Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа учебного предмета «Русский язык» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 5 – 9 классы Программа учебного предмета «Русский язык» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 5 – 9 классы Оглавление 1. Пояснительная записка 3 2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися 3 3. Описание места учебного предмета в учебном плане 3 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета 3 5. Содержание учебного предмета 5 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 6 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности 7 2 1. Пояснительная записка Программа учебного предмета «Русский язык» разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ о 19 декабря 2014 года №1599). Цель: овладение учащимися знаниями грамматики и правописания для приобретения практических навыков устной и письменной речи. Задачи: - формировать у обучающихся интерес к языку и языковым обобщениям; - уточнять и развивать словарный запас обучающихся; - выработать у обучающихся навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию; - учить использовать письменную коммуникацию для решения практикоориентированных задач; - формировать положительные нравственные качества и свойства личности. Программа реализуется через УМК Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой. Текущий контроль уровня знаний учащихся проводится в форме контрольных работ. Результатами промежуточной аттестации считаются годовые отметки по предмету (пункт 3.3 Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»). Форма организации учебного процесса – урок. 2. Общая характеристика учебного предмета Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане На уровне основного общего образования изучение учебного предмета «Русский язык» осуществляется с 5 по 9 класс из расчѐта: в 5 классе – 170 ч. (5 часов в неделю), в 6 классе – 204 ч. (6 часов в неделю), в 7 классе – 170 ч. (5 часов в неделю), в 8 классе – 170 ч. (5 часов в неделю), в 9 классе – 165 ч. (5 часов в неделю). Всего 879 часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели в 5 – 8 классах, на 33 учебных недели в 9 классе. 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому еѐ восприятию; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Предметные результаты: 5 класс Минимальный уровень: - списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по слогам; 3 - участвовать в обсуждении темы текста и выделении основной мысли; - подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя; - различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам с опорой на таблицу; - находить решение орфографической задачи (с помощью учителя); - пользоваться школьным орфографическим словарем. Достаточный уровень: - списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по слогам; - участвовать в обсуждении темы и идеи текста; - подбирать однокоренные слова; - проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова; - пользоваться школьным орфографическим словарем. 6 класс Минимальный уровень: - списывать текст целыми словами и словосочетаниями; - делить текст на предложения; - выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли; - подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно); - доказывать принадлежность слов к определѐнной части речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц; - пользоваться школьным орфографическим словарѐм. Достаточный уровень: - списывать текст целыми словами; - участвовать в обсуждении темы и идеи текста; - подбирать однокоренные слова с помощью учителя; - пользоваться школьным орфографическим словарем; - различать части речи по вопросам с помощью учителя. 7 класс Минимальный уровень: - подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы; - образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи; - определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу; - находить орфограммы и решать орфографические задачи (самостоятельно или с помощью учителя); - пользоваться школьным орфографическим словарем. Достаточный уровень: - исправлять текст; - подбирать однокоренные слова; - различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении; - решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя. 8 класс Минимальный уровень: - находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя; - определять части речи, используя сложные предложения для доказательства; - подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы; - находить и решать орфографические задачи (с помощью учителя); - принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста; 4 - исправлять текст. Достаточный уровень: - находить и решать орфографические задачи (самостоятельно или с помощью учителя). 9 класс Минимальный уровень: - составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями; - писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов); - подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова; - определять части речи, используя сложные предложения для доказательства; - пользоваться школьным орфографическим словарем; - находить и решать орфографические задачи. Достаточный уровень: - принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста; - решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя); - пользоваться школьным орфографическим словарем. 