Музыка и пение

Приложение к Адаптированной основной
общеобразовательной
программе
обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные
нарушения) МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф.
Иванова»

Программа
учебного предмета
«Музыка и пение»
5-8 класс

1

Программа
учебного предмета «Музыка и пение»
5 – 8 классы

Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пояснительная записка
с.3
Общая характеристика учебного предмета
с.3
Описание места учебного предмета в учебном плане
с.4
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета с.4
Содержание учебного предмета
с.4
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
с.8
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
с.15

2

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
«Музыка и пение» 5-8 классы разработана на основе программы «Музыка» 5-8 классы, авторы Е.Д.
Критская, Г.П., Сергеева, Т.С. Шмагина и на основе авторской программы «Искусство. Музыка 5-9
классы» В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Текущий контроль уровня знаний учащихся проводится в форме контрольных работ.
Результатами промежуточной аттестации считаются годовые отметки по предмету (пункт 3.3
Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их
успеваемости в МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»).
Цель общего музыкального образования и воспитания – формирование средствами музыки
гармоничной социально - адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями,
обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие музыкальности учащихся.
Задачи:
 накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного
опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными
исполнительскими умениями);
 приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, самостоятельной
музыкальной деятельности;
 развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
 развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной
деятельностью (музыкальное восприятие,музыкально- познавательные процессы, музыкальная
память, эмоциональные переживания, чувство ритма и др.);
 обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи,
обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм,
гордость за отечественную музыкальную культуру).
Форма организации учебного процесса – урок.

2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Музыка и пение» призван способствовать развитию музыкальности ребенка,
его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к
миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного
творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и
целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности
помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды
исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное
инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и
сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают
ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка и пение» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного
отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности,
на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе
занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее
образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде
всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной
отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения,
художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства
коллективизма.
3

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На уровне основного общего образования изучение учебного предмета «Музыка и пение»
осуществляется с 5 по 8 класс из расчета 1 ч в неделю (по 34 часа в год). Всего 136 часов.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:






развитие музыкального слуха, вокально-хоровые навыки;
развитие речи на основе практической деятельности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
развитие любознательности и формирование интереса к изучению предмета «Музыка»;
развитие эстетических представлений, слухового внимания, чувства ритма, понимания содержания
песен на основе характера мелодии, эмоциональное исполнение песен и восприятие музыкальных
произведений;

Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- усвоение минимальных знаний по теории музыки;
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в
конце и в середине слов;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые,
грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без
него;
- представления обо всех музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом
средств музыкальной выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пианотихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний,
высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

5. Содержание учебного предмета
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как
вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире:
традиции и инновации». Содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с
курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое
воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и
театральная; вокально-инструментальная и камерно - инструментальная.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их
традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство
исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
4

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных
образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на
человека, еѐ роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной
красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка.
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие.
Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник
непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трѐхчастные,
вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и
художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере
произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная
музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII
вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты,
специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть
общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие,
образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество
(характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народнопесенные истоки русского
профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего
региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., еѐ стилевое многообразие
(импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня,
электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка.
Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a
capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный,
академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные.
Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
5 класс.
Раздел 1. Музыка и литература.
Что роднит музыку с литературой. Звучащие картины. Фольклор в музыке русских композиторов.
Что за прелесть эти сказки. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни.
Раскрываются следующие содержательные линии: Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная,
старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.
Всю жизнь мою несу родину в душе... Звучащие картины.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Первое
путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Второе путешествие в музыкальный театр.
Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик». Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье
путешествие в музыкальный театр. Мир композитора. Раскрываются следующие содержательные линии:
Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр.
Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной
музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.
Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и
литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца.
Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и
литературные жанры.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным
искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная
живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в
музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в
искусстве. Раскрываются следующие содержательные действие музыки с изобразительным искусством.
Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган. Исторические события,
5

картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства. Кантата. Триптих.
Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность
и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццосопрано). Образ музыки
разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия.
Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия.
Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония.
Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижера в прочтении
музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.
Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Застывшая музыка. Содружество
муз в храме. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и
живописи. О подвигах, о доблести, о славе. В каждой мимолетности вижу я миры... Мир композитора. С
веком наравне. Раскрываются следующие содержательные линии: Органная музыка. Хор a capella
Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра.
Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства.
Жанры музыкального и изобразительного искусства.
6 класс.
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
Старинный русский романс. Песня романс. Мир чарующих звуков. Обряды и обычаи в фольклоре и
творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Искусство прекрасного пения. Песни Франца
Шуберта. Раскрываются следующие содержательные линии: Лирические, эпические, драматические
образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс,
баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая
речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление,
кода, реприза, рефрен). Приемы развития. Повтор. Контраст. Выразительность. Изобразительность.
Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм.
Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для
фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Народное искусство Древней Руси.
Русская духовная музыка. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Авторская
песня сегодня. Песни Булата Окуджавы. Спиричуэл и блюз. Раскрываются следующие содержательные
линии: Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши.
Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, a capella, хоровое
многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития
(вариантность). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Контраст — сопоставление.
Хор — солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и
светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы.
Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата (сценическая кантата). Контраст
образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки.
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство. Инструментальная
баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Образы симфонической музыки. Симфоническое
развитие музыкальных образов. Раскрываются следующие содержательные линии: Жизненная основа
художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном
искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов
камерной. Прелюдия. Вальс. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Программная
музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные
иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Программная
увертюра. Мир музыкального театра. Образы киномузыки. Выдающиеся артисты балета. Вокальная
музыка. Инструментальная музыка.
7 класс.
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки. Классика и современность. В
музыкальном театре. Опера. Русская эпическая опера. В музыкальном театре. Героическая тема в
русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. Первая американская
национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Раскрываются следующие содержательные
линии: Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия
— Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические,
6

лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в
сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра,
ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и
характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития
образов. Сюжеты и образы духовной музыки. «Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные
темы. Главные образы. Музыка к драматическому спектаклю. Раскрываются следующие
содержательные линии: Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство
исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Музыкальный материал
Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
Музыкальная драматургия — развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная
музыка. Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Циклические
формы инструментальной музыки. Симфоническая музыка. Симфоническая картина. «Празднества» К.
Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в
стиле блюз» Дж. Гершвина. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Раскрываются следующие содержательные линии: Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатносимфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий.
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в
вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного
замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных
обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы.
8 класс.
Тема года: «Традиция и современность в музыке»
1. Музыка «старая» и «новая». Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции.
Сказочно-мифологические темы
2. Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова
«Снегурочка».
3. Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
4. Поэма радости и света: К.Дебюсси
5. Сказочно-мифологические темы в музыке.
Мир человеческих чувств
6. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость».
7. «Слезы людские, о слезы людские...»
8. Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
9. Два пушкинских образа в музыке. П.И.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь
желанья…»
10. Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта». Подвиг во имя свободы. Л.
Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
11. Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
В поисках истины и красоты
12. Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси.
13. Православные праздники на Руси. Рождественская звезда. От Рождества до Крещения. «Светлый
Праздник». Православная музыка сегодня.
О современности в музыке
14. Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты.
15. Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана.
16. Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов. Новые
области в музыке ХХ века (джазовая музыка).
17. Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке.

7

6. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
5 класс (34 ч.)
Тема (раздел)
Музыка и
литература

Количество
часов
17 ч.

Содержание учебного материала
1. Что роднит музыку с
литературой.
2. Вокальная музыка.
3. Фольклор в музыке русских
композиторов.
4. Жанр вокальной и
инструментальной музыки.
5. Вторая жизнь песни: «Всю
жизнь мою несу родину в
душе…».
6. исатели и поэты о музыке и
музыкантах.
7. Первое путешествие в
музыкальный театр. Опера.
8. Опера- былина Н. А. Римского
- Корсакова «Садко».
9. Второе путешествие в
музыкальный театр. Балет.
10. Музыка в театре, кино, на
телевидении.
11. Третье путешествие в
музыкальный театр. Мюзикл.

Характеристика деятельности
учащихся
Выявлять общность жизненных
истоков и взаимосвязь музыки и
литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни о
родном
крае
современных
композиторов.
Импровизировать в пении, игре на
элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.
Владеть музыкальными терминами и
понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом музыкальном
произведении,
высказывать
суждение об основной идее, средствах и
формах ее воплощения.
Рассуждать об общности и различии
выразительных средств музыки и
литературы.
Определять
специфику
деятельности композитора, поэта и
писателя.
Определять характерные признаки
музыки и литературы.
Понимать особенности музыкального
воплощения стихотворных текстов.
Определять характерные черты музыкального творчества народов России и
других стран при участии в народных
играх и обрядах, действах и т.п.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей
республики, края, региона и т.п.
Участвовать в коллективной исполнительской
деятельности
(пении,
импровизации, игре на инструментах —
элементарных и электронных).
Передавать
свои
музыкальные
впечатления в устной и письменной
форме.
Делиться
впечатлениями
о
концертах,
спектаклях
и
т.п.
со
сверстниками и родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
8

