Математика

Приложение
к Основной образовательной программе
начального общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Математика»
1 - 4 класс

Оглавление
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета .............................................................. 3

2. Содержание учебного предмета ...................................................................................................... 18
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ............................................... 19

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в
процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- начальные представления о целостности окружающего мира;
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере
зависит от него самого;
- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения,
которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых
учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
- осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и
дома;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной
деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»,
отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах
деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила
школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к
уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых
учебных и практических задач;
- способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя
математическую терминологию;
-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план
действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения
действий;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных
учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению
результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий
и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи
информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
3

- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и
несущественные признаки;
- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение
объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина,
геометрическая фигура;
- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник,
аудио и видео материалы и др.);
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею
текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами
и решать их;
- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов
(практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности
математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- применять полученные знания в измененных условиях;
- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы
их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
- систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и
представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать
их;
- уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели
работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности,
анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное
отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную
помощь.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего
мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем,
проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не
демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировано выражать свое мнение;
- совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в
группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
4

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел
тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучащийся научится:
 считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и
т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке
счета;
 читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины
«равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
 объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как
образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает
каждая цифра в их записи;
 выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
 распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу;
устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел
(увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
 выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
 читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения
этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Обучащийся получит возможность научиться:
 вести счет десятками;
 обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие
двадцати.
Арифметические действия сложение и вычитание
Обучащийся научится:
 понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах
и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
 выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по
частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
 выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и
взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
 объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Обучащийся получит возможность научиться:
 выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
 называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и
вычитания значение неизвестного компонента;
 проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами
Обучащийся научится:
 решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
 составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
 отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные
изменения;
 устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым,
отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения
задачи;
 составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Обучащийся получит возможность научиться:
 составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
 находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
5

отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать
изменения в задаче при изменении ее решения;
 решать задачи в 2 действия;
 проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Обучащийся научится:
 понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение
предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение
предмета на плоскости;
 описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа
(левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
 находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму
многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
 распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая,
отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
 находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Обучащийся получит возможность научиться:
 выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые
образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его
концами.
Геометрические величины
Обучащийся научится:
 измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя
изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
 чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
 выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Обучащийся получит возможность научиться:
 соотносить и сравнивать величины
Работа с информацией
Обучащийся научится:
 читать небольшие готовые таблицы;
 строить несложные цепочки логических рассуждений;
 определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Обучащийся получит возможность научиться:
 определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими
элементами;
 проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и
формулируя выводы.


2 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения
между различными объектами;
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности
за проделанную работу;
- элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых
заданий и упражнений);
- уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к
своему здоровью и здоровью других людей.
6

Обучающиеся получат возможность для формирования:
- интереса к отражению математическими способами отношений между различными
объектами окружающего мира;
- первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни
человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием
математических знаний;
- потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в
коллективной деятельности;
- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать
наиболее рациональный.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и
оценивать предложения других учеников по её решению;
- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить
необходимые исправления;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические
термины, символы и знаки;
- контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднений.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
- понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между
различными объектами;
- иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине,
геометрической фигуре;
- применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст
задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и
решать их;
- осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги,
аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
- представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме
(пересказ, текст, таблицы).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаковосимволической форме (на моделях);
- осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать
её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с – использованием
свойств геометрических фигур;
- анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в
предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
7

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие
цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для
партнёра по обсуждаемому вопросу;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную
помощь.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение,
аргументированно его обосновывать;
- контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные
Числа и величины
Обучающиеся научатся:
 образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
 сравнивать числа и записывать результат сравнения;
 упорядочивать заданные числа;
 заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
 выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
 устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её
или восстанавливать пропущенные в ней числа;
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
 читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения
этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м =
10 дм; 1 дм = 10 см;
 читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения
этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по
часам время с точностью до минуты;
 записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 группировать объекты по разным признакам;
 самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в
конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучающиеся научатся:
 воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при
выполнении действий сложения и вычитания;
 выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более
сложных — письменно (столбиком);
 выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
 называть и обозначать действия умножения и деления;
 использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
 заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой
одинаковых слагаемых;
 умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
 читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
 находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание
(со скобками и без скобок);
8

 применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её
значении;
 решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
 моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов,
схематических рисунков и схематических чертежей;
 раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
 применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
 называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
 устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
 выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Обучающиеся научатся:
 решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и
задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
 выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
 составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому
выражению, по решению задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающиеся научатся:
 распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
 распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др.,
выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
 выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на
клетчатой разлиновке с использованием линейки;
 соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника
(квадрата).
Обучающиеся получат возможность научиться:
 изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и
угольника.
Геометрические величины
Обучающиеся научатся:
 читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и
соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
 вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника
(треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Обучающиеся получат возможность научиться:
 выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
 вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Обучающиеся научатся:
 читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
 заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления
таблиц;
 проводить логические рассуждения и делать выводы;
 понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и
др., выделяя верные и неверные высказывания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
9

 самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена,
количество, стоимость;
 общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
3 класс
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес,
переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих
подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
- положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
- понимание значения математических знаний в собственной жизни;
- понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности
учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая
личную ответственность за результат;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных
заданий и упражнений);
- уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к
природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- начальные представления об универсальности математических способов познания
окружающего мира;
- осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных
дисциплин;
- осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной
деятельности;
- интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных
отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и
способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения
познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для
достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной
форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях –
самостоятельно;
- выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по
результатам изучения отдельных тем;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с
поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины
неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других
участников, работающих в паре, в группе.
10

Познавательные
Обучающиеся научатся:
- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и
процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить
модели, отражающие различные отношения между объектами;
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств,
геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным
основаниям;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области
применения;
- понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая
фигура;
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаковосимволической форме (на моделях);
- стремление полнее использовать свои творческие возможности;
- общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с
поставленными целями и задачами;
- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в
справочнике и в других источниках;
- осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной
форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и
процессов;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисковотворческих заданий.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их
уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог,
речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной
математической игры, высказывать свою позицию;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и
качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время
участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать
возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других
участников, работающих в паре, в группе;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
11

Предметные результаты
Числа и величины
Обучающиеся научатся:
 моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями;
 выполнять счёт сотнями в пределах 1000 как прямой, так и обратный;
 образовывать круглые сотни в пределах 1000 на основе принципа умножения (300 — это 3
раза по 100) и все другие числа от 100 до 1000 из сотен, десятков и нескольких единиц (267 –
это 2 сотни, 6 десятков и 7 единиц);
 сравнивать числа в пределах 1000, опираясь на порядок их следования при счёте;
 читать и записывать трёхзначные числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
 упорядочивать натуральные числа от 0 до 1000 в соответствии с заданным порядком;
 выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
 составлять или продолжать последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному правилу;
 работать в паре при решении задач на поиск закономерностей;
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
 измерять площадь фигуры в квадратных сантиметрах, квадратных дециметрах, квадратных
метрах;
 сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах;
 заменять крупные единицы площади мелкими: (1 дм2 = 100 см2) и обратно (100 дм2 = 1 м2);
 используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм —
грамм; час — минута; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр —
сантиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими
величинами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 классифицировать изученные числа по разным основаниям;
 использовать различные мерки для вычисления площади фигуры;
 выполнять разными способами подсчёт единичных квадратов (единичных кубиков)
в плоской (пространственной) фигуре, составленной из них.
Арифметические действия
Обучающиеся научатся:
 выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000;
 выполнять умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда результат
не превышает 1000;
 выполнять деление с остатком в пределах 1000;
 письменно выполнять умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
 выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и
единицей);
 выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
 находить значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 оценивать приближённо результаты арифметических действий;
 использовать приёмы округления для рационализации вычислений или проверки
полученного результата.
Работа с текстовыми задачами
Обучающиеся научатся:
 выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т.
д.;
 выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на кратное сравнение, на
нахождение четвёртого пропорционального (методом приведения к единице, методом
12

сравнения), задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение
промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);
 составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица,
схема, чертёж и т. д.);
 оценивать правильность хода решения задачи;
 выполнять проверку решения задачи разными способами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 сравнивать задачи по фабуле и решению;
 преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
 находить разные способы решения одной задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающиеся научатся:
 описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
 находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой
бумаге;
 классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать
равносторонние треугольники;
 строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и
угольника;
 распознавать прямоугольный параллелепипед, находить на модели прямоугольного
параллелепипеда его элементы: вершины, грани, ребра;
 находить в окружающей обстановке предметы в форме прямоугольного параллелепипеда.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 копировать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге;
 располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве, согласно
заданному описанию;
 конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке.
Геометрические величины
Обучающиеся научатся:
 определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
 вычислять периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и
квадрата;
 применять единицу измерения длины километр и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м =
1000 мм;
 вычислять площадь прямоугольника и квадрата;
 использовать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр, и соотношения между ними: 1 см² = 100 мм², 1 дм² =
100 см², 1 м² = 100 дм²;
 оценивать длины сторон прямоугольника; расстояние приближённо (на глаз).
Обучающиеся получат возможность научиться:
 сравнивать фигуры по площади;
 находить и объединять равновеликие плоские фигуры в группы;
 находить площадь ступенчатой фигуры разными способами.
Работа с информацией
Обучающиеся научатся:
 устанавливать закономерность по данным таблицы;
 использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении
текстовых задач;
 заполнять таблицу в соответствии с выявленной закономерностью;

