Приложение к Программе дополнительного
образования МОУ «Мятлевская средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ФЛОРИСТИКА»
Возраст обучающихся 11 - 13 лет
срок реализации – 2 года
1
Содержание
1. Пояснительная записка с. 3
Направленность.
Возрастные особенности.
Цели и задачи.
Сроки освоения программы.
Уровень программы.
Форма обучения программы.
Формы аттестации.
2.Планируемый результат освоения программы с. 4
3.Содержание программы с.6
4. Тематическое планирование с.9
5.Список информационных источников с.10-11
2
1.Пояснительная записка
Флористика, а также, ставшими популярными, фитодизайн и ландшафтный дизайн, снова привлекают внимание учащихся и учителей. Всѐ чаще
сотрудники школ, музеев, больниц, санаториев, выставочных залов нуждаются в помощи специалистов – цветоводов и фитодизайнеров. Кроме этого, получить самые простые навыки ухода за растениями, изучить их разнообразие и
историю «приручения» важно уже со школьного возраста, так как это не только поможет учащимся в будущем оформить свою квартиру и огород, но и,
возможно, стать специалистом в области ботаники и флористики. Кроме этого, важна практическая подготовка учащихся – посадка растений, борьба с
вредителями, получение рассады и цветущей клумбы. Это позволит учащимся
приобрести трудовые навыки, закрепить полученные теоретические знания на
практике. Все эти особенности максимально учтены в предлагаемой программе, в ней совмещаются такие компоненты, как: обучающий, развивающий,
оздоровительно-трудовой и творческий. Программа «Флористика» предоставляет возможность детям самореализоваться, помогает определиться с выбором
будущей профессии.
Направленность программы: художественная.
В объединении могут заниматься подростки с 11 до 13 лет. Учебные
группы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными. Учитываются индивидуальные особенности развития, ведь даже в одновозрастной группе уровень знаний разный.
Новизна программы
1. Комплексный подход к решению эколого-биологических образовательных
задач дополнительного образования школьников.
2. Сочетание естественнонаучных знаний в области биологии с практическими
знаниями в области флористики (построение обучения в различных областях
биологии на деятельной основе, направленной на формирование практических
умений, навыков и предоставления возможности их публичной демонстрации).
3. Проектная и исследовательская деятельность, в которой отражается индивидуальная творческая деятельность личности, способность к самоконтролю и
самореализации.
Полученные знания в области флористики в дальнейшем могут служить
основой для подготовки учащихся к выбору будущей профессии.
Цели и задачи.
Цель:
Создание условий для формирования общей экологической культуры, знаний
в области ботаники, флористики, развитию творческих способностей личности
обучающихся и определение с их будущей профессией.
3
Задачи:
Образовательные:
- расширить и углубить знания учащихся в различных областях биологии,
экологии и культуры;
- сформировать навыки наблюдения и работы с комнатными и садовым растениями;
- обеспечить усвоение специальных знаний в области ухода и выращивания
растений, по созданию гармоничных композиций различных стилей и назначений;
- обучить методикам работы с растениями в теплице, оранжерее, на выставках,
обучить технике срезки, крепления растений, продления их жизни.
Развивающие:
- способствовать развитию самореализации, самоорганизации и определению
будущей профессиональной деятельности;
- развивать интерес к культурно-научному наследию человечества;
- развивать познавательный интерес к изучению растений;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление;
- развивать творческие способности, воображение;
- развивать умение правильно излагать изученный материал и описывать
свой проект.
Воспитательные:
- воспитать экологически грамотную личность, видящую себя и свои функции
как индивидуума во взаимоотношениях с окружающей средой направленные
на нормализацию жизни;
- воспитать подростка как личность, ориентированную на общечеловеческие
ценности (этичное отношение к природе, создание коллектива единомышленников, интерес к общественной деятельности).
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Уровень – базовый.
Форма обучения – очная.
Формы организации занятий
Теоретические занятия в форме бесед и лекций.
Практические занятия.
Занимательные занятия с использованием игровых технологий.
Творческая и проектная деятельность.
Формы аттестации
Результат образовательной деятельности оценивается, исходя из поставленной цели и учитывая возрастные особенности учащихся. Оценка знаний
4
проводится в форме собеседования, проверочной работы, выполнения индивидуальных и групповых проектов по основным темам программы.
В начале учебного года проводятся с учащимися, тесты, анкетирование,
выясняющие базовый уровень знаний учащихся.
Текущий контроль проводится после каждой темы в форме беседы, проверочной работы, выполнения самостоятельных практических работ.
