История Отечества

Приложение
к
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения) МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«История Отечества»
7 – 9 класс

1

Оглавление
1
2
3
4
5
6
7

Пояснительная записка………………………………………………………………….……………….3
Характеристика учебного предмета…………………………………………………………………….3
Место предмета в учебном плане……………………………………………………………………….3
Личностные и предметные результаты освоения предмета…………………………...……….…...…3
Содержание предмета……………………………………………………………………………………3
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся………………………………………………………………………………………….…12
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности……………….14

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа «История Отечества» для 7-9 классов составлена в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации» на основе Программ
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.
Бгажноковой (Москва, «Просвещение»). УМК Бгажнокова И.М, Смирнова Л.В.
Рабочая программа реализуется через УМК: Бгажнокова И. М., Смирнова Л.В. История Отечества
(Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Задачи.
 Освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как
активного участника и творца всемирной истории;
 Помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности,
уважения к историческому пути своего и других народов;
 Развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
 Овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Цели.
В 7-9 же классе одна из основных целей курса - развить чувство патриотизма и причастности к
истории Родины. Дать учащимся чувство национальное единства и навыки коммуникативной деятельности с
разными представителями разнопланового российского общества
2. Характеристика учебного предмета
Содержательная линия изучения истории направлена на приобретение учащимися исторических
знаний, приведѐнных в простейшую пространственно – хронологическую систему, на формирование
патриотических чувств и чувства ответственности, знакомство с основными вехами истории России..
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. При
отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими
принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:
• цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с
другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе.
• экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным
категориям;
• объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
3. Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ «Мятлевская СОШ» освоение программы рассчитано на 3 года, из
расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Всего 202 часа.
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
Минимальный уровень:
o Знать ключевых деятелей истории России;
o объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России
o соотносить общие исторические процессы и отдельные факты
Достаточный уровень:
o основные этапы и ключевые события истории России; выдающихся деятелей отечественной истории;
o важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического
развития;
o определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
o использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
сравнивать свидетельства разных источников;
o понимания взаимосвязи причин и следствий в современной жизни;
o использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
5. Содержание предмета
7 класс
Повторение (см. программу 5 класса) (2 ч)
Тема 1. Происхождение славян (3 ч) Славяне — коренное население Европы. Предшественники
древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и
славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и
3

др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как причина
освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы. Характеристика природных,
климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада.
Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов),
гуннов, хазаров. Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.
СЛОВАРЬ: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.
Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) (3 ч) Особенности географического положения, природные
и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними
племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.
Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов.
Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече —
общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению
государства у восточных славян. СЛОВАРЬ: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (3 ч) Особенности славянского земледелия в
суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля,
бортничество, огородничество и др. Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие
ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели. Речные пути как условие развития
внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в
греки». Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и
Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный
культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский. СЛОВАРЬ: быт,
ремесла, торговля, обмен, торговый путь.
Тема 4. Культура и верования восточных славян (7 ч) Истоки славянского язычества. Важнейшие
боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца;
Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян;
культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими
работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы,
пословицы, песни, плачи. СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции.
Тема 5. Создание Древнерусского государства (6 ч) Происхождение слова Русь (научные
представления). Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская
Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные
(удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения
государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система,
организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов. Вотчина —
крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство
восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье —
сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты». Организация воинства из народа, его
подразделения (сотни, тысячи). Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск,
Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с
северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям.
Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию. Первые русские князья и основание рода
Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства
и покорения соседних племен. СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) (4 ч) Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии
соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад.
Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский
Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии.
Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего
исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление
международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства,
сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси. СЛОВАРЬ: религия, ислам, иудаизм, христианство,
крещение.
Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) (4 ч) История
прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ
государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества,
градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные
связи с крупнейшими королевскими дворами Европы. Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда —
свод древнерусского феодального права. СЛОВАРЬ: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.
4

Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.) (5 ч) Русь после смерти
Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление
государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги
Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей
— шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси.
Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества
после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132).
Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северозападе),
Владимиро-Суздальское (на юго-востоке). Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская
боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских
земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). СЛОВАРЬ: завещание,
престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.
Тема 9. Культура Руси X-XIII вв. Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.) (15 ч)
Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь (5 ч) Монгольские кочевые племена.
Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех
монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней
Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русскополовецкого войска кочевниками. Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в
Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского
войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской
Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на
карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки».
Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной
Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
СЛОВАРЬ: пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.
Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия (4 ч)
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства,
увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства,
охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального
земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров
(Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов.
Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение
золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита —
московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.
Тема 3. Образование единого Московского государства (6 ч) Объединение земель СевероВосточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского
Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство
Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль
Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и
влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа. СЛОВАРЬ: централизованное государство,
бояре, дума, судебник. Раздел III. Единое Московское государство (16 ч)
Тема 1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584). Территория России в XVI в.,
причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические
взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде.
Причины возникновения опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве.
Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в
городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов
занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская
деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской
православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и
Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами
Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море. СЛОВАРЬ: самодержец,
казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.
Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых Причины кризиса российского
общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование
государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи.
Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город).
Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории
Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления
Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов
5

государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского
народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона
Казанской Богоматери. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых.
Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые
люди. Укрепление церкви, монастырей. Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). СЛОВАРЬ: кризис,
патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь.
Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв. Завершение формирования русской
народности и единого русского языка на основе московского говора и Владимиро-Суздальского диалекта.
Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных
людях, развитие просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего
учебного заведения — Славяно-греко-латинского училища. Распространение рукописных книг. Иван
Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное»
(таблица умножения), «Большой букварь». Развитие научных и практических знаний по математике,
медицине, военному делу и др. Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е.
Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных
церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры (храм
Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие
музыкального и театрального искусства в жизни высшего общества. Быт народа и высшего сословия.
Патриархальность, сословность общественного уклада. СЛОВАРЬ: народность, просвещение, архитектура,
живопись, искусство, шедевр.
8 класс
Повторение (4 ч)
Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет
Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси
после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды.
Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение
трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз
городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613), избрание царя
из рода бояр Романовых.
Раздел I. Российская империя XVII—XIX вв. (21 ч) Тема 1. Эпоха Петра I (1682—1725) (10 ч)
Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н.
Зотов.
Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе
Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта
стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.
Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с
бунтовщиками.
Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.
Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.
Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ»,
навигацких,
инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета
«Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.
Титулование Петра Великим, отцом Отечества;
введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и
дел Петра Великого для последующей истории России.
СЛОВАРЬ: посольство, опальные грамоты,
стрельцы, летосчисление от Рождества Христова, Сенат, Синод, император, Санкт-Петербург.
Тема 2. Российская империя после Петра I (обзорно) (3 ч)
Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна
(общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского
университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого
влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян
на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.
Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в
правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного
управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных
учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и
последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.
СЛОВАРЬ: экспедиция, Тайная канцелярия, недоимки, казна, потехи, граф.
Тема 3. Россия при Екатерине II (1762—1796) (5 ч)
Краткая история прихода к власти Екатерины II. Личность Екатерины: разностороннее
образование, доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку, уважение к
русской культуре.
Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых
6

законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости
справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение
Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли
иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в
пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших
училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.).
Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию,
присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие
Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в
качестве первой военной державы в Европе.
Смерть Екатерины Великой, приход к власти Павла I.
СЛОВАРЬ: государственные повинности, беглые люди, богоугодные заведения, международный
авторитет, держава.
Тема 4. Культура России в XVIII в. (3 ч)
Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с
развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И.
Ползунова, И. П. Кулибина и др. Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их
жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С.
Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И.
Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно).
Архитектурные облики городов России:
Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. Развитие театра и театрального искусства.
Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало».
СЛОВАРЬ: архитектурный
облик, нравственное поведение, меценатство.
Раздел II. Российская империя в XIX в. (14 ч)
Тема 1. Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. (6 ч)
Правление Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка
к войне с прежними союзниками.
Геополитическое положение России: изменение территории;
национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы.
Убийство
Павла I.
Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы
государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах».
Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и
Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.
Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России.
Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий
накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва.
Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в
победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии
Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление
внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание.
Возникновение тайных дворянских обществ.
Восстание декабристов на Сенатской площади в
Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.
СЛОВАРЬ: союзники, вольные
хлебопашцы, выкуп, стихийные волнения, реакция, декабристы.
Тема 2. Россия эпохи Николая I (1825—1855) (5 ч)
Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления
свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского
общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских
проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного
переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным.
Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа.
Промышленность России.
Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с
Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе.
Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром
турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова.
Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники
Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя,
промышленная отсталость в сравнении с Европой.
СЛОВАРЬ: свободомыслие, демократия,
самодержавие, бюрократическая система.
Тема 3. Культура России в первой половине XIX в. (обзорно, на конкретных примерах) (3
ч)
Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян — Царскосельский лицей.
Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А.
7