Музыка и
изобразительн
ое искусство

17 ч

1. Что роднит музыку с
изобразительным искусством.
2. «Небесное и земное» в звуках
и красках.
3. «Звать через прошлое к
настоящему»
4. Музыкальная живопись и
живописная музыка .
5. Колокольные звоны в музыке
и изобразительном искусстве.
6. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве.
7. Волшебная палочка дирижѐра.
8. Образы борьбы и победы в
искусстве.
9. «Застывшая» музыка .
10. Полифония в музыке и
живописи. Музыка на
мольберте.
11. Импрессионизм в музыке и
живописи. «О подвигах,
доблести и славе…»
12. «В каждой мимолѐтности
вижу я миры…» .
13. Мир композитора

Соотносить художественно-образное
содержание музыкального произведения
с формой его воплощения.
Находить
связи
между
художественными образами музыки и
изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя
сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и
жанров.
Распознавать
художественный
смысл различных форм построения
музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Определять взаимодействие музыки
с другими видами искусства на основе
осознания специфики языка каждого из
них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами и
понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и
зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы
музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.

6 класс (34ч.)
Тема (раздел)
Мир образов
вокальной и
инструментал
ьной музыки

Количество
часов
17 ч.

Содержание учебного материала

Характеристика деятельности
учащихся

1. Удивительный мир
музыкальных образов.
2. Образы романсов и песен
русских композиторов.
3. Старинный русский романс.

Различать простые и сложные жанры
вокальной,
инструментальной,
сценической музыки.
Характеризовать музыкальные произведения
(фрагменты);
различать
9

Мир образов
камерной и
симфоническо
й музыки

17ч.

4. Два музыкальных
посвящения.
5. Портрет в музыке и
живописи.
6. Картинная галерея «Уноси
моѐ сердце в звенящую
даль…»
7. Музыкальный образ и
мастерство исполнителя.
8. Обряды и обычаи в фольклоре
и творчестве композиторов.
9. Образы песен зарубежных
композиторов.
10. Искусство прекрасного пения.
11. Мир старинной песни.
Народное искусство Древней
Руси.
12. Русская духовная музыка.
Духовный концерт В.Г. Кикта
13. «Фрески Софии Киевской» .
Симфония «Перезвоны» В.
Гаврилина.
14. Молитва. «Небесное и
земное» в музыке И. С. Баха.
15. Полифония, фуга, хорал.
16. Образы духовной музыки
Западной Европы. Образы
скорби и печали.
17. Фортуна правит миром.
«Кармина Бурана».

лирические, эпические, драматические
музыкальные образы.

1. Авторская песня: прошлое и
настоящее.
2. Джаз - искусство ХХ века.
3. Вечные темы искусства и
жизни.
4. Образы камерной музыки.
Могучее царство Ф. Шопена.
5. Ночной пейзаж.
6. Инструментальная баллада.
Инструментальный концерт.
7. «Итальянский концерт».

Сопоставлять различные образцы
народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков
народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Называть
имена
выдающихся
русских и зарубежных композиторов,
приводить примеры их произведений.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играхдраматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении
литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты
опер, спектаклей.
Называть отдельных выдающихся
отечественных
и
зарубежных
исполнителей, включая музыкальные
коллективы, и др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или
отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека
(на личном примере).
Приводить
примеры
преобразующего влияния музыки.
Сотрудничать со сверстниками в
процессе исполнения классических и
современных
музыкальных
произведений
(инструментальных,
вокальных, театральных и т. п.).
Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл.
Участвовать
в
разработке
и
воплощении
сценариев
народных
праздников, игр, обрядов, действ.
Находить информацию о наиболее
значительных явлениях музыкальной
жизни в стране и за ее пределами.
Подбирать музыку для проведения
дискотеки в классе, школе и т. п.

Определять по характерным призна10

8. Космический пейзаж.
Картинная галерея.
9. Образы симфонической
музыки. Симфоническое
развитие музыкальных
образов.
10. Программная увертюра Л.
Бетховена «Эгмонт».
11. Увертюра- фантазия П. И.
Чайковского «Ромео и
Джульетта».
12. Мир музыкального театра.
13. Образы киномузыки

кам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и
стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.
Различать виды оркестра и группы
музыкальных инструментов.
Выполнять
индивидуальные
проекты, участвовать в коллективных
проектах.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и
оценивать собственное исполнение.

