 класс: Регулятивные универсальные учебные действия - умение определять цели и задачи своей деятельности; - умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; - умение анализировать собственную учебную деятельность; - проявление творческой инициативы и самостоятельности; - умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы. Познавательные универсальные учебные действия - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; - умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач; - стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней; Коммуникативные универсальные учебные действия - участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. - умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: ставить цели, распределять функции и ролит участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; - формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; - умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства; 6 класс: Регулятивные универсальные учебные действия - умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; - проявление творческой инициативы и самостоятельности; - умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи. Познавательные универсальные учебные действия - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; - умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач; - стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней; Коммуникативные универсальные учебные действия - участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. - умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: ставить цели, распределять функции и ролит участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; - формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; - умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства; 7 класс: Регулятивные универсальные учебные действия - умение адекватно оценивать собственные возможности решения учебной задачи, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - проявление творческой инициативы и самостоятельности; - умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи; Познавательные универсальные учебные действия - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; - умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач; - стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней; Коммуникативные универсальные учебные действия - участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. - умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: ставить цели, распределять функции и ролит участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; - формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; - умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства; Предметные результаты: 5 класс Обучающиеся научатся: активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России; наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия; моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности; планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений. Обучающиеся получат возможность научиться: ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий; творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности. 6 класс Обучающиеся научатся: понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная; Обучающиеся получат возможность научиться: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); совершенствовать умения и навыки самообразования. 7 класс Обучающиеся научатся: наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству; понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования; раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке; понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.; Обучающиеся получат возможность научиться: разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох; применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. 2. Содержание учебного предмета Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. Музыка как вид искусства Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рокмузыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. 3. Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс Наименование тем Музыка и литература – 17ч. Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Вокальная музыка. Песни моего народа. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других мира. Жанры инструментальной музыки. Жанры вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу Родину в душе… Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. Контрольная работа по теме «Музыка и литература» Музыка и изобразительное искусство – 17 ч. Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Кол час 1 1 1 1 1 народов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести и славе... В каждой мимолетности вижу я миры… Мир композитора. С веком наравне. Контрольная работа по теме «Музыка и изобразительное искусство» Итого 6 класс Наименование тем Мир образов вокальной и инструментальной музыки – 17ч. Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси моѐ сердце в звенящую даль…» Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны». Молитва. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. Авторская песня: прошлое и настоящее. Контрольная работа по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Мир образов камерной и симфонической музыки – 17ч. Джаз – искусство 20 века. Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». «Космический пейзаж». Картинная галерея. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра. Образы киномузыки. Контрольная работа по теме «Мир образов камерной и симфонической музыки» Итого 7 класс Наименование тем Особенности драматургии сценической музыки – 17ч. Классика и современность В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». 1 1 1 1 1 34 ч Кол час 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 34 ч Кол час 1 1 Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Развитие традиций оперного спектакля . Опера «Кармен». Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. Музыка к драматическому спектаклю. Контрольная работа по теме «Особенности драматургии сценической музыки» Особенности драматургии камерной и симфонической музыки – 17ч. Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен. С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. «Пусть музыка звучит!». Контрольная работа по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 ч