Обществознание

Приложение к Адаптированной
основной общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения) МОУ
«Мятлевская СОШ им А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Обществознание»
6 – 9 классы

Оглавление
1
2
3
4
5
6
7

Пояснительная записка………………………………………………………………………………….…..3
Характеристика учебного предмета………………………………………………..…………....…..3
Место предмета в учебном плане…………………………………………………………….….…….3
Личностные и предметные результаты освоения предмета…………………..…………3
Содержание предмета………………………………………………………………………..…………….…5
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся………………………………………………………...........................8
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности…………………………………………………………………………………………………….…9

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Основы социальной жизни» разработана на основе
следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждѐнный приказом
Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие
нормативно-правовые акты в области образования, Примерная адаптированная основная
образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Рабочая программа на основе «Программы коррекционной общеобразовательной школы».
Москва, Владос, год под редакцией Воронковой.
Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для
учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд. 2-е,
доработанное». Программа реализуется через УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.
Ивановой.
2. Общая характеристика предмета
Настоящая адаптированная рабочая программа составлена с учетом возрастных и
психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема
сведений.
Последовательное
изучение
тем
обеспечивает
возможность
систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением
интеллекта необходимые им навыки взаимодействия с общественными институтами.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений
пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта,
медицинской помощи. Кроме того,данные занятия должны способствовать усвоению
морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми,
развитию художественного вкуса детей.
3. Место предмета в учебном плане
На уровне основного общего образования изучение предмета «Обществознание»
осуществляется с 6 по 9 классы из расчета 1 час в неделю (по 34 часа в году). Всего 135 часов.
Текущий контроль уровня знаний учащихся проводится в форме собеседований и
проверочных работ.
Форма организации учебного процесса – урок.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
3

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
•
наблюдать и давать личностную оценку явлениям и событиям, происходящим в
различных сферах общественной жизни;
•
формирование положительного отношения к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни;
•
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
•
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами;
Достаточный уровень:
•
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
•
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из адаптированных источников;
•
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в
их становление и развитие.
•
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с описанием состояния российской экономики.

4

5. Содержание учебного предмета
1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
1.1. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с
ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаѐт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие
права человек получает от рождения.
1. 2.Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
2. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
2.1. Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные
общности и группы.
Государственная власть, еѐ роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества:
создание, сохранение, распространение, усвоение.
2.2. Общество, в котором мы живѐм
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном
мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXIв.Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие
задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав еѐ
населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности
российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и
приумножить. Место России среди других государств мира.
3. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
3.1. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
5

Мораль, еѐ основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности.
Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция
Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические
права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
3.2. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и
работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
4. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Мир экономики
Экономика и еѐ роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и
услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности.
Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и еѐ формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы
рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в.
Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
4.2. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого
фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность.
Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
4.3. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как
взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество.
Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная
справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

6

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика
Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика
межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
5. ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
5.1. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства.
Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России.
Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и
правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружѐнные конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Международно-правовая защита жертв вооружѐнных конфликтов. Глобализация и еѐ
противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность.
Патриотизм.
5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы еѐ распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, еѐ многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии.
Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение
религиозной жизни в нашей стране.
5.3. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное
образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье.
Мода и спорт. Будущее создаѐтся молодыми.

7

6. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение
6 класс
Наименование тем

Количество
часов

Введение
Человек в социальном измерении
Человек среди людей
Экономическое общество
Нравственные и правовые основы жизни
Итого

1
15
7
3
8
34

7 класс
Наименование тем

Количество
часов

Введение
Регулирование поведения людей в обществе. Правовые нормы
Человек в экономических отношениях
Человек и природа
Итого

1
12
15
6
34

8 класс
Наименование тем

Количество
часов

Введение
Личность и общество
Сфера духовной культуры
Социальная сфера
Экономика
Право и Государство
Итого

1
6
8
5
8
6
34

9 класс
Наименование тем
Введение
Политика
Право
Экономика
Итого
Всего

Количество
часов
1
12
14
6
33
169

8

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы
Интерактивная доска
Интернет
проектор

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».