Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета «Технология» 1 – 4 класс Оглавление. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................ 3 II. Содержание учебного предмета ............................................................................................ 21 III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ..................................... 22 2 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: умения положительно относиться к учению; умения проявлять интерес к содержанию предмета технологии; умения принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей; умения чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; умения самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); умения чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя. Обучающийся получит возможность для формирования: умения бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников; умения осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека; умения с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность; умения под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; Обучающийся получит возможность научиться: выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Обучающийся научится: наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их; сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративнохудожественному); ориентироваться в материале на страницах учебника; 3 находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); Обучающийся получит возможность научиться: делать выводы о результате совместной работы всего класса; с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного; преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы. работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; понимать важность коллективной работы; контролировать свои действия при совместной работе; допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять инициативу в коллективных творческих работах; следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания. Предметные Общекультурные и общетрудовые компетенции Основы культуры труда Обучающийся научится: • воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве; • называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах; • организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом); • соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия; • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы; • проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу; • объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия). Обучающийся получит возможность научиться: • уважительно относится к труду людей; • определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека; • организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами; • отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы; • анализировать предметы быта по используемому материалу. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Обучающийся научится: 4 • узнавать и называть основные материалы и их свойства • узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств • использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок; • чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам; • использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, гаечным и накидным ключами; • использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия. Обучающийся получит возможность научиться: • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; • использовать одну технологию для изготовления разных изделий; • применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности; • оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца. Конструирование и моделирование Обучающийся научится: • выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения; • анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме; • изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям. Обучающийся получит возможность научиться: • создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале; • изменять вид конструкции. Практика работы на компьютере Обучающийся научится: • понимать информацию, представленную в разных формах; • наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план); • выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную и / или табличную форму); • работать со «Словарём юного технолога». Обучающийся получит возможность научиться: • понимать значение компьютера для получения информации; • различать и использовать информацию, представленную в различных формах; • наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации; • соблюдать правила работы на компьютере; • находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника. Проектная деятельность Обучающийся научится: • составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике; • распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре. Обучающийся получит возможность научиться: • первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя; • ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия; • развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; • применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности. 2 класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно практической деятельностью; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; 5 ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности; умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников. Обучающийся получит возможность для формирования: первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности; понимания значения предметно-практической деятельности в жизни; ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи; способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о себе как гражданине России; уважения к культурным традициям своей страны, своего народа; ориентации в поведении на принятые моральные нормы; понимания чувств одноклассников и учителей. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий); принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату; принимать роль в учебном сотрудничестве; умению проговаривать свои действия после завершения работы; определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Обучающийся получит возможность научиться: контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия. Познавательные УУД Обучающийся научится: наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края; сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; Обучающийся получит возможность научиться: строить небольшие сообщения в устной форме; находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике — словарь терминов, дополнительный познавательный материал). 6 проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям; описывать по определенному алгоритму объект наблюдения; под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей; под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнеров в совместной деятельности; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; проявлять инициативу в коллективных работах. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач. Предметные. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Обучающийся научится: воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ; называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д. организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой; с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом, циркуль соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия; различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению; объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов. Обучающиеся получат возможность научиться: определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека; называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла; осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России. 7 познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Обучающийся научится: узнавать и называть основные материалы и их свойства; узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе; Бумага и картон. приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой; выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный); выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя); осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше. Ткани и нитки приемы работы с нитками (наматывание); различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина); выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов»; освоить новые технологические приемы: моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов; конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу; «изонить»; украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками; плетения в три нитки; Природные материалы осваивают технологию выполнения мозаики: из крупы, из яичной скорлупы, создавать композиции на основе целой яичной скорлупы, оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги. Пластичные материалы используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков; осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов; осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием. Растения, уход за растениями уметь выращивать лук на перо по заданной технологии; проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты; использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями. Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль); чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам; вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу. применять приемы безопасной работы с инструментами: использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами; 8 осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом. Обучающиеся получит возможность научиться: комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу; комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий; осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности; оформлять изделия по собственному замыслу; выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий; подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия. Конструирование и моделирование Обучающийся научится: выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу; изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии; анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия; изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям. Обучающиеся получит возможность: изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей; создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу. Практика работы на компьютере. Обучающийся научится: понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах; воспринимать книгу как источник информации; наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы; выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму; заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя; осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого Обучающиеся получит возможность: понимать значение использования компьютера для получения информации; осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого; соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике; набирать и оформлять небольшие по объему тексты; отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника. Проектная деятельность. Обучающийся научится: восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану; проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении; выделять этапы проектной деятельности; определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя; распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя; проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям; Обучающиеся получит возможность научиться: определять задачи каждого этапа проектной деятельности; 9 ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия; развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности. 3 класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: ориентация на принятие образа «хорошего ученика»; ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности; осознание своей ответственности за общее дело; ориентация на оценку результатов коллективной деятельности; уважение к чужому труду и результатам труда; уважение к культурным традициям своего народа; представление о себе как гражданине России; понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; понимание чувств окружающих людей; готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; сопереживания другим людям; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; осознания себя как гражданина России; чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); 10 осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно логическом уровнях; адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом. Познавательные УУД Обучающийся научится: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач; работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Обучающийся получит возможность научиться: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; 11 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Предметные. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Обучающийся научится: • воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве; • называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д. • бережно относиться к предметам окружающего мира; • организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов; • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия; • отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их; • проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу; • проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно; • осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; • определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой. Обучающийся получит возможность научиться: • осмыслить понятие «городская инфраструктура»; • уважительно относиться к профессиональной деятельности человека; • осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека; • осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Обучающийся научится: • узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни; • узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе: Бумага и картон: свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность; выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой; выбирать или заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя); освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок). Текстильные и волокнистые материалы: структура и состав тканей; способ производства тканей (ткачество, гобелен); производство и виды волокон (натуральные, синтетические); знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком; различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение); выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; Природные материалы: 12 знакомство с новым природным материалом - соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве; знакомство с новым материалом — пробкой, ее свойствами и особенностями использования; применять на практике различные приемы (склеивание, соединение) Пластичные материалы систематизация знаний о свойствах пластичных материалов; наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека. использовать пластичные материалы для соединения деталей; освоение нового вида работы с пластичным материалом – тесто. Конструктор сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора; выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора. Металл знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами; освоение способов работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание. Бисер знакомство с новым материалом бисером; виды бисера; свойства бисера и способы его использования; виды изделий из бисера; леска, её свойства и особенности. использование лески при изготовлении изделий из бисера; Продукты питания знакомство с понятием продукты питания; виды продуктов; знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»; экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия; Обучающийся получит возможность научиться: выполнять изделия при помощи технологии выполнение папье-маше; выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный); осваивать технологию создания объемных изделий из бумаги, используя особенности этого материала, создания разных видов оригами; выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по шаблону; конструирование костюмов из ткани; выполнять виды швов: стачные и украшающие, шов «через край», «тамбурный шов» освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков; создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки); украшать изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками. осваивать приемы работы с соломкой: подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы; выполнение аппликации из соломки; учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции; выполнять композицию из природных материалов. оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги; освоение способов бисероплетения; оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца; готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки, определяя ингредиенты и способ его приготовления; заполнять простейшую техническую документацию «Технологическую карту». Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии Обучающийся научится: 13 использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль); чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам; вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу; выполнять «эскиз» и «технический рисунок»; применять масштабирование при выполнении чертежа; уметь «читать» простейшие чертежи; анализировать и использовать обозначения линий чертежа; применять приемы безопасной работы с инструментами; использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем; использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой. осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами; осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями; использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи; При сборке изделий использовать приемы: окантовки картоном крепления кнопками склеивания объемных фигур из разверток (понимать значение клапанов при склеивании развертки) соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев скручивание мягкой проволоки соединения с помощью ниток, клея, скотча. знакомство с понятием «универсальность инструмента». Обучающиеся получат возможность научиться: изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу; комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности оформлять изделия по собственному замыслу; выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий. подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия. Конструирование и моделирование Обучающийся научится: • выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения; • анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу; • частично изменять свойства конструкции изделия; • выполнять изделие, используя разные материалы; • повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов; • анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот. Обучающиеся получат возможность научиться: • сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия; • соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки; • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу. Практика работы на компьютере. 