Приложение к Программе дополнительного
образования МОУ «Мятлевская средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Знакомство с биотехнологиями»
для учащихся 10-11 лет
Направленность: естественнонаучная
1
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка
Планируемый
результат
освоения
дополнительного образования
Содержание программы
Тематический план
Список информационных источников
Стр.
3
программы 4
4
5
7
3
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знакомство с
биотехнологиями» имеет естественнонаучную направленность.
Данная программа разработана для учащихся младшего школьного возраста 10-11
лет и реализуется с учетом их возрастных, психологических и психофизических
особенностей.
Цель программы:
способствовать формированию информационных и
коммуникационных компетенций у детей в области биологических технологий,
молекулярной биологии и экологии на основе исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие
1. Познакомить учащихся с основными направлениями и методами биотехнологии,
ее современном статусе и этапах развития, взаимосвязи с другими биологическими
науками.
2. Формировать знание о человеке как объекте (части) природы и окружающего мира
в целом.
3. Формировать знание о систематике живого мира.
4. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира родного края, с
нормами и правилами природопользования.
5. Расширить знания детей в образовательных областях биология и экология.
Развивающие
1.Развивать познавательные интересы при изучении достижений биотехнологии за
последние десятилетия.
2.Развивать и поощрять стремления учащихся к установлению связи между
изменениями в жизни растительного и живого мира и состоянием среды обитания.
3.Развивать навыки и умения поведения в окружающей среде.
4.Развивать поисково-исследовательскую деятельность.
5.Развивать речь учащихся, способствовать обогащению словарного запаса,
развитию внимания, памяти, активности.
Воспитательные
1.Воспитать чувство ответственности, нравственного отношения к окружающему
живому и неживому миру, к самому себе.
2.Способствовать
формированию
собственного
мнения
о
фактах
биотехнологического внедрения в повседневную жизнь.
3.Приобщить к здоровому образу жизни.
4.Воспитывать чувство товарищества, уважение к чужому мнению.
5. Закрепить поведенческие умения в реальной ситуации.
Срок освоения программы - 1 год, общее количество часов – 37.
Уровень освоения программы – базовый.
Форма обучения – очная/дистанционная.
Основной формой организации занятий в рамках программы «Знакомство с
биотехнологиями» на занятиях является исследовательская деятельность - один из методов
проблемного обучения.
Формы аттестации: отслеживание уровня освоения детьми учебного материала
осуществляется на основе анализа контрольных ответов по изучаемым темам,
правильностью выполнения творческих заданий, степенью самостоятельности при их
выполнении, защита групповых проектов в форме презентации.
4
II. Планируемый результат освоения программы дополнительного
образования
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметные результаты:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
1) обнаруживать взаимосвязи между основными направлениями и методами биотехнологии
и их значением в жизни человека;
2) сформировано собственное отношение к фактам биотехнологического внедрения в
повседневную жизнь;
3) узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
4) обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой
природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к
природе;
5) описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
6) сформированы привычки здорового образа жизни;
7) сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
8) определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния
этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
III. Содержание программы.
Раздел 1. Интересная наука – биология
Тема 1. Биология — наука о живой природе.
Тема 2. Методы исследования в биологии.
Тема 3. Царства бактерий, грибов, растений и животных.
Тема 4. Отличительные признаки живого и неживого.
Тема 5. Связь организмов со средой обитания.
Тема 6. Взаимосвязь организмов в природе.
Тема 7. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Тема 8. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
5
Раздел 2. Биотехнология: прошлое и настоящее
Тема 1. Биотехнология, ее задачи.
Тема 2. Возможности биотехнологии.
Тема 3. Исторические этапы развития биотехнологии.
Тема 4. Современное состояние.
Тема 5. Новые направления в развитии биотехнологии.
Раздел 3. Теоретические основы биотехнологии
Тема 1. Самая главная молекула живой природы.
Тема 2. Строение бактериальной, растительной и животной клеток.
Тема 3. Процессы в живых организмах.
Тема 4. Объекты (биологические системы) биотехнологии (прокариоты, эукариоты).
Тема 5. Изучение дрожжевых клеток.
Тема 6. Основные направления биотехнологии и их перспективы.
Тема 7. Использование бактерий и грибов для получения продуктов питания.
Тема 8. Закономерности отношений организмов и среды.
Раздел 4. Практическое применение биотехнологии
Тема 1. Сельскохозяйственная биотехнология.
Тема 2. Биоэлектроника.
Тема 3. Медицинские биотехнологии.
Тема 4. Биотехнология в пищевой промышленности.
Тема 5. Биотехнология и энергетическая проблема.
Тема 6. Биотехнология и природа.
Тема 7. Биотехнология на страже здоровья.
Тема 8. Связи биотехнологии с биологическими, химическими, техническими и
другими науками.
IV. Тематический план.
№
Тема
Количество
часов
Интересная наука – биология
1.
Биология — наука о живой природе.
1
2.
Методы исследования в биологии.
1
3.
Царства бактерий, грибов, растений и животных.
1
4.
Отличительные признаки живого и неживого.
1
5.
Связь организмов со средой обитания.
1
6.
Взаимосвязь организмов в природе.
1
7.
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
1
8.
Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
1
6
Биотехнология: прошлое и настоящее
Биотехнология, ее задачи.
1
10. Возможности биотехнологии.
1
11. Исторические этапы развития биотехнологии.
1
12. Современное состояние.
1
13. Новые направления в развитии биотехнологии.
1
9.
Теоретические основы биотехнологии
14. Самая главная молекула живой природы.
1
15. Строение бактериальной, растительной и животной клеток.
1
16. Процессы в живых организмах.
1
17. Объекты (биологические системы) биотехнологии. Прокариоты.
1
18. Объекты (биологические системы) биотехнологии. Эукариоты.
1
19. Изучение дрожжевых клеток.
1
20. Основные направления биотехнологии и их перспективы.
1
21. Использование бактерий для получения продуктов питания.
1
22. Использование грибов для получения продуктов питания.
1
23. Закономерности отношений организмов и среды.
1
Практическое применение биотехнологии
24. Сельскохозяйственная биотехнология.
1
25. Биоэлектроника.
1
26. Медицинские биотехнологии.
1
27. Биотехнология в пищевой промышленности.
1
28. Биотехнология и энергетическая проблема.
1
29. Биотехнология и природа.
1
30. Биотехнология на страже здоровья.
1
31. Связи биотехнологии с биологическими науками.
1
32. Связи биотехнологии с химическими науками.
1
33. Связи биотехнологии с техническими и другими науками.
1
34. Защита групповых проектов в форме презентации.
1
35. Защита групповых проектов в форме презентации.
1
36. Защита групповых проектов в форме презентации.
1
37. Итоговое занятие.
1
Итого:
37 ч.
7
V. Список информационных источников.
Нормативно-правовые материалы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Научно-методическая литература
1. Беккер М.Е. Введение в биотехнологию. – Рига:Пищевая промышленность, 2006.
2. Н.В. Горбенко. Биотехнология. – Профильная школа. Издательство :
Просвещение.,2020.
Интернет-ресурсы
1. Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/
2. Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :
http://school-collection.edu.ru
4. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :
www.festival.1september.ru
6. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru
7. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru
8