5. Содержание учебного предмета 5 класс Повторение Звуки и буквы. Предложение. Текст. Главные и второстепенные предложения. Разные по интонации предложения. Состав слова. Текст Окончание. Приставка. Суффикс. Правописание безударных гласных в корне. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне. Части речи. Текст Имя существительное. Изменение существительных по числам. Род существительных. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам. Глагол. Изменение глагола по временам. Предложение. Текст Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространѐнные и распространѐнные предложения. Однородные члены предложения. 6 класс Повторение Звуки и буквы. Предложение. Текст. Состав слова. Текст Правописание безударных гласных в корне. Правописание звонких и глухих согласных в корне. Правописание приставок. Части речи. Текст Имя существительное. Род и число существительных. Правописание имѐн собственных. Изменение существительных по падежам. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам и числам. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Глагол. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Предложение. Текст Однородные члены предложения. Обращение. 8 класс Повторение Предложение. Текст. Однородные члены предложения. Обращения. Состав слова. Текст Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Сложные слова. Части речи. Текст 5 Имя существительное. Склонение существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Имя прилагательное. Склонение прилагательных в единственном числе. Склонение прилагательных во множественном числе. Местоимение. Склонение личных местоимений. Склонение местоимений 1-го лица (я, мы). Склонение местоимений 2-го лица (ты, вы). Склонение местоимений 3-го лица (он, она, оно, они). Глагол. Изменение глаголов по лицам. 1-е лицо глагола. 2-е лицо глагола. 3е лицо глагола. Наречие. Наречия, отвечающие на вопросы к а к ? г д е ? к о г д а ? к у д а ? отк уда? Предложение. Текст Простое предложение. Сложное предложение. 9 класс Повторение Предложение. Текст. Состав слова. Текст Сложные и сложносокращѐнные слова. Части речи. Текст Имя существительное. Значение существительных в речи. Склонение существительных. Несклоняемые существительные. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Склонение прилагательных. Прилагательные на -ий, -ье, -ья, -ьи. Местоимение. Склонение местоимений. Глагол. Значение глаголов в речи. Неопределѐнная форма глагола. Изменение глаголов по лицами и числам. Повелительная форма глагола. Наречие. Значение наречий в речи. Правописание наречий. Числительное. Правописание числительных. Предложение. Текст Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами ч т о , ч т о б ы , потому что, когда. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 5 класс Тема (раздел) Кол-во часов Повторение 42 Состав слова. Текст 43 Части речи. Текст 46 Предложение. Текст 20 Повторение 19 Итого 6 класс Тема (раздел) Виды деятельности учащихся Выполнение заданий на повторение учебного материала Проведение морфемного анализа слова; работа с текстом Проведение морфологического анализа слова; работа с текстом Проведение синтаксического анализа предложения; работа с текстом Повторение по пройденному материалу, работа с орфографическим словарѐм; решение орфографических задач с помощью словаря 170 Кол-во часов Повторение 49 Состав слова. Текст 50 Части речи. Текст 53 Виды деятельности учащихся Выполнение заданий на повторение учебного материала Проведение морфемного анализа слова; работа с текстом Проведение морфологического анализа слова; работа с текстом 6 Предложение. Текст 26 Повторение 26 Итого 8 класс Тема (раздел) 204 Кол-во часов Повторение 15 Состав слова. Текст 28 Части речи. Текст 108 Предложение. Текст 11 Повторение 8 Итого 9 класс Тема (раздел) Проведение синтаксического анализа предложения; работа с текстом Повторение по пройденному материалу, работа с орфографическим словарѐм; решение орфографических задач с помощью словаря Виды деятельности учащихся Выполнение заданий на повторение учебного материала Проведение морфемного анализа слова; работа с текстом Проведение морфологического анализа слова; работа с текстом Проведение синтаксического анализа; работа с текстом Повторение пройденного материала; работа с орфографическим словарѐм; решение орфографических задач с помощью словаря 170 Кол-во часов Повторение 7 Состав слова. Текст 17 Части речи. Текст 95 Предложение. Текст 17 Повторение 29 Итого 165 Виды деятельности учащихся Выполнение заданий на повторение учебного материала Проведение морфемного анализа слова; работа с текстом Проведение морфологического анализа; работа с текстом Проведение синтаксического анализа; работа с текстом Повторение пройденного материала; работа с орфографическим словарѐм; решение орфографических задач с помощью словаря 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5 – 9 классы). 3. Русский язык. 5, 6, 8, 9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. 7