14 Обучающийся научится: • использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта; • воспринимать книгу как источник информации; • наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения; • использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации; • различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы. Обучающиеся получат возможность научиться: • переводить информацию из одного вида в другой; • создавать простейшие информационные объекты; • использовать возможности сети Интернет по поиску информации. Проектная деятельность. Обучающийся научится: • составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану; • определять этапы проектной деятельности; • определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно; • распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей; • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям; • проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта. Обучающиеся получат возможность научиться: • осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности; • выделять задачи каждого этапа проектной деятельности; • распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов; • проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия; • развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества. 4 класс Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание себя как гражданина России; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; 15 знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки; этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения; понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой. Обучающийся получит возможность для формирования: оценивания поступков, явлений, события с точки зрения собственных ощущений, соотношения их с общепринятыми нормами и ценностями; описания своих чувств и ощущений от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительного отношения к результатам труда мастеров; принятия другого мнения и высказывания, уважительного отношения к нему; адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению. Познавательные УУД Обучающийся научится: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет; приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; 16 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач; делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач; работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать; слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться; сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Обучающийся научится: воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека; называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея, садовник, дворник, и т.д. бережно относиться к предметам окружающего мира; 17 организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов; соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия; отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их; проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу; проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно; осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой. Обучающийся получит возможность научиться: осмыслить понятие «городская инфраструктура»; уважительно относиться к профессиональной деятельности человека; осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека; осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Обучающийся научится: узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни; узнавать и называть свойства материалов, изученных в 4 классе: Бумага и картон. приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой; выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный). выбирать или заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя); выполнять изделия при помощи технологии выполнение папье-маше; осваивать технологию создания объемных изделий из бумаги, используя особенности этого материала, создания разных видов оригами; выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по шаблону; Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок). Ткани и нитки знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток); конструирование костюмов из ткани обработка ткани накрахмаливание; различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение); выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков; освоить новые технологические приемы: создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки); производства полотна ручным способом (ткачество– гобелен); изготовления карнавального костюма; украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками. украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов; вязания воздушных петель крючком; вид соединения деталей — натягивание нитей. 18 Природные материалы применять на практике различные приемы (склеивание, соединение, дел осваивать приемы работы с соломкой: подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы; выполнение аппликации из соломки; учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции; использовать свойства пробки при создании изделия; выполнять композицию из природных материалов; оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги. Пластичные материалы использовать пластичные материалы для соединения деталей; освоение нового вида работы с пластичным материалом – тестопластикой. Конструктор. выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора. Металл: освоение способов работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание. Бисер: освоение способов бисероплетения. Продукты питания: освоение способов приготовление пищи (без термической обработки и с термической обработкой); готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способ его приготовления; использование для определения веса продуктов «мерки». Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль); чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам; вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу; выполнять «эскиз» и «технический рисунок»; применять масштабирование при выполнении чертежа; уметь «читать» простейшие чертежи; анализировать и использовать обозначения линий чертежа. применять приемы безопасной работы с инструментами: использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами; использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой. осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами; осваивать правила работы с новыми инструментами: контргайка, острогубцы, плоскогубцы; осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями; использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи; При сборке изделий использовать приемы: окантовки картоном крепления кнопками склеивания объемных фигур из разверток (понимать значение клапанов при склеивании развертки) соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев скручивание мягкой проволоки соединения с помощью ниток, клея, скотча. 19 знакомство с понятием «универсальность инструмента». Обучающиеся получат возможность научиться: изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу; комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности оформлять изделия по собственному замыслу; выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий. подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия. Конструирование и моделирование Обучающийся научится: выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу; частично изменять свойства конструкции изделия; выполнять изделие, используя разные материалы; повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов; анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот. Обучающиеся получат возможность научиться: сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия; соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки; создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу. Практика работы на компьютере. Обучающийся научится: использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта; воспринимать книгу как источник информации; наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения; выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму; самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу; использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации; различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы; находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши. Обучающиеся получат возможность научиться: переводить информацию из одного вида в другой; создавать простейшие информационные объекты; использовать возможности сети Интернет по поиску информации Проектная деятельность. Обучающийся научится: составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану; определять этапы проектной деятельности; 20 определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно; распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей; проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям; проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта; Обучающиеся получат возможность научиться: осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности; выделять задачи каждого этапа проектной деятельности; распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов; проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия; развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества. II. Содержание учебного предмета Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. 21 Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Практика работы на компьютере Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point. 22 III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1 класс № Тема урока Давайте знакомиться 3 ч. 1 Человек и земля 22 ч. 2 Человек и вода 3 ч. 3 Человек и воздух 3 ч. 4 Человек и информация 2 ч. 5 ИТОГО 33 ч. № 1 2 3 4 5 2 класс Тема урока Давайте знакомиться Человек и земля Человек и вода Человек и воздух Человек и информация ИТОГО 1 ч. 23 ч. 3 ч. 3 ч. 4 ч. 34 ч. 3 класс № 1 2 3 Тема урока Человек и земля Человек, вода и воздух Человек и информация ИТОГО 20 ч. 7 ч. 7 ч. 34 ч. 4 класс № 1 2 3 4 5 Тема урока Давайте знакомиться Человек и земля Человек и вода Человек и воздух Человек и информация ИТОГО 1 ч. 21 ч. 3 ч. 3 ч. 6 ч. 34 ч. 23