Русский язык

Приложение
к Адаптированной основной
общеобразовательной программе
для обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
МОУ «Мятлевская СОШ
им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Русский язык»
(для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями)

5 – 9 классы

Программа учебного предмета «Русский язык»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
5 – 9 классы

Оглавление
1. Пояснительная записка

3

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения
обучающимися

3

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

3

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

3

5. Содержание учебного предмета

5

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся

6

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

7

2

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Русский язык» разработана для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ о 19 декабря 2014 года №1599).
Цель: овладение учащимися знаниями грамматики и правописания для
приобретения практических навыков устной и письменной речи.
Задачи:
- формировать у обучающихся интерес к языку и языковым обобщениям;
- уточнять и развивать словарный запас обучающихся;
- выработать у обучающихся навыки грамотного письма на основе усвоения
звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
- учить использовать письменную коммуникацию для решения практикоориентированных задач;
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
Программа реализуется через УМК Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой.
Текущий контроль уровня знаний учащихся проводится в форме контрольных
работ.
Результатами промежуточной аттестации считаются годовые отметки по предмету
(пункт 3.3 Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и
осуществлении текущего контроля их успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»).
Форма организации учебного процесса – урок.
2. Общая характеристика учебного предмета
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная
направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся,
получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически
значимыми для их социальной адаптации. Необходимость коррекции познавательной и
речевой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловлена
трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием
их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На уровне основного общего образования изучение учебного предмета «Русский
язык» осуществляется с 5 по 9 класс из расчѐта: в 5 классе – 170 ч. (5 часов в неделю), в 6
классе – 204 ч. (6 часов в неделю), в 7 классе – 170 ч. (5 часов в неделю), в 8 классе – 170 ч.
(5 часов в неделю), в 9 классе – 165 ч. (5 часов в неделю). Всего 879 часов. Рабочая
программа рассчитана на 34 учебных недели в 5 – 8 классах, на 33 учебных недели в 9
классе.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому еѐ восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Предметные результаты:
5 класс
Минимальный уровень:
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по
слогам;
3

- участвовать в обсуждении темы текста и выделении основной мысли;
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам с
опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Достаточный уровень:
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по слогам;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать однокоренные слова;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы
слова;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
6 класс
Минимальный уровень:
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи
самостоятельно);
- доказывать принадлежность слов к определѐнной части речи, ориентируясь на их
значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
- пользоваться школьным орфографическим словарѐм.
Достаточный уровень:
- списывать текст целыми словами;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- пользоваться школьным орфографическим словарем;
- различать части речи по вопросам с помощью учителя.
7 класс
Минимальный уровень:
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
- определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
- находить орфограммы и решать орфографические задачи (самостоятельно или с помощью
учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Достаточный уровень:
- исправлять текст;
- подбирать однокоренные слова;
- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно
употреблять их в предложении;
- решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.
8 класс
Минимальный уровень:
- находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
- определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- находить и решать орфографические задачи (с помощью учителя);
- принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
4

- исправлять текст.
Достаточный уровень:
- находить и решать орфографические задачи (самостоятельно или с помощью учителя).
9 класс
Минимальный уровень:
- составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко
выраженными структурными частями;
- писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
- подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в
различных частях слова;
- определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
- пользоваться школьным орфографическим словарем;
- находить и решать орфографические задачи.
Достаточный уровень:
- принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
- решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.

5. Содержание учебного предмета
5 класс
Повторение
Звуки и буквы. Предложение. Текст. Главные и второстепенные предложения.
Разные по интонации предложения.
Состав слова. Текст
Окончание. Приставка. Суффикс. Правописание безударных гласных в корне.
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне.
Части речи. Текст
Имя существительное. Изменение существительных по числам. Род
существительных. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам. Глагол.
Изменение глагола по временам.
Предложение. Текст
Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространѐнные и
распространѐнные предложения. Однородные члены предложения.
6 класс
Повторение
Звуки и буквы. Предложение. Текст.
Состав слова. Текст
Правописание безударных гласных в корне. Правописание звонких и глухих
согласных в корне. Правописание приставок.
Части речи. Текст
Имя существительное. Род и число существительных. Правописание имѐн
собственных. Изменение существительных по падежам. Имя прилагательное. Изменение
прилагательных по родам и числам. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Глагол. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам.
Предложение. Текст
Однородные члены предложения. Обращение.
8 класс
Повторение
Предложение. Текст. Однородные члены предложения. Обращения.
Состав слова. Текст
Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Сложные слова.
Части речи. Текст
5