С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (см. программу по
чтению). Москва и Петербург — центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр,
Большой театр). Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И.
Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в
Арктике.
Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др.
Живопись: интерес к
человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г.
Венецианов, П. А. Федотов и др. (выборочно, для иллюстрации образа жизни общества).
СЛОВАРЬ: лицей, издательское дело, географические открытия, золотой век.
Раздел III. Эпоха великих реформ (10 ч)
Тема 1. «Царь-освободитель» (3 ч)
Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская
реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы.
Городская реформа: утверждение
«городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган).
Судебная
реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний.
Военные реформы:
введение
всеобщей
воинской
повинности
вместо
рекрутского
набора.
Обострение
общественнополитической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение
на царя), репрессивные меры со стороны власти.
Внешняя политика: преодоление последствий
Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.
Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение
отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.
Тема 2. Александр III (Миротворец) (1881 —1894) (4 ч)
Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста
«О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение
православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении,
компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.
Экономическая политика Александра
III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод
всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торговопромышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного
строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.
СЛОВАРЬ: крепостное
право, терроризм, буржуазия, колонизация.
Тема 3. Культура России во второй половине XIX в. (1ч.)
Раздел IV. Российская империя конца XIX — начала XX в. (до февраля 1917 г.) (19 ч) Тема 1.
Царствование Николая II (1894—1917) (6ч)
Личность царя Николая II. Политика Николая II и его
окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный
совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел,
Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы,
градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль
выборщиков. Учреждение Государственной думы.
Социально-экономическое развитие России на
рубеже XIX—XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного
машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных
районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к
освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Сельскохозяйственное
производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового
экономического кризиса 1900 г. на экономику России.
СЛОВАРЬ: администрация, губернатор,
экономический кризис.
Тема 4. Россия в начале XX в. (8ч)
Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни,
упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX
в.
Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о
переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января
1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее
значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции.
III Государственная дума, ее деятельность.
Приоритеты внешней политики Российской
империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток.
Русско-японская война (1904—1905).
Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских
государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в
начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.
Военные поражения как причина
политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об
Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис
8