Диагностика результатов реализации программы - промежуточная аттестация проводится на занятии в конце первого полугодия (проверочная работа),
итоговая аттестация проводится в конце года (проверочная работа и практическая работа).
2. Планируемые результаты освоения программы.
- знать правила ТБ;
- знать правила личной гигиены при работе с растениями;
- биологические особенности комнатных и садовых растений;
- иметь специальные знания по дизайну, цветоведению и аранжировке;
- получить специальные знания по основам флористики:
-освоить диагностические методики выращивание основных групп комнатных
и садовых растений;
-уметь составлять по правилам цветочные композиции;
-овладеть техникой и стилистикой составления цветочных композиций
Метапредметные результаты:
- уметь работать самостоятельно и в группе при выполнении различных видов
деятельности;
- уметь осуществлять выбор необходимой информации об окружающем мире;
- получить навыки демонстрации собственных достижений;
- применять навыки исследовательских и проектных методик в различных областях человеческой деятельности;
- изучить и освоить практические методики исследовательской и проектной
деятельности, постановки эксперимента, анализа результатов;
- использовать здоровьесберегающие и дизайн -технологии на практике
Личностные результаты:
- научиться видеть и понимать красоту природы и человека, их разнообразия,
проявлять интерес к их изучению;
- формирование экологического мировоззрения;
- формирование мотивации и интереса к изучению предмета;
- бережно и ответственно относиться к природе;
- осознанное отношение к живой природе и осознание места человека в ней.
5
3. Содержание программы.
Введение в предмет «Флористика», профессия
История флористики, основные стилевые направления в различные исторические эпохи, интерьерные цветочные композиции в различные эпохи. Флористика в условиях современной рыночной экономики, требования к профессии,
должностные обязанности флориста.
Особенности растений, их многообразие
Особенности растений, общий план строения, морфология растений. Систематика растений, другие виды классификаций растений. Основы селекции
растений, определение Родины растения и его видового названия.
Практическая работа – работа с гербарием, определение сорта и вида растения по определителю и каталогу.
Направления и стили флористики (6 часов)
Исторический обзор развития флористики, основные исторические эпохи и их
отражение во флористике. Восточные и Европейские композиции, композиции в России. Современные стили композиций и тенденции.
Основы цветоведения
Характеристика ощущения цвета. Восприятие цвета. Воздействие цвета на человека. Ахроматические цвета.
Хроматические цвета и их характеристики (цветовой тон, насыщенность,
светлота, или ощущение яркости).
Восприятие цвета. Контрастность. Последовательный контраст. Восприятие
цвета при переносе взгляда с одного цветового тона на другой.
Одновременный контраст.
Воздействие цвета и сочетаний цветов на человека (физиологическое, психологическое).
Гармонизация цветовых сочетаний; использование цветовых характеристик;
пропорции в цветочном оформлении Понятие гармонии. Гармония изолированного цвета. Гармония цветовых сочетаний. Доминирующий цвет.
Одно- и двухтоновые сочетания. Трех- и четырехтоновые сочетания.
Гармония колорита: гармония контраста и гармония сходства. Степени цветового контраста.
Композиция в цветочном оформлении (цветники). Пропорции. ГОСТы на
композиционное проектирование.
Использование модульной системы координации линейных параметров для
проектирования цветочного оформления.
Понятие о неизобразительных композициях в цветочном оформлении.
Виды растений (цветов) и их цветовые характеристики..
Практическая работа - упражнения на цветопередачу, сочетанию цветов,
описанию комнат, композиций, составления своего орнамента, его характеристика, психологический тренинг по восприятию цвета.
6
Основы композиции в дизайне, изобразительном искусстве (8 часов)
Понятие о композиции как искусстве располагать на данной территории (пространстве) различные элементы и предметы для создания художественного
произведения отображающую определенную идею. Зеленые насаждения как
произведения садово-паркового искусства. Классификация цветочнодекоративных растений в зависимости от строения надземных органов. Кустовые, вьющиеся, лазящие, стелющиеся. Условия их применения. Основные
правила, предъявляемые к цветочным композициям. Понятие гармонии и
симметрии в композициях.
Центр, композиции. Пропорциональность. Масштабность. Соотношение между тенью и светом. Контрастность. Непрерывность цветения.
Виды композиций: композиции древесно-кустарниковых растений, композиции травянистых цветочных растений, композиции архитектурных элементов
и сооружений.
Практическая работа – описание правил композиции в букете, в коллаже, в
картине и на фотографии, разбор конкретных фотографий букетов и композиций.
Орнамент (4 часа)
Орнамент и его виды. Понятие об орнаменте. Виды орнамента. Закономерности построения орнамента. Ритм, пропорция, акцент, баланс в узорах, орнаментах, букетах. Многообразие орнаментов. Орнаменты из цветов.