Имя существительное. Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе. Имя прилагательное. Склонение
прилагательных в единственном числе. Склонение прилагательных во множественном
числе. Местоимение. Склонение личных местоимений. Склонение местоимений 1-го лица
(я, мы). Склонение местоимений 2-го лица (ты, вы). Склонение местоимений 3-го лица (он,
она, оно, они). Глагол. Изменение глаголов по лицам. 1-е лицо глагола. 2-е лицо глагола. 3е лицо глагола. Наречие. Наречия, отвечающие на вопросы к а к ? г д е ? к о г д а ? к у д а ?
отк уда?
Предложение. Текст
Простое предложение. Сложное предложение.
9 класс
Повторение
Предложение. Текст.
Состав слова. Текст
Сложные и сложносокращѐнные слова.
Части речи. Текст
Имя существительное. Значение существительных в речи. Склонение
существительных. Несклоняемые существительные. Имя прилагательное. Значение
прилагательных в речи. Склонение прилагательных. Прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи.
Местоимение. Склонение местоимений. Глагол. Значение глаголов в речи. Неопределѐнная
форма глагола. Изменение глаголов по лицами и числам. Повелительная форма глагола.
Наречие. Значение наречий в речи. Правописание наречий. Числительное. Правописание
числительных.
Предложение. Текст
Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами ч т о , ч т о б ы ,
потому что, когда.

6. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
Тема (раздел)

Кол-во часов

Повторение

42

Состав слова. Текст

43

Части речи. Текст

46

Предложение. Текст

20

Повторение

19

Итого
6 класс
Тема (раздел)

Виды деятельности учащихся
Выполнение заданий на повторение учебного
материала
Проведение морфемного анализа слова; работа с
текстом
Проведение морфологического анализа слова;
работа с текстом
Проведение синтаксического анализа
предложения; работа с текстом
Повторение по пройденному материалу, работа с
орфографическим словарѐм; решение
орфографических задач с помощью словаря

170
Кол-во часов

Повторение

49

Состав слова. Текст

50

Части речи. Текст

53

Виды деятельности учащихся
Выполнение заданий на повторение учебного
материала
Проведение морфемного анализа слова; работа с
текстом
Проведение морфологического анализа слова;
работа с текстом
6

Предложение. Текст

26

Повторение

26

Итого
8 класс
Тема (раздел)

204
Кол-во часов

Повторение

15

Состав слова. Текст

28

Части речи. Текст

108

Предложение. Текст

11

Повторение

8

Итого
9 класс
Тема (раздел)

Проведение синтаксического анализа
предложения; работа с текстом
Повторение по пройденному материалу, работа с
орфографическим словарѐм; решение
орфографических задач с помощью словаря

Виды деятельности учащихся
Выполнение заданий на повторение учебного
материала
Проведение морфемного анализа слова; работа с
текстом
Проведение морфологического анализа слова;
работа с текстом
Проведение синтаксического анализа; работа с
текстом
Повторение пройденного материала; работа с
орфографическим словарѐм; решение
орфографических задач с помощью словаря

170
Кол-во
часов

Повторение

7

Состав слова. Текст

17

Части речи. Текст

95

Предложение. Текст

17

Повторение

29

Итого

165

Виды деятельности учащихся
Выполнение заданий на повторение учебного
материала
Проведение морфемного анализа слова; работа с
текстом
Проведение морфологического анализа; работа с
текстом
Проведение синтаксического анализа; работа с
текстом
Повторение пройденного материала; работа с
орфографическим словарѐм; решение
орфографических задач с помощью словаря

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5 – 9
классы).
3. Русский язык. 5, 6, 8, 9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы:
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».