власти. Судьба семьи Николая II.
СЛОВАРЬ: кризис власти, демонстрация, забастовка, манифест,
отречение.
Тема 5. Культура России в конце XIX — начале XX в. (4ч)
Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома»,
народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И.
Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. Музыкальное искусство: Н. А. РимскийКорсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М.
М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. Появление кинематографа, первый
российский фильм «Оборона Севастополя» (1911).
9 класс
Раздел I. Начало советского периода в России (20—30-е гг.) (14 ч) Тема 1. Октябрьская революция,
приход к власти партии большевиков (3 ч) Предпосылки возникновения новой социальной системы
(повторение). Партия большевиков, ее влияние на общественную и политическую жизнь государства. Призыв
В. И. Ленина к вооруженному восстанию. Начало Октябрьского восстания 1917 г. Причины победы
большевиков. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О
земле». Образование рабоче-крестьянского правительства — временного Совета Народных Комиссаров
(СНК). Установление советской власти на большей части бывшей Российской империи. СЛОВАРЬ: съезд,
большевики, комиссары, депутаты, декрет.
Тема 2. Гражданская война и иностранная интервенция (3 ч) Причины Гражданской войны.
Борьба за власть между представителями разных социальных слоев общества. Поддержка странами Антанты
белого движения в России. Политическое расслоение общества. Создание рабоче-крестьянской Красной
армии и Рабоче-крестьянского социалистического Красного флота. Вооруженные формирования белой армии
против большевиков. Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на
Урале. Подписание мирных договоров с Грузинской, Армянской, Латвийской республиками. Разгром армии
Врангеля. Советская власть и Русская православная церковь, национализация имущества, репрессии
священнослужителей. Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества. СЛОВАРЬ:
Красная армия, белая армия, Гражданская война, национализация, эмиграция.
Тема 3. Советская Россия в годы нэпа (1921—1929) (3 ч) Основные меры правительства Советской
России в сфере экономики: строжайшая централизация экономики — «военный коммунизм»;
распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по
восстановлению хозяйства после Гражданской войны. Рост военного производства. Поход против деревни,
раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение однопартийной политической системы. Молодежные
коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы). Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: отмена
продразверстки и замена ее продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на
селе. Финансовая и денежная реформы. Создание Государственной плановой комиссии (Госплан). Развитие
товарно-денежных операций, восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и
итоги нэпа. Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В. И. Ленина. Личность И. В.
Сталина, его приход к власти. СЛОВАРЬ: социализм, советская власть, СССР, нэп.
Тема 4. Культура советской России в годы Гражданской войны и НЭПа (2 ч)
Тема 5. Сталинская модель государственного социализма в СССР (2 ч) Обострение
внутрипартийной борьбы, столкновение бухаринской и сталинской групп. Экономический подъем страны за
счет развития энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности, являющихся основой
военно-промышленного комплекса. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение
сельскохозяйственного производства, голод 1932—1933 гг. Жесткое планирование в аграрном секторе,
насильственное закрепление крестьян на земле. Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа,
политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной рабочей силы в системе ГУЛАГа —
спецпереселенцы (раскулаченные). Государственное управление: культ личности, всевластие в подборе и
расстановке кадров, окончательное утверждение номенклатуры, введение привилегий для руководящего
сословия. Идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская Конституция — Основной закон
Советского государства. СЛОВАРЬ: репрессии, культ личности, коллективизация, колхоз.
Раздел II. Вторая мировая война (27 ч)
Тема 1. Накануне Второй мировой войны (2ч) Возникновение и развитие в центре Европы военной
машины Германии, ее бурный экономический, технический рост, стремление к насильственному переделу
территорий и сфер влияния. Приход к власти в Германии А. Гитлера, идеи мирового господства. Блок
фашистских государств: Германия, Италия, Япония. Внешняя политика СССР в 20—40-е гг.: продвижение в
другие страны коммунистических (интернациональных) идей. Вступление СССР в международную
организацию — Лигу Наций. Заключение союзов с Францией и Англией о взаимопомощи, начало переговоров
о заключении военного союза против Германии, их провал. Начало переговоров с Германией, договор о
9