13



находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать
эту информацию;
 строить диаграмму по данным текста, таблицы;
 понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и...», «... или...»,
«не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все».
Обучающиеся получат возможность научиться:
 читать несложные готовые столбчатые диаграммы, анализировать их данные;
 составлять простейшие таблицы, диаграммы по результатам выполнения
практической работы;
 рисовать столбчатую диаграмму по данным опроса; текста, таблицы, задачи;
 определять масштаб столбчатой диаграммы;
 строить простейшие умозаключения с использованием логических связок: («... и...»,
«... или...», «не», «если.., то... », «верно/неверно, что...», «каждый», «все»);
 вносить коррективы в инструкцию, алгоритм выполнения действий и
обосновывать их.
4 класс
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических
способов его познания;
- уважительное отношение к иному мнению и культуре;
- самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных
критериев её успешности;
- навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к
исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
- умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её
результат;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых
заданий и упражнений);
- уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к
природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду;
Выпускник получат возможность для формирования:
- понимания универсальности математических способов познания закономерностей
окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и
явлений;
- адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её
успешности;
- устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению
возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в
явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Выпускник научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их
достижения;
14

- определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм
познавательной и личностной рефлексии;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Выпускник получат возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
- находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать
наиболее рациональный.
Познавательные
Выпускник научится:
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно
выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей
изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять
существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов
рассматриваемого вида;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
- владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина,
геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Математика», используя абстрактный язык математики;
- использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с
поставленными целями и задачами;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и
поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и
осознанно строить математическое сообщение;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного
предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы,
видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и
выступать с аудио- и видеосопровождением.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего
мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по
самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии,
делать обобщения;
- осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц и диаграмм;
15

- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять,
сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Выпускник научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения
с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с
использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе
математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной
деятельности;
- принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Выпускник получит возможность научиться:
- обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
- обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной
группе.
Предметные результаты
Раздел «Числа и величины»
Выпускник научится:
- образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
- заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность
(увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким
признакам;
- читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя
основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный
километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр;
тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и
др.) и соотношения между ними.
Выпускник получат возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои
действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных
условиях и объяснять свой выбор.
Раздел «Арифметические действия»
Выпускник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и
деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и
умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с
остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со
скобками и без скобок).
Выпускник получат возможность научиться:
16

- выполнять действия с величинами;
- выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного
действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и
результатом действия);
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и
вычитания, умножения и деления;
- находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
Выпускник научится:
- устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять
план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) и задачи, связанные с
повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на
вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть,
четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи,
отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в
противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью
(цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных
предметов и др.;
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Выпускник научится:
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол;
многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат,
прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получат возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр,
конус.
Раздел «Геометрические величины»
Выпускник научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получат возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед,
пирамиду, цилиндр, конус;
- вычислять периметр многоугольника;
- находить площадь прямоугольного треугольника;
- находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные
треугольники.
Раздел «Работа с информацией»
Выпускник научится:
17

- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и
диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (... и ..., если..., то...;
верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).

2. Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между
единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических
действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением,
вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического
действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со
скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме,
множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка
достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше
(меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими
процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время,
производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода
решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—
справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных
инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм,
см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближенное
измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин;
фиксирование, анализ полученной информации.
18

Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если…
то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических
фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска
информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой
диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
1 класс
№
1
2
3
4
5
6

Тема урока
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и
временные измерения
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
Числа от 1 до 20. Нумерация
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание
Итоговое повторение
ИТОГО

8 ч.
28 ч.
54 ч.
12 ч.
25 ч.
5ч.
132 ч.

2 класс
№
1
2
3
4
5

Тема урока
Числа от 1 до 100. Нумерация
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100
Умножение и деление чисел от 1 до 100
Табличное умножение и деление
Повторение
ИТОГО

35 ч.
47 ч.
28 ч.
15 ч.
11 ч.
136 ч.

3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7

Тема урока
Сложение и вычитание (продолжение)
Табличное умножение и деление (продолжение)
Внетабличное умножение и деление
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Повторение
ИТОГО

8 ч.
56 ч.
26 ч.
13 ч.
11 ч.
14 ч.
8 ч.
136 ч.

4 класс
№
1
2
3
4
5
6

Тема урока
Числа от 1 до 1000. Повторение.
Числа, которые больше 1000. Нумерация.
Числа, которые больше 1000. Величины.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление.
Итоговое повторение.
ИТОГО

13 ч.
10 ч.
15 ч.
11 ч.
75 ч.
12 ч.
136 ч.
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».