Технология

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
начального
общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Технология»
1 – 4 класс

Оглавление.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ........................................................ 3
II. Содержание учебного предмета ............................................................................................ 21
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ..................................... 22

2

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 умения положительно относиться к учению;
 умения проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
 умения принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
 умения чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
 умения самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и
общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей);
 умения чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных,
друзей, для себя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 умения бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
 умения осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и
негативные последствия деятельности человека;
 умения с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
 умения под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и
образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
 учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
 учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие
для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу
по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
Обучающийся получит возможность научиться:
 выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир
ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего
мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности
предлагаемых изделий; сравнивать их;
 сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции
предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их
образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративнохудожественному);
 ориентироваться в материале на страницах учебника;

3








находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце
учебника);
Обучающийся получит возможность научиться:
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже
известного;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия,
художественные образы.
работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать
информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:










принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
понимать важность коллективной работы;
контролировать свои действия при совместной работе;
допускать существование различных точек зрения;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
следить за действиями других участников совместной деятельности;
принимать другое мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания.

Предметные
Общекультурные и общетрудовые компетенции
Основы культуры труда
Обучающийся научится:
• воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном
пространстве;
• называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
• организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами
(бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и
инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
• соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при
выполнении изделия;
• различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты
и приспособления в зависимости от вида работы;
• проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по
используемому материалу;
• объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Обучающийся получит возможность научиться:
• уважительно относится к труду людей;
• определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
• организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
• отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
• анализировать предметы быта по используемому материалу.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:

4

• узнавать и называть основные материалы и их свойства
• узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки
материалов в зависимости от их свойств
• использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок;
• чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
• использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком,
ножницами, гаечным и накидным ключами;
• использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании
изделия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
• использовать одну технологию для изготовления разных изделий;
• применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и
профессиональной деятельности;
• оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
• выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
• анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме;
• изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале;
• изменять вид конструкции.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
• понимать информацию, представленную в разных формах;
• наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст,
иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план);
• выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в
рисуночную и / или табличную форму);
• работать со «Словарём юного технолога».
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать значение компьютера для получения информации;
• различать и использовать информацию, представленную в различных формах;
• наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное
участие в поиске информации;
• соблюдать правила работы на компьютере;
• находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность
Обучающийся научится:
• составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике;
• распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре.
Обучающийся получит возможность научиться:
• первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя;
• ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества
выполнения изделия;
• развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
• применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и
занятиям предметно практической деятельностью;
 ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
5



ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической
деятельности;
 умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности
учебной деятельности;
 этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и
поступков одноклассников.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
 понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;
 ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной
учебной задачи;
 способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
 представления о себе как гражданине России;
 уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
 ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
 понимания чувств одноклассников и учителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
 выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа
предлагаемых заданий, образцов изделий);
 принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
 под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
 принимать роль в учебном сотрудничестве;
 умению проговаривать свои действия после завершения работы;
 определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
 контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в конце действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира,
результаты творчества мастеров родного края;
 сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и
осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать
особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые
для рукотворной деятельности материалы;
 понимать необходимость использования пробно-поисковых практических
упражнений для открытия нового знания и умения;
 самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
 строить небольшие сообщения в устной форме;
 находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях
и энциклопедиях (в учебнике — словарь терминов, дополнительный познавательный
материал).
6



проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным
критериям;
 описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
 под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;
 под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять
выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
 работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать
информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнера высказывания;
 контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
 воспринимать другое мнение и позицию;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе
общения;
 проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
 ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников;
 оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
 адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
Предметные.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
 воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия
(на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в
Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
 называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека:
гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
 организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой,
пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой,
желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
 с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом, циркуль
 соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
 различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты
в зависимости от вида работы;
 при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому
материалу, назначению;
 объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе
эффективного использования различных материалов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
 называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
 осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.