дружбе и границах (1939), секретные протоколы о разделе Европы. СЛОВАРЬ: фашистское государство, Лига
Наций, Европа, переговоры.
Тема 2. Начало Второй мировой войны (3ч) Нападение гитлеровской армии на Польшу (1.09.39).
Объявление войны Германии со стороны Франции, Англии. Оккупация немецкими войсками стран Северной
Европы. Вступление фашистов в Париж. Англия в схватке с Германией. Ультиматум Сталина Прибалтийским
странам, насильственное присоединение их территорий к СССР. Отказ Финляндии от подписания договора об
изменении ее границ с СССР. «Зимняя» война 1939—1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций. Усилия
СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной армии и флота из-за
репрессий высшего командного состава. Доклады советских разведчиков о готовящемся нападении Германии
на СССР. Неукрепленность границ и неготовность армии к боевым действиям. Тема 3. Начало Великой
Отечественной войны (3ч) 22 июня 1941 г. — начало Великой Отечественной войны. Размах фашистской
агрессии, кровопролитие в первые месяцы войны. Заявление президентов США и Англии о поддержке
Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции государств. Вступление в
войну США. Война с Японией на Дальнем Востоке. СЛОВАРЬ: агрессия.
Тема 4. Ключевые военные действия на территории СССР (5ч) Наступление немцев на Москву.
Введение осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.). Битва под Москвой — первая значительная победа
Красной армии в Великой Отечественной войне. Наступление Советской армии на северо-западе, попытка
прорыва Ленинградской блокады. Итоги зимней кампании. Планы немцев по захвату нефтяных районов
Кавказа, плодородных областей юга России. Неудачи советских войск в Крыму. Героическая оборона
Севастополя. Военные действия на кавказском направлении. Продвижение немцев на Волгу, оборонительное
сражение за Сталинград. Приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г.
«Ни шагу назад!». Сталинградская битва в истории войн, ее значение для перелома всего хода Великой
Отечественной войны. Личность Г. К. Жукова. Морской флот СССР в годы Великой Отечественной войны.
Адмирал Н. Г. Кузнецов, его роль в ведении войны на море. СЛОВАРЬ: блокада, осадное положение, резервы.
Тема 5. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны, сопротивление в тылу (3ч)
Перестройка экономики страны на военные нужды. Эвакуация предприятий из европейской части страны на
восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений. Всесоюзная кампания по сбору средств и
пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков,
овладение смежными профессиями, жизнь во имя победы. Создание на оккупированных территориях
подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского движения. Методы
партизанской войны, координация действий партизанских соединений, создание Центрального штаба
партизанского движения. Движение Сопротивления в странах Европы, участие в нем советских людей (на
конкретных примерах). СЛОВАРЬ: эвакуация, тыл, подполье, партизаны, рейды, диверсии.
Тема 6. Фашизм и его проявление (2ч) Зверства фашистов на оккупированных территориях (судьба
белорусской деревни Хатынь). Массовые уничтожения евреев на территории СССР и других европейских
стран. Блокада Ленинграда и ее последствия. Насильственное переселение советских людей в Германию для
рабского труда. Бесчеловечное отношение к советским военнопленным и гражданским лицам в
концентрационных лагерях (Освенцим, Дахау, Бухенвальд). СЛОВАРЬ: блокада, переселение,
концентрационный лагерь.
Тема 7. Наука и культура во время войны (обзорно, на примерах) (3 ч) Заслуги ученых и рабочих
в создании новых видов оружия и военной техники: танков, самоходно-артиллерийских установок, самолетов.
Патриотическая тема в советской литературе и искусстве: В. И. Лебедев-Кумач (песня «Священная война»),
М. В. Исаковский (песня «Шумел сурово брянский лес...») и др. Лучшие произведения военных лет: М. А.
Шолохов. «Судьба человека», «Они сражались за Родину»; А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»; А. А.
Фадеев. «Молодая гвардия» и др. Советские фильмы периода войны: «Александр Пархоменко», «Два бойца»,
«Кутузов» (реж. В. М. Петров, 1944 г.) и др. 7-я симфония Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде.
Концертные бригады лучших советских артистов: К. И. Шульженко, Л. О. Утесова, Л. А. Руслановой и др.
Значение в годы войны Всесоюзного радио (голоса дикторов Ю. Б. Левитана, О. С. Высоцкой). Героизм
советских людей при спасении культурных ценностей от разрушений и вывоза их в Германию. Тема 8.
Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 — декабрь 1943 г.) (3ч) Разгром немецко-фашистских войск под
Сталинградом — коренной перелом в войне. Прорыв блокады Ленинграда. Операция немецкого
командования под названием «Цитадель», ее провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Знаменательная
победа советских войск на Курской дуге, на Днепре, освобождение Киева. Успехи советских войск на СевероКавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном направлении. Историческая встреча руководителей
США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение открытия второго фронта и послевоенного устройства
Германии. СЛОВАРЬ: второй фронт, цитадель, историческая встреча.
Тема 9. Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков (3ч) Усиление
военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции. Победное вступление Красной армии на
территорию Польши. Портреты героев войны (на конкретных примерах). Гитлер и его ближайшее окружение
накануне падения Берлина. Штурм рейхстага. Подписание акта о безоговорочной капитуляции 8 мая 1945 г.
10