7 класс (34ч.)
Тема (раздел)
Особенности
драматургии
сценической
музыки

Количество
часов
17ч.

Содержание учебного материала
1. Классика и современность.
2. В музыкальном театре.
Опера «Иван Сусанин».
Новая эпоха в русском музыкальном
искусстве.
3. Опера. «Судьба человеческая –
судьба народная». «Родина моя!
Русская земля».
4. Опера «Князь Игорь». Русская
эпическая опера. Ария князя Игоря.
5.Опера «Князь Игорь». Портрет
половцев. Плач Ярославны.
6. В музыкальном театре. Балет
«Ярославна» Вступление. «Стон земли
русской». «Плач
Ярославны». «Молитва»
7. Героическая тема в русской
музыке. Галерея героических образов.
8. В музыкальном театре. «Порги и
Бесс». Первая американская
национальная опера.
9. Развитие традиций оперного
спектакля.

Характеристика деятельности
учащихся
Определять роль музыки в жизни
человека.
Совершенствовать представление о
триединстве музыкальной деятельности
(композитор
—
исполнитель
—
слушатель).
Эмоционально-образно воспринимать и
оценивать музыкальные произведения
различных
жанров
и
стилей
классической и современной музыки.
Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и
исполнителей,
узнавать
наиболее
значимые
их
произведения
и
интерпретации.
Исполнять народные и современные
песни, знакомые мелодии изученных
классических произведений.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.
Использовать различные формы
индивидуального, группового и
коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских
проектах.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искус11

Особенности
драматургии
камерной и
симфоническо
й музыки

17ч.

1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.

13.

14.
15.
16.
17.

Музыкальная драматургия –
развитие музыки. Два направления
музыкальной культуры.
Музыкальная драматургия –
развитие музыки. Духовная музыка.
Светская музыка.
Камерная инструментальная
музыка. Этюд. Транскрипция.
Циклические формы
инструментальной музыки.
Циклические формы инструментал
ьной музыки.
А. Шнитке. Соната. Соната № 8
«Патетическая». Л. Бетховен
Соната. Соната № 2 С. Прокофьев.
Соната № 11 В. Моцарт.
Симфоническая музыка. Симфония
№ 103 («С тремоло литавр») Й.
Гайдн.
Симфоническая музыка. Симфония
№ 40 В. Моцарт
Симфоническая музыка. Симфония
№ 1 «Классическая» С. Прокофьев
Симфоническая музыка. Симфония
№ 5 Л. Бетховен
Симфоническая музыка. Симфония
№ 7 «Ленинградская»
Д.Шостакович
Симфоническая музыка. Симфония
№ 7 «Ленинградская»
Д.Шостакович
Симфоническая картина.
«Празднества» К. Дюбесси
Инструментальный концерт.
Рапсодия в стиле блюз Дж.
Гершвин
Музыка народов мира. Популярные

ства.
Анализировать
художественнообразное содержание, музыкальный
язык
произведений
мирового
музыкального искусства.
Осуществлять поиск музыкальнообразовательной
информации
в
справочной литературе и Интернете в
рамках изучаемой темы.
Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических
произведений.
Проявлять творческую инициативу
в
подготовке
и
проведении
музыкальных конкурсов, фестивалей в
классе, школе и т.п.
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Сравнивать
музыкальные
произведения разных жанров и стилей,
выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных
сферах музыкальной деятельности, в
музыкально-эстетической жизни класса,
школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших
школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки
самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные
центры мирового значения (театры
оперы и балета, концертные залы, музеи).
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких
образов в произведениях разных форм и
жанров.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Размышлять о модификации жанров
в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в
процессе ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных
исполнителей,
музыкальных
коллективов и т.п.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в
12

хиты из мюзиклов и рок-опер

отечественной культуре и за рубежом.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и
оценивать собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся
исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать
жанровое разнообразие популярной
музыки.
Определять специфику современной
популярной отечественной и зарубежной
музыки, высказывать собственное
мнение о ее художественной ценности.
Осуществлять проектную деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни
школы, города, страны и др.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для
освоения содержания музыкальных произведений.

8 класс (34ч.)
Раздел

Количество
часов

Введение

2 ч.

О традиции в
музыке

1ч.

1. Живая сила традиции

Вечные темы в
искусстве.
Сказочномифологически
е темы

6ч.