7

 познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью,
Городецкой росписью,
дымковской игрушкой), их особенностями, историей
возникновения и развития, способом создания.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
 узнавать и называть основные материалы и их свойства;
 узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе;
Бумага и картон.
 приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
 выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный,
комбинированный);
 выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством
учителя);
 осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.
Ткани и нитки
 приемы работы с нитками (наматывание);
 различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
 выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
 научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов
«через край», «тамбурный шов»;
 освоить новые технологические приемы:
 моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;
 конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;
 «изонить»;
 украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
 плетения в три нитки;
Природные материалы
 осваивают технологию выполнения мозаики:
 из крупы,
 из яичной скорлупы,
 создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,
 оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и
цветной бумаги.
Пластичные материалы
 используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
 осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста,
конструирования из пластичных материалов;
 осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.
Растения, уход за растениями
 уметь выращивать лук на перо по заданной технологии;
 проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать
результаты;
 использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и
приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
 использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок
(карандаш, резинка, линейка, циркуль);
 чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
 вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
 применять приемы безопасной работы с инструментами:
 использовать правила и способы работы с
шилом, швейной иглой, булавками,
наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем,
гаечным и накидным ключами;
8

 осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру,

разрыванием пальцами, ножом.
Обучающиеся получит возможность научиться:
 комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
 изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
 комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
 осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных
изделий;
 осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе,
профессиях быту и профессиональной деятельности;
 оформлять изделия по собственному замыслу;
 выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
 подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
 выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
 анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
 изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
 анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
 изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Обучающиеся получит возможность:
 изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
 создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
 понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
 воспринимать книгу как источник информации;
 наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст,
иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие
выводы;
 выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию
в табличную форму;
 заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
 осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого
Обучающиеся получит возможность:
 понимать значение использования компьютера для получения информации;
 осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
 соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к
технике;
 набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
 отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
 восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по
заданному слайдовому и/или текстовому плану;
 проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие
закономерности в их изготовлении;
 выделять этапы проектной деятельности;
 определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
 распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
 проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
Обучающиеся получит возможность научиться:
 определять задачи каждого этапа проектной деятельности;

9

 ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить

оценку качества выполнения изделия;
 развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на
практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
 ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям
конкретной учебной задачи;
 предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей
деятельности на основе предложенных критериев;
 положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
 осознание своей ответственности за общее дело;
 ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
 уважение к чужому труду и результатам труда;
 уважение к культурным традициям своего народа;
 представление о себе как гражданине России;
 понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков
окружающих людей;
 ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
 понимание чувств окружающих людей;
 готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
 учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной
задачи;
 способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 сопереживания другим людям;
 следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
 осознания себя как гражданина России;
 чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами
курса по технологии.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного
обсуждения;
 совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
 совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и
неизвестное;
 коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их
реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
 выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей
работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);

10



осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций
(с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных
инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
 самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном и словесно логическом уровнях;
 адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи
информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта),
энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
решения задач;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений,
рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;
 преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы,
схемы (в информационных проектах).
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
 находить несколько источников информации, делать выписки из используемых
источников;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
 работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать
информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
 слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);
 уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Обучающийся получит возможность научиться:
 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи,
используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;

11



задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
• воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой
деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в
Информационном пространстве;
• называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод,
архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник,
дворник, и т.д.
• бережно относиться к предметам окружающего мира;
• организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых
инструментов и материалов;
• соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
• отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости
от вида работы, с помощью учителя заменять их;
• проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому
материалу;
• проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под
руководством учителя и самостоятельно;
• осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
• определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового
плана, работы с технологической картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
• уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
• осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной
жизни человека;
• осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
• узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в
жизни;
• узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:
Бумага и картон:
 свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна;
прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность
поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая
способность;
 выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия приемы работы с калькой,
копировальной и металлизированной бумагой;
 выбирать или заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под
руководством учителя);
 освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок).
Текстильные и волокнистые материалы:
 структура и состав тканей;
 способ производства тканей (ткачество, гобелен);
 производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
 знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком;
 различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение);
 выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
Природные материалы:
12

 знакомство с новым природным материалом - соломкой, ее свойствами и особенностями

использования в декоративно-прикладном искусстве;
 знакомство с новым материалом
— пробкой, ее свойствами и особенностями
использования;
 применять на практике различные приемы (склеивание, соединение)
Пластичные материалы
 систематизация знаний о свойствах пластичных материалов;
 наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека.
 использовать пластичные материалы для соединения деталей;
 освоение нового вида работы с пластичным материалом – тесто.
Конструктор
 сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора;
 выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора.
Металл
 знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами;
 освоение способов работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание.
Бисер
 знакомство с новым материалом бисером;
 виды бисера;
 свойства бисера и способы его использования;
 виды изделий из бисера;
 леска, её свойства и особенности.
 использование лески при изготовлении изделий из бисера;
Продукты питания
 знакомство с понятием продукты питания;
 виды продуктов;
 знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;
 экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
Обучающийся получит возможность научиться:
 выполнять изделия при помощи технологии выполнение папье-маше;
 выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный,
комбинированный);
 осваивать технологию создания объемных изделий из бумаги, используя особенности
этого материала, создания разных видов оригами;
 выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по шаблону;
 конструирование костюмов из ткани;
 выполнять виды швов: стачные и украшающие, шов «через край», «тамбурный шов»
 освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков;
 создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки);
 украшать изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.
 осваивать приемы работы с соломкой:
­ подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы;
­ выполнение аппликации из соломки;
­ учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции;
 выполнять композицию из природных материалов.
 оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и
цветной бумаги;
 освоение способов бисероплетения;
 оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
 готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки, определяя
ингредиенты и способ его приготовления;
 заполнять простейшую техническую документацию «Технологическую карту».
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
Обучающийся научится:
13

 использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок

(карандаш, резинка, линейка, циркуль);
 чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
 вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
 выполнять «эскиз» и «технический рисунок»;
 применять масштабирование при выполнении чертежа;
 уметь «читать» простейшие чертежи;
 анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
 применять приемы безопасной работы с инструментами;
 использовать правила и способы работы с
шилом, швейной иглой, булавками,
наперстком, ножницами,: пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем;
 использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой,
металлизированной бумагой.
 осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру,
разрыванием пальцами;
 осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
 использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
При сборке изделий использовать приемы:
­ окантовки картоном
­ крепления кнопками
­ склеивания объемных фигур из разверток (понимать значение клапанов при
склеивании развертки)
­ соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев
­ скручивание мягкой проволоки
­ соединения с помощью ниток, клея, скотча.
­ знакомство с понятием «универсальность инструмента».
Обучающиеся получат возможность научиться:
 изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
 комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
 осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных
изделий
 осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе,
профессиях быту и профессиональной деятельности
 оформлять изделия по собственному замыслу;
 выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
 подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
• выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ
соединения;
• анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому
образцу;
• частично изменять свойства конструкции изделия;
• выполнять изделие, используя разные материалы;
• повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и
объектов;
• анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе
слайдового плана текстовый и наоборот.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия;
• соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением
развертки;
• создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
14

Обучающийся научится:
• использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите
проекта;
• воспринимать книгу как источник информации;
• наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст,
иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать
выводы и
умозаключения;
• использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
• различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• переводить информацию из одного вида в другой;
• создавать простейшие информационные объекты;
• использовать возможности сети Интернет по поиску информации.
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
• составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или
текстовому плану;
• определять этапы проектной деятельности;
• определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и
самостоятельно;
• распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать
роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
• проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
• проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты
как одного из средств реализации проекта.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной
деятельности;
• выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
• распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно
выполнять отдельные виды обработки материалов;
• проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и
корректировать выполнение изделия;
• развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике
правила сотрудничества.
4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образа «хорошего ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой
задачи;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 осознание себя как гражданина России;
 осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков
других людей;

15






знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;
понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной
культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 оценивания поступков, явлений, события с точки зрения собственных ощущений,
 соотношения их с общепринятыми нормами и ценностями;
 описания своих чувств и ощущений от наблюдаемых явлений, событий, изделий
декоративно-прикладного характера, уважительного отношения к результатам
труда мастеров;
 принятия другого мнения и высказывания, уважительного отношения к нему;
 адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета
позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным
нормам и этическим требованиям;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
 следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
 самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на разных уровнях;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в
учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
 приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

16



перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и
явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий,
использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
 делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
 находить несколько источников информации, делать выписки из используемых
источников;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
 работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать
информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
 высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
 слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
 сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении
проблемы (задачи).
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при
выработке общего решения;
 с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
 воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой
деятельности человека;
 называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод,
архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея, садовник,
дворник, и т.д.
 бережно относиться к предметам окружающего мира;

17

 организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых
инструментов и материалов;
 соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
 отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости
от вида работы, с помощью учителя заменять их;
 проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому
материалу;
 проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под
руководством учителя и самостоятельно;
 осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
 определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и
слайдового плана, работы с технологической картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
 уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
 осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной
жизни человека;
 осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
 узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в
жизни;
 узнавать и называть свойства материалов, изученных в 4 классе:
Бумага и картон.
 приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
 выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный,
комбинированный).
 выбирать или заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под
руководством учителя);
 выполнять изделия при помощи технологии выполнение папье-маше;
 осваивать технологию создания объемных изделий из бумаги, используя особенности
этого материала, создания разных видов оригами;
 выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по
шаблону;
 Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок).
Ткани и нитки
 знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком
(прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток);
 конструирование костюмов из ткани
 обработка ткани накрахмаливание;
 различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение);
 выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
 выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край»,
«тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков;
 освоить новые технологические приемы:
 создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки);
 производства полотна ручным способом (ткачество– гобелен);
 изготовления карнавального костюма;
 украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.
 украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов;
 вязания воздушных петель крючком;
 вид соединения деталей — натягивание нитей.
18