Декларация об освобожденной Европе (Ялта, 1945 г.) Создание Организации Объединенных Наций (ООН)
(обзорно, информативно). Международный суд над военными преступниками. Нюрнбергский процесс.
Всемирно-историческое значение победы во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. (Потери
СССР — 27 млн человек, из них на полях войны — 14 млн.) Уроки Второй мировой войны для всего
человечества. СЛОВАРЬ: коалиция, капитуляция, рейхстаг, трибунал.
Раздел III. Послевоенное развитие СССР (27 ч)
Тема 1. Послевоенное десятилетие (1945—1955) (3 ч) Восстановление 6200 промышленных
предприятий. Карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Голод 1946 г.;
денежная реформа, отмена карточной системы в 1947 г. Обстановка в руководстве страны в послевоенные
годы. Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности. Внешняя политика: формирование системы
безопасности страны. Усиление роли Советского Союза в международных отношениях. Конфронтация стран
бывшей антигитлеровской коалиции, начало «холодной войны». Объединение стран Восточной Европы в
единый социалистический блок. Создание Североатлантического союза (НАТО) под эгидой США. США и
СССР — две ядерные державы, две противоборствующие системы: социализм и капитализм. СЛОВАРЬ:
карточная система, денежная реформа, социализм, капитализм (повторение).
Тема 2. Советский Союз в середине 50-х — начале 60-х гг. (3 ч) Политическая жизнь: Н. С. Хрущев,
его речь на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях». Реабилитация жертв репрессий.
Попытка развития демократических принципов, «оттепель». Национальная политика: восстановление
национальных автономий после амнистии выселенных народов. Народное хозяйство: подъем капитального
строительства, развитие металлургической базы СССР, машиностроения, строительство крупнейших
предприятий энергетики, нефтехимической отрасли, увеличение протяженности железных дорог. Освоение
целины. Промышленно-управленческий кризис, недовольство населения повышением цен. Борьба за власть в
партии, отстранение Н. С. Хрущева (1964). Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном
сосуществовании стран с различным строем, разоружении. Сокращения Вооруженных сил СССР. Усиление
влияния СССР на страны Африки, Ближнего Востока и социалистического лагеря. Кубинская революция.
«Карибский кризис» (1962).
Тема 3. Наука и культура в послевоенные годы (1945—1965) (3 ч) Начало научно-технической
революции (НТР) (на примерах). Строительство первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске
(Подмосковье), первого атомохода — ледокола «Ленин», освоение Северного морского пути. Запуск первого
искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, выход в космос летчика-космонавта А. А.
Леонова. Выдающиеся советские ученые: И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров, С. П. Королев, А. Н. Туполев, С. В.
Ильюшин и др. Литература и искусство: новые литературные журналы «Москва», «Нева», «Дружба народов»,
«Юность» и др. Реабилитация жертв репрессий. Фильм о «счастливой» жизни советских людей: «Кубанские
казаки» (реж. И. А. Пырьев, 1950); фильмы о войне, признанные на международных конкурсах: «Летят
журавли» (реж. М. К. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (реж. Г. Н. Чухрай, 1959), «Судьба человека»
(реж. С. Ф. Бондарчук, 1959) и др.
Тема 4. Советский Союз в 1965—1984 гг. (3 ч) Усиление партийного контроля над всеми сторонами
жизни общества. Конституция СССР 1977 г. «Золотой век» номенклатуры, возврат к традициям сталинской
эпохи. Экономика: нарастание дефицита государственного бюджета, внешнего финансового долга, спад
производства. Отставание советского производства и промышленных технологий на фоне развития
капиталистических стран («японское чудо», «немецкое чудо»). Рост промышленных городов, ухудшение
экологии. Попытки стабилизировать положение в сельском хозяйстве: развитие личных подсобных хозяйств,
повышение закупочных цен, принятие Продовольственной программы (1982). Повышение образованности
общества при низком уровне благосостояния граждан. Дефицит качественных товаров на потребительском
рынке. Рост коррупции и привилегированного положения в высших управленческих сферах, иждивенческие
настроения у части населения. Внешняя политика СССР (обзорно). Установление равенства (паритета) между
СССР и США в гонке вооружений. Подписание СССР, США и Великобританией Договора о запрещении
испытаний ядерного оружия в трех средах. Крах политики разрядки после соглашений в Хельсинки (1975).
Война в Афганистане. Обострение отношений СССР с Китаем. Наука: реализация проектов по созданию
атомных электростанций, освоение нефтегазовых месторождений. Строительство БАМа. Успехи ученых в
электронике, лазерной технике, медицине и других областях. СЛОВАРЬ: дефицит, коррупция.
Тема 5. Культура, образование в эпоху «развитого социализма» (2 ч) Снижение государственных
расходов на культурные нужды. Эпические произведения в литературе и кино. Новые имена: В. П. Астафьев,
П. Л. Проскурин, В. И. Белов, В. М. Шукшин (см. программы по чтению 6—9 классов). Олимпийские игры в
Москве в 1980 г. Оппозиция в среде интеллигенции (Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, Ю. П. Любимов и др.).
Правозащитная деятельность А. И. Солженицына, А. Д. Сахарова и др. Экологические движения против
поворота сибирских рек, загрязнения озера Байкал. Тенденции к возрождению религиозного сознания. Тема 6.
Государственно-политический кризис в СССР (1985—1991) (4 ч) Приход к власти М. С. Горбачева, попытка
совершенствования социализма, очищение от наследия сталинизма, возврат к идеям В. И. Ленина. Первый
этап «перестройки» (1985—1986) (обзорно): курс на «ускорение» социально-экономического развития страны.
11