1. Искусство начинается с мифа.
2. Мир сказочной мифологии: опера
Н.Римского-Корсакова
«Снегурочка»
3. Языческая Русь в «Весне
священной» И.Стравинского

Содержание учебного материала.
1. Музыка «старая» и «новая»
2. Настоящая музыка не бывает
«старой»

Характеристика деятельности
учащихся
Размышлять о значении музыкального
искусства в жизни современного
человека (с учетом
Рассуждать о специфике воплощения
духовного опыта человечества в
музыкальном искусстве (с учетом
критериев, представленных в учебнике)
Сравнивать по характерным признакам
(интонации, мелодии, гармонии, ритму,
форме)
музыку
отдельных
композиторов
прошлого
и
современности (с учетом критериев,
представленных в учебнике).
Сотрудничать со сверстниками в
процессе коллективного обсуждения
вопросов учебника
Оценивать музыкальные произведения
с позиции красоты и правды.
Понимать
роль
мифологии
в
сохранении и развитии общей культуры
народов.
Воспринимать и выявлять внешние
связи между музыкой и окружающим
миром природы
13

4. «Благословляю вас, леса...»

Мир
человеческих
чувств

10 ч

В поисках
истины и
красоты

5ч

О
современности
в музыке

10 ч

1. Образы радости в музыке
2. «Мелодией одной звучат печаль и
радость»
3. «Слезы людские, о слезы
людские...»
4. Бессмертные звуки «Лунной»
сонаты
5. Два пушкинских образа в музыке
6. Трагедия любви в музыке. П.
Чайковский. «Ромео и Джульетта»
7. Подвиг во имя свободы. Л.
Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
8. Мотивы пути и дороги в русском
искусстве
1. Мир духовной музыки
2. Колокольный звон на Руси
3. Рождественская звезда
4. От Рождества до Крещений
5. «Светлый Праздник».
Православная музыка сегодня

1. Как мы понимаем современность
2. Вечные сюжеты
3. Философские образы XX века:
«Турангалила-симфония» О.
Мессиана
4. Диалог Запада и Востока в
творчестве отечественных
современных композиторов
5. Новые области в музыке XX века
(джазовая музыка)
6. Лирические страницы советской
музыки
7. Диалог времен в музыке А.
Шнитке
8. «Любовь никогда не перестанет

Осваивать отдельные образцы русской
классической музыкальной школы
Эмоционально
воспринимать
мифопоэтическое творчество во всем
его многообразии.
Воспринимать
и
оценивать
музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и средств
выражения.
Понимать характерные особенности
музыкального языка.
Осваивать стилевые черты русской
классической музыкальной школы
Исследовать разнообразие музыки XX
века.
Осознавать
интонационно-образные,
жанровые, стилевые основы музыки ХХ
века
(с
учетом
критериев,
представленных в учебнике).
Воспринимать
и
оценивать
музыкальные про изведения с точки
зрения единства содержания и формы.
Осознавать и рассказывать о влиянии
музыки на человека.
Понимать характерные особенности
музыкального языка
Понимать значение духовной музыки в
сохранении и развитии общей культуры
народа.
Эмоционально
воспринимать
духовную
музыку
русских
композиторов.
Оценивать музыкальные произведения
с позиции красоты и правды.
Осознавать
интонационно-образные,
жанровые и стилевые основы русской
духовной музыки.
Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в сети
Интернет
Анализировать стилевое многообразие
музыки ХХ века.
Воспринимать
и
оценивать
музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и средств
выражения.
Воспринимать
и
анализировать
особенности языка в музыке ХХ века (с
учетом критериев, представленных в
учебнике).
Самостоятельно подбирать сходные
музыкальные,
литературные
и
живописные произведения к изучаемой
теме.
Использовать
образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска
14

художественных произведений
Выявлять круг музыкальных образов в
различных музыкальных произведениях
(частях музыкального произведения).
Наблюдать
за
сопоставлением
контрастных музыкальных образов.
Понимать характерные особенности
музыкального языка.
Воспринимать
и
сравнивать
музыкальный язык в произведениях
разного смыслового и содержания.
Находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и
живописи

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Книгопечатная продукция

1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
2. Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная
школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение.
3. Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская,
Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение.
4. Уроки музыки 5-7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение.
5. Уроки музыки. 5-7 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.
Шмагина, М. :Просвещение.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч.Ч.2,
под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение.
7. Музыка: 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.
8. Музыка: 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.
9. Музыка: 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение.
10. Искусство: Музыка. 8 кл.: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеев. М.: Дрофа.


Печатные пособия
Портреты композиторов.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
 Магнитная доска
 Интерактивная доска
 Мультимедийный проектор
 Компьютер, документ камера.



Музыкальные инструменты
Пианино
Клавишный синтезатор

Оборудование класса
 Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
15





Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материал.
Интернет-ресурсы:






Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.
wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc music
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http:// www.music-dic.ru

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».