Искусство

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Искусство»
8 класс

1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в
процессе художественно творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
 сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их
истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов
России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества,
сформированность основ гражданской идентичности;
 степень усвоения художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий, который способствует обогащению собственного духовного мира;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира в
процессе творческой деятельности;
 ответственное отношение к учѐбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих
задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению
индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
 уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
 наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и
заинтересованного отношения к миру и искусству;
 освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни
школы с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
 коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах
деятельности;
 навыки проектирования индивидуальной художественно творческой деятельности и понимание своей
роли в разработке и воплощении коллективных проектов н воплощении коллективных проектов на
основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных
действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно
выбирать наиболее эффективные способы их решения;
 адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
 осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
 устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; определять
и классифицировать понятия, обобщать, устанавливать ассоциации, аналогии;
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение,
находить общее решение;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
 пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ-компетентности);
 понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры, роль
искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества,
функционировании современного социума;
 эстетически воспринимать окружающий мир (преобразовывать действительность, привносить красоту в
окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный
досуг.
Предметные результаты:

2

 расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное
развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя,
слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде
искусства;
 присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживан ия
произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во
всѐм их многообразии;
 общее представление о природе искусства и специфике выразительных средств отдельных его
видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей
отечественного и зарубежного искусства;
 развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе
зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественнотворческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде
искусства;
 осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения
на факты и явления искусства;
 участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
 умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять
интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
 осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение
основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров,
особенностей языка);
 воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими
умениями и навыками, способами художественной деятельности;
 формирование личностно-оценочных суждений о роли и месте культуры и искусства в жизни, об
их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение
опыта поколений) в наши дни;
 использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и
художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении,
создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
2. Содержание учебного предмета
Искусство как духовный опыт человечества.
Народное искусство как культурноисторическая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ.
Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика еѐ преломления в
народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном
искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека.
Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре.
Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.
Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их
воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и литературе:
любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное.
Единство формы и содержания произведения искусства. Современность в музыке и литературе.
Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура
и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности
пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре.
Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика
городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой
графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности
современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.
Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в
киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки
3

театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия — основа
театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства
его выразительности. Балет. Воздействие хореографического искусства на зрителей.
Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной
деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной
информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобрази тельном
искусстве: компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия,
спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы
получаемого творческого продукта. Различия в восприятии визуального произведения:
классического и с использованием компьютера.
Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных
спектаклей, радиопередач и кинофильмов.
Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды
искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании
произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения
действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенност и
телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче
перспективы, светотени, объѐма. Эстетическое воздействие телевидения на человека.
Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном
пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть
культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика
восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства
в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.

4

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимое на освоение каждой
темы.

№
1

2

3

4

Наименование тем
Искусство в жизни современного человека
Искусство вокруг нас
Художественный образ – стиль – язык
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
Искусство открывает новые грани мира
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы
Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка
Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Портрет в искусстве России.
Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея
Музыкальный портрет
Александр Невский
Портрет композитора в литературе и кино
Искусство как универсальный способ общения
Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов
Искусство художественного перевода – искусство общения
Искусство – проводник духовной энергии
Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы в искусстве
Художественные послания предков. Разговор с современником
Символы в жизни и искусстве. Звучащий цвет и зримый звук
Музыкально-поэтическая символика огня
Красота в искусстве и жизни
Что есть красота?
Женские образы в произведениях художников
Откровение вечной красоты
Застывшая музыка
Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки
Есть ли у красоты свои законы? Композиция. Гармония
Ритм. Симметрия
Всегда ли люди одинаково понимали красоту?
5

Количество часов
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1

5

Великий дар творчества: радость и красота созидания
Как соотносятся красота и польза
Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве
Прекрасное пробуждает доброе
Преобразующая сила искусства
Героический пафос в монументальной скульптуре
Героические образы в музыкальных произведениях
Красота природы родной земли в живописи
Синтез искусств в создании художественных образов
Мир современника в песенном творчестве
Итого

6

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».