Приложение к Программе дополнительного образования МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» Дополнительная общеразвивающая программа «Знакомство с биотехнологиями» для учащихся 10-11 лет Направленность: естественнонаучная 1 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка Планируемый результат освоения дополнительного образования Содержание программы Тематический план Список информационных источников Стр. 3 программы 4 4 5 7 3 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знакомство с биотехнологиями» имеет естественнонаучную направленность. Данная программа разработана для учащихся младшего школьного возраста 10-11 лет и реализуется с учетом их возрастных, психологических и психофизических особенностей. Цель программы: способствовать формированию информационных и коммуникационных компетенций у детей в области биологических технологий, молекулярной биологии и экологии на основе исследовательской деятельности. Задачи: Обучающие 1. Познакомить учащихся с основными направлениями и методами биотехнологии, ее современном статусе и этапах развития, взаимосвязи с другими биологическими науками. 2. Формировать знание о человеке как объекте (части) природы и окружающего мира в целом. 3. Формировать знание о систематике живого мира. 4. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира родного края, с нормами и правилами природопользования. 5. Расширить знания детей в образовательных областях биология и экология. Развивающие 1.Развивать познавательные интересы при изучении достижений биотехнологии за последние десятилетия. 2.Развивать и поощрять стремления учащихся к установлению связи между изменениями в жизни растительного и живого мира и состоянием среды обитания. 3.Развивать навыки и умения поведения в окружающей среде. 4.Развивать поисково-исследовательскую деятельность. 5.Развивать речь учащихся, способствовать обогащению словарного запаса, развитию внимания, памяти, активности. Воспитательные 1.Воспитать чувство ответственности, нравственного отношения к окружающему живому и неживому миру, к самому себе. 2.Способствовать формированию собственного мнения о фактах биотехнологического внедрения в повседневную жизнь. 3.Приобщить к здоровому образу жизни. 4.Воспитывать чувство товарищества, уважение к чужому мнению. 5. Закрепить поведенческие умения в реальной ситуации. Срок освоения программы - 1 год, общее количество часов – 37. Уровень освоения программы – базовый. Форма обучения – очная/дистанционная. Основной формой организации занятий в рамках программы «Знакомство с биотехнологиями» на занятиях является исследовательская деятельность - один из методов проблемного обучения. Формы аттестации: отслеживание уровня освоения детьми учебного материала осуществляется на основе анализа контрольных ответов по изучаемым темам, правильностью выполнения творческих заданий, степенью самостоятельности при их выполнении, защита групповых проектов в форме презентации. 4 II. Планируемый результат освоения программы дополнительного образования Личностные результаты: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: 1) обнаруживать взаимосвязи между основными направлениями и методами биотехнологии и их значением в жизни человека; 2) сформировано собственное отношение к фактам биотехнологического внедрения в повседневную жизнь; 3) узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; 4) обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; 5) описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; 6) сформированы привычки здорового образа жизни; 7) сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или 8) определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; III. Содержание программы. Раздел 1. Интересная наука – биология Тема 1. Биология — наука о живой природе. Тема 2. Методы исследования в биологии. Тема 3. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Тема 4. Отличительные признаки живого и неживого. Тема 5. Связь организмов со средой обитания. Тема 6. Взаимосвязь организмов в природе. Тема 7. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Тема 8. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. 5 Раздел 2. Биотехнология: прошлое и настоящее Тема 1. Биотехнология, ее задачи. Тема 2. Возможности биотехнологии. Тема 3. Исторические этапы развития биотехнологии. Тема 4. Современное состояние. Тема 5. Новые направления в развитии биотехнологии. Раздел 3. Теоретические основы биотехнологии Тема 1. Самая главная молекула живой природы. Тема 2. Строение бактериальной, растительной и животной клеток. Тема 3. Процессы в живых организмах. Тема 4. Объекты (биологические системы) биотехнологии (прокариоты, эукариоты). Тема 5. Изучение дрожжевых клеток. Тема 6. Основные направления биотехнологии и их перспективы. Тема 7. Использование бактерий и грибов для получения продуктов питания. Тема 8. Закономерности отношений организмов и среды. Раздел 4. Практическое применение биотехнологии Тема 1. Сельскохозяйственная биотехнология. Тема 2. Биоэлектроника. Тема 3. Медицинские биотехнологии. Тема 4. Биотехнология в пищевой промышленности. Тема 5. Биотехнология и энергетическая проблема. Тема 6. Биотехнология и природа. Тема 7. Биотехнология на страже здоровья. Тема 8. Связи биотехнологии с биологическими, химическими, техническими и другими науками. IV. Тематический план. № Тема Количество часов Интересная наука – биология 1. Биология — наука о живой природе. 1 2. Методы исследования в биологии. 1 3. Царства бактерий, грибов, растений и животных. 1 4. Отличительные признаки живого и неживого. 1 5. Связь организмов со средой обитания. 1 6. Взаимосвязь организмов в природе. 1 7. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. 1 8. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. 1 6 Биотехнология: прошлое и настоящее Биотехнология, ее задачи. 1 10. Возможности биотехнологии. 1 11. Исторические этапы развития биотехнологии. 1 12. Современное состояние. 1 13. Новые направления в развитии биотехнологии. 1 9. Теоретические основы биотехнологии 14. Самая главная молекула живой природы. 1 15. Строение бактериальной, растительной и животной клеток. 1 16. Процессы в живых организмах. 1 17. Объекты (биологические системы) биотехнологии. Прокариоты. 1 18. Объекты (биологические системы) биотехнологии. Эукариоты. 1 19. Изучение дрожжевых клеток. 1 20. Основные направления биотехнологии и их перспективы. 1 21. Использование бактерий для получения продуктов питания. 1 22. Использование грибов для получения продуктов питания. 1 23. Закономерности отношений организмов и среды. 1 Практическое применение биотехнологии 24. Сельскохозяйственная биотехнология. 1 25. Биоэлектроника. 1 26. Медицинские биотехнологии. 1 27. Биотехнология в пищевой промышленности. 1 28. Биотехнология и энергетическая проблема. 1 29. Биотехнология и природа. 1 30. Биотехнология на страже здоровья. 1 31. Связи биотехнологии с биологическими науками. 1 32. Связи биотехнологии с химическими науками. 1 33. Связи биотехнологии с техническими и другими науками. 1 34. Защита групповых проектов в форме презентации. 1 35. Защита групповых проектов в форме презентации. 1 36. Защита групповых проектов в форме презентации. 1 37. Итоговое занятие. 1 Итого: 37 ч. 7 V. Список информационных источников. Нормативно-правовые материалы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Научно-методическая литература 1. Беккер М.Е. Введение в биотехнологию. – Рига:Пищевая промышленность, 2006. 2. Н.В. Горбенко. Биотехнология. – Профильная школа. Издательство : Просвещение.,2020. Интернет-ресурсы 1. Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/ 2. Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru 4. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru 6. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru 7. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru 8