Природные материалы
 применять на практике различные приемы (склеивание, соединение, дел осваивать
приемы работы с соломкой:
­ подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы;
­ выполнение аппликации из соломки;
­ учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции;
­ использовать свойства пробки при создании изделия;
­ выполнять композицию из природных материалов;
­ оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и
цветной бумаги.
Пластичные материалы
 использовать пластичные материалы для соединения деталей;
 освоение нового вида работы с пластичным материалом – тестопластикой.
Конструктор.
 выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора.
Металл:
 освоение способов работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание.
Бисер:
 освоение способов бисероплетения.
Продукты питания:
 освоение способов приготовление пищи (без термической обработки и с термической
обработкой);
 готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способ его приготовления;
 использование для определения веса продуктов «мерки».
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
 использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок
(карандаш, резинка, линейка, циркуль);
 чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
 вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
 выполнять «эскиз» и «технический рисунок»;
 применять масштабирование при выполнении чертежа;
 уметь «читать» простейшие чертежи;
 анализировать и использовать обозначения линий чертежа.
 применять приемы безопасной работы с инструментами:
­ использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками,
наперстком, ножницами,: пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем,
гаечным и накидным ключами;
­ использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой,
металлизированной бумагой.
­ осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру,
разрыванием пальцами;
­ осваивать правила работы с новыми инструментами: контргайка, острогубцы,
плоскогубцы;
­ осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
­ использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
При сборке изделий использовать приемы:
 окантовки картоном
 крепления кнопками
 склеивания объемных фигур из разверток (понимать значение клапанов при
склеивании развертки)
 соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев
 скручивание мягкой проволоки
 соединения с помощью ниток, клея, скотча.
19

 знакомство с понятием «универсальность инструмента».
Обучающиеся получат возможность научиться:
 изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
 комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
 осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных
изделий
 осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе,
профессиях быту и профессиональной деятельности
 оформлять изделия по собственному замыслу;
 выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
 подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
 выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ
соединения;
 анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому
образцу;
 частично изменять свойства конструкции изделия;
 выполнять изделие, используя разные материалы;
 повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и
объектов;
 анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе
слайдового плана текстовый и наоборот.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия;
 соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с
изображением развертки;
 создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
 использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите
проекта;
 воспринимать книгу как источник информации;
 наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст,
иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и
умозаключения;
 выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в
табличную форму;
 самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;
 использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
 различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы;
 находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 переводить информацию из одного вида в другой;
 создавать простейшие информационные объекты;
 использовать возможности сети Интернет по поиску информации
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
 составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому
или текстовому плану;
 определять этапы проектной деятельности;

20



определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством
учителя и самостоятельно;
 распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или
выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
 проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
 проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической
карты как одного из средств реализации проекта;
Обучающиеся получат возможность научиться:
 осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и
производственной деятельности;
 выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
 распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно
выполнять отдельные виды обработки материалов;
 проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и
корректировать выполнение изделия;
 развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на
практике правила сотрудничества.
II. Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов
России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида
изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические
и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии;
традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и
других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и
корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,
инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие
материалов и их практическое применение в жизни.

21

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения
изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических
операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету,
лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей
(отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей
(сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и
другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка,
аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных
орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема
(их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой
на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их
сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при
работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной
детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word и Power Point.
22

III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс
№
Тема урока
Давайте
знакомиться
3 ч.
1
Человек и земля
22 ч.
2
Человек и вода
3 ч.
3
Человек и воздух
3 ч.
4
Человек и информация
2 ч.
5
ИТОГО
33 ч.

№
1
2
3
4
5

2 класс
Тема урока
Давайте знакомиться
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
ИТОГО

1 ч.
23 ч.
3 ч.
3 ч.
4 ч.
34 ч.
3 класс

№
1
2
3

Тема урока
Человек и земля
Человек, вода и воздух
Человек и информация
ИТОГО

20 ч.
7 ч.
7 ч.
34 ч.
4 класс

№
1
2
3
4
5

Тема урока
Давайте знакомиться
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
ИТОГО

1 ч.
21 ч.
3 ч.
3 ч.
6 ч.
34 ч.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».