Практическая работа – составление своего орнамента, роспись на доске,
оформление кашпо
Проверочная работа
Основные группы декоративных растений, используемых для композиций
Изучение растений, используемых во флористике, работа с электронными и
книжными определителями. Составление мини-определителя. Изучение злаков, вспомогательных декоративных элементов. Изучение флористического
оборудования, технологии работы с ним. Изучение способов выращивания и
ухода за растениями, уход за инвентарем. Техника безопасности при производственной травме.
Основные группы комнатных растений, происхождение, требования по уходу.
Правила посадки, перевалки, полива, опрыскивания, состав почв, типы почв
для растений, удобрения. Световой и температурный режим. Способы размножения растений. Основные болезни, вредители. Фитодизайн отдельных
помещений (жилых и нежилых).
Многообразие современных композиций. Способы размещений растений в
помещении. Композиции гармонического сочетания колеров одновременно
цветущих, рядом расположенных растений и подбор соответствующей окраски.
Использование контрастных сочетаний. Допустимые сочетания цветов при создании цветочных композиций. Однотонные посадки.
7
Выбор растений в зависимости от освещенности. Зависимость световых оттенков от строения (фактуры) лепестков. Влияние на декоративный эффект
количества цветков в соцветии. Растения в офисе. Праздничный декор помещений.
Многообразие цветочных композиций
Определение букету, виды и стили букетов. Композиция на оазисе, транспарентная композиция, тематические композиции, необычные и нестандартные
решения. Общие требования к композициям. Сочетания цветов, материалов и
растений в композиции. Законы гармонии и равновесия, эклектичные композиции. Цветочная посуда (многообразие форм, материалов, правила подбора
под композицию), изготовление и украшение цветочной посуды, кашпо. Бонсай и икебана. Эклектичные композиции.
Практическая работа - составление композиции на оазисе, икебаны, эскиз,
описание и характеристика готовой композиции. Составление сметы композиции. Оформление флористического венка.
Срезка, хранение и монтаж срезанных цветов
Правила срезки цветов, хранение и консервация, правила реанимации растений. Изучение вредителей и болезней содовых и комнатных растений. Правила и приемы монтажа растений в букете, композиции. Оформление готовой
композиции, правила этикета при поднесении букета. Цветочная символика.
Упаковка букета (различные материалы и стили), бантоплетение
Практическая работа - составление букета из искусственных и живых цветов, упаковка готового букета
Уход за готовой композицией
Правила хранения композиций, срезка цветов. Изучение препаратов, продляющих жизнь срезанным цветам. Правильный выбор места для композиции.
Растения в гидрогеле и гидропоника.
Проверочная работа
Сушка цветов, коллаж, зимние букеты
Правила сушки растений, ассортимент сухоцветов, понятие коллажа, ошибаны, зимнего букета. Виды коллажа, этапы работы над коллажами, хранение
коллажей и стили.
Практическая работа – создание мини-коллажа на тему весны
Тематическая флористика
Виды праздников и целевая аудитория. Символика и безопасность цветов. Виды украшений букетов для детей и взрослых. Искусственные цветы (способы
изготовления игрушек и цветов из природного и другого материала). Букеты
из конфет (свитфлористика), игрушек. Украшение помещений к празднику.
Букеты в корзине и на каркасе, нестандартные решения.
Составление и виды праздничных букетов. Подбор цветовой гаммы для всего
торжества.
Практическая работа – изготовление порт-букета на день рождения.
Итоговый контроль
8
4.Тематический план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Введение в предмет флористика.
Основы растений, их многообразие.
Направления и стили флористики.
Основы цветоведения.
Основные композиции в дизайне.
Основные группы декоративных
растений.
Основные группы декоративных
растений.
Многообразие цветочных композиций.
Срезка, хранение и монтаж срезанных цветов.
Уход за готовой композицией.
Сушка цветов, коллаж, букеты.
Итого:
9
2 часа
6 часов
6 часов
6 часов
8 часов
4 часа
5 часов
12 часов
12 часов
2 часа
6 часов
76 часов
5.Список информационных источников.
Базилевская Н. А., Коржев М. П., С. И. Матвеев Озеленение вьющимися растениями. – М.: Архитектура и градостроительство, 1950.
Белозѐрская Э. Домашний цветник. – Ростов н/Д: Веникс, 2003.
Бехтхольд Ф. Всѐ о комнатных растениях.– М.: БММ АО, 1998.
Воронин Н. Н. Комнатные растения. – М.: Прсвещение, 1991.
– М.: ЛАДА, 2005.
10
11