Ломка административных структур управления народным хозяйством. Второй этап «перестройки» (1987—
1990). Анализ сложившейся в стране экономической ситуации. Принятие ряда законов: «О государственном
предприятии», «О кооперации в СССР». Противоречия между приверженностью М. С. Горбачева и его
сторонников к «перестройке» социалистических ценностей и провозглашенным переходом к рыночным
отношениям в экономике. Нарастание экономического кризиса: «дефицитарная» экономика, резкое
ухудшение уровня жизни народа. Учреждение поста Президента СССР. М. С. Горбачев — первый и
последний Президент Советского Союза. Ликвидация монопольного права КПСС на власть, начало
становления многопартийной системы. М. С. Горбачев — открытый политик: налаживание отношений с
США, принятие пакета соглашений по сокращению ядерного оружия. Вывод советских войск из Афганистана.
Признание СССР Всеобщей декларации прав человека, законодательства о свободе эмиграции, снятие
таможенных барьеров и др. Внешняя политика СССР: утрата доверия к правящей партийной верхушке в
странах социалистического лагеря, нарастание оппозиционных настроений. Развал социалистической
системы. Подписание международного договора о воссоединении двух Германий. Восстановление
культурных и экономических связей с государством Израиль. Отказ СССР от поддержки диктаторских
режимов.
Тема 7. Развитие политической системы в обновленной России (1991—2000) (5 ч) Подготовка
нового Союзного договора между республиками. Попытка государственного переворота (путч) в августе 1991
г. Поражение путчистов. Крах КПСС, распад СССР. Беловежское соглашение в декабре 1991 г. Сложение М.
С. Горбачевым полномочий Президента СССР. Декларация о государственном суверенитете России и
введение поста Президента России. Новые символы государства. Б. Н. Ельцин — первый Президент России.
Развитие многопартийной системы. Принятие новой Конституции РФ. Кризис власти 1993 г. (обзорно).
Государственный кризис накануне нового тысячелетия: рост цен, ухудшение материального положения
населения страны, массовая безработица, межэтнические конфликты. Оказание финансовой помощи России
со стороны Всемирного банка, гуманитарная помощь западных стран. Новый этап экономических реформ в
России: поддержка российских реформ Международным валютным фондом, позитивные сдвиги в экономике
страны в 1999—2000 гг.: удорожание импорта, повышение цен на нефть на международном рынке. Выборы
нового Президента — В. В. Путина (2000). Наука и культура. Тяжелое финансовое положение науки,
образования, культуры, связанное с финансовым дефицитом. Усиление влияния СМИ на общественное
сознание граждан страны. Возвращение в Россию известных деятелей культуры: А. И. Солженицына, Г. М.
Вишневской, М. Л. Ростроповича и др. Свобода вероисповедания: изменения в отношениях государства и
Русской православной церкви. Празднование 1000-летия принятия христианства на Руси, 2000-летия
христианства. Признание государством важнейших христианских праздников: Пасхи, Рождества и др.
Восстановление и строительство православных храмов в России. Храм Христа Спасителя в Москве. Тема 8.
Политика России на рубеже веков и в начале нового тысячелетия (4 ч) Современный мир на карте истории.
Позитивные изменения в отношениях России с ведущими державами мира. 11 сентября 2001 г. - поворотная
веха в объединении государств против международного терроризма. Усиление внимания президента и
правительства к нуждам армии, социальной защите населения
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
7 Класс. История Отечества
Учебно-тематическое планирование
Тематика
часы
Виды учебной деятельности
1

Повторение

2

2

Раздел 1. Древняя Русь

38

3

Происхождение славян

4

4

Восточные славяне (VI-IX вв)

3

5

Хозяйство и образ жизни восточных
славян
Культура и верования восточных
славян
Создание Древнерусского
государства
Крещение Киевской Руси
Расцвет Русского государства при

3

6
7
8
9

Учащиеся называют хронологические
рамки «Древней Руси», сравнивают
славян с соседними народами,
выявляют особенности славянского
быта и уклада. Выявляют причины
крещения Руси

4
6
4
4
12

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19

Ярославе Мудром
Феодальная раздробленность в
русских землях
Культура Руси X-XIII
Раздел 2. Русь в борьбе с
захватчиками
Образование Монгольского
государства. Нашествие на Русь
Объединение русских земель против
татаро-монгольского нашествия
Образование единого Московского
государства
Раздел 3. Единое
Московское государство
Российское государство в
XVI веке, Иван Грозный
Смутное время. Начало
царской династии
Романовых
Культура в Российском
государстве XVI-XVII вв.
Всего

5
3
13
5
4

Сравнение тактик русских,
европейских и монгольских воинов,
работа с картой, используют
иллюстрации при описании быта и
снаряжения, дают оценку
историческим деятелям

4
16
6
6

Наносят на карту наиболее важные
события, используют иллюстрации
для описания приема у Ивана
Грозного и предметов культуры и
быта, выявляют причинноследственные связи во внешней
политике Ивана 4

4
68

Тематическое планирование курса «История Отечества» в 8 классе
Тематика

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Количе
ство
часов
Повторение
4
Раздел 1, Российская империя 17-19 вв
21
Эпоха Петра 1 (1682-1725)
10
Российская империя после Петра 1
3
Россия при Екатерине 2 (1762- 1796)
5
Культура России в 18 веке
3
Раздел 2 Российская империя в 19 в.
14
Государственное и политическое развитие 6
России в первой четверти 19 века
Россия эпохи Николая 1
5
Культура России в первой половине 19 века 3
Раздел 3. Эпоха великих реформ
10
«Царь-освободитель»
3
Александр 3 (Миротворец)
4
Культура России во второй половине 19
1
Раздел 4 Российская империя конца 19- 19
начала 20 в. (до февраля 1917)
Царствование Николая 2
6
Россия в начале 20 в
8
Культура России в конце 19-начала 20 века
4

Виды учебной деятельности

Сравнивают Россию при Петре и
его
предшественниках,
анализируют
реформы
Петра,
сравнивают правление Екатерины и
ее предшественниц
Сравнивают политику Александра
и Николая, называют причины
консервативного
поворота,
сравнивают культуру России и
Европы
Анализируют политику Александра
2, называют причины укрепления
России в 19 веке, наносят на карту
ее границы
Анализируют правление Николая,
выделяют причины революции,

Итого 68 часов

1
2
3
4
5

9 Класс. История Отечества.
Тематика
Часы
Раздел 1. Начало Советского периода в России
14
Октябрьская революция, приход к власти большевиков
3
Гражданская война и иностранная интервенция
3
Советская Россия в годы НЭПа (1921-1929)
3
Культура советской России в годы гражданской войны и
2
НЭПа

Виды учебной деятельности
Работают с иллюстрациями и
плакатами начала 20 века,
сравнивают политику Сталина и
Ленина,
выявляют
внешнеполитические цели СССР

13

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Сталинская модель социализма в СССР
Раздел 2. Вторая Мировая
Накануне ВМВ
Начало ВМВ
Начало ВОВ
Ключевые военные действия на территории СССР
Экономика СССР в годы ВОВ, сопротивление в тылу
Фашизм и его проявления
Наука и культура во время войны (обзорно, на примерах)
Коренной перелом в войне
Освобождение территории СССР и Европы от фашистких
захватчиков
Раздел 3. Послевоенное развитие СССР
Послевоенное десятилетие (1945-1955)
Советский Союз сер. 50-х – начало 60-х
Наука и культура после войны (1945-1965)
СССР 1965-1984
Культура и образование в эпоху «развитого социализма»
Государственно-политический кризис в СССР (1985-1991)
Развитие политической системы в России 1991-2000
Политика России на рубеже веков и в начале нового
тысячелетия
Всего

2
27
2
3
3
5
3
2
3
3
3
27
3
3
3
3
2
4
5
4

Работают с иллюстрациями,
плакатами
и
прочими
изобразительными источниками
сравнивают политику стран Оси
и будущих Союзников

Сравнивают идеологию СССР и
США,
выявляют
причины
раздела мира на два лагеря,

66

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1) Бгажнокова И. М., Смирнова Л.В. История Отечества (Для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
2) Проектор
3) Интерактивная доска
4) Карты, таблицы и схемы

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».