Приложение к Программе дополнительного образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Дополнительная общеразвивающая программа «Информатика среди нас» Направленность: техническая Оглавление Пояснительная записка .................................................................................................................3 Планируемые результаты .............................................................................................................3 Содержание программы ..............................................................................................................6 Тематическое планирование.........................................................................................................7 Список информационных источников ........................................................................................8 2 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Мой компьютер» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта «Информатика и ИКТ» для основной школы, учебного плана, примерной программы основного общего образования по информатике с учетом авторских Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. Выбор данной программы - один из возможных вариантов подготовки обучающихся к изучению базового курса школьной информатики Цели программы: формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи: показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире; организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; Объем программы: программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится один час в неделю. Режим занятий: обусловлена нормативно – правовой базой общеобразовательное организацией, ориентирована на обучение детей 11-12 лет Форма обучения: очная (с применением дистанционного формата) Уровень освоения: базовый Форма аттестации: тестирование . Планируемые результаты Личностные результат Широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы 3 познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и икт; Интерес к информатике и икт, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; Основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности; Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и икт в условиях развития информационного общества; Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности; Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет Умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств икт. Метапредметные результаты Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ: o уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм»; o владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача; o владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; o широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; хранение и обработка информации; поиск, передача и хранение информации), 4 o владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. «Основы компьютерной графики» правила работы за компьютером; работать мышью; назначение главного меню; выбирать пункты меню; назначение и возможности запускать программу и завершать работу с ней; графического редактора; настраивать панель Инструменты графического понятие фрагмента рисунка; редактора Paint; понятие файла; создавать простейшие рисунки с помощью точные способы построения инструментов; геометрических фигур; понятие сохранять и открывать графические файлы; пикселя и пиктограммы; использовать при построении геометрических понятие конструирования; фигур клавишу shift; технологию конструирования из создавать и конструировать разнообразные меню готовых графические объекты средствами графического форм; создавать меню типовых редактора. элементов мозаики; «Изучаем текстовые редакторы» • основные объекты текстовых документов и их параметры; • этапы создания и редактирования текстового документа; • этапы форматирования текста; • этапы копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена. • применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц; • работать с конкретным текстовым редактором; • создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков. «Создаем презентацию в среде Power Point» 5 • назначение и функциональные возможности Power Point; • объекты и инструменты Power Point; • технологии настройки Power Point:; • объекты, из которых состоит презентация; • этапы создания презентации; • технологию работы с каждым объектом презентации. • создавать слайд; • изменять настройки слайда; • создавать анимацию текста, изображения; • представить творческий материал в виде презентации. Содержание программы 1. Кейс №1. «Цвет, композиция, эскизирование, стилизация» 1.1 Понятие «композиции». Разбор основных композиционных схем. Цвето-графическая композиция. Понятие «эскиза» и «стилизации». Теория Разбор понятия композиции. Схемы сочетания цветов. Разбор понятия эскиз и стилизация. Практика Создание абстрактных композиций. 1.2 Эскизирование и стилизация объекта. Практика Создание эскиза «Ящерица в шляпе». Стилизация «Ящерицы». Презентация полученного продукта. 2. Кейс 2. «Осень в леттеринг-композиции» 2.1 Что такое леттеринг? Анатомия букв. Шрифты: антиква, гротеск, скрипт. Теория Разбор понятия леттеринг. Знакомство с анатомией букв в шрифтах: антиква, гротеск и скрипт. Практика Построение первой буквы своего имени в стиле антиква. Стилизация буквы. 2.2 Светотень, штриховка Практика Техника работы маркером. Создание надписи с передачей объема. 2.3 Построение леттеринг-композиции. Практика Создание леттеринг-композиции «Началась пора мягких пледов, негромкой музыки и горячего кофе…Осень». 3. Кейс 3. «Стили в графическом дизайне» 3.1 Знакомство со стилями в графическом дизайне. Теория Демонстрация стилистик в графическом дизайне. Практика Поиск в мини-группах продуктов графического дизайна в заданном стиле. 3.2 Создание портрета в стиле поп-арт. Практика Создание портрета в стилистике поп-арт с помощью графического редактора Adobe 6 Photoshop. 3.3 Создание ретро-афиши. Практика. Инфографика анализа и оценки существующих решений проблемы. Предлагаются собственные идеи решения. Эскиз идеи для дальнейшего развития. Составление плана работы над проектом. Детальная разработка выбранной идеи. Выработка схемы функционирования объекта, материалов и стилистики. 3.4. Создание и испытание прототипа Практика. Макетирование из бумаги и картона идеи. Создание ситуаций, описанных на первом занятии, с применением прототипа, решающего задачу. Испытание прототипа. Составление карты пользовательского опыта. Формирование списка доработок и изменений объекта. 3.5. Создание 3d-модели Практика. Освоение навыков работы в трехмерном пакете проектирования (Rhinoceros, Autodesk Fusion360). Знакомство с принципами моделирования. Обмеры прототипа. 3dмоделирование. Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем Колич ество часов Всего 1 Кейс №1. «Цвет, композиция, эскизирование, стилизация» 4 1.1 Понятие «композиции». Разбор основных композиционных схем. Цветографическая композиция. Понятие «эскиза» и «стилизации». 2 1.2 Эскизирование и стилизация объекта. 2 2 Кейс 2. «Осень в леттеринг-композиции» 6 2.1 Что такое леттеринг? Анатомия букв. Шрифты: антиква, гротеск, скрипт. 2 2.2 Светотень, перспектива, объем. 2 2.3 Построение леттеринг-композиции. 2 3 Кейс 3. «Стили в графическом дизайне 6 3.1. Знакомство со стилями в графическом дизайне. 2 3.2 Создание портрета в стиле поп-арт. 2 3.3 Создание ретро-афиши. 2 4 Кейс 4. «Создание социального плаката» 6 4.1 Методики формирования идей. Карта ассоциаций. 2 7 4.2 Идея нового продукта. Создание макета социального плаката. 4 5 Кейс 5. «Разработка дизайна фирменного стиля для Астраханского зоопарка» 8 5.1 Мозговой штурм, формирование идей. Поиск референсов. Выбор шрифта и цветов. 3 5.2 Создание логотипа. 2 5.3 Создание информационного буклета об открытии зоопарка. 3 6 Кейс 6. «Оформление квартального календаря для спортклуба «Магнезис»» 4 6.1 Разработка макета календаря на 2021 год для спортклуба «Магнезис». 6 ИТОГО: 38 Список информационных источников Карасѐва Э.В. Ретушь в растровом редакторе Photoshop. Новая жизнь старых фотографий. М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс» Карасѐва Э.В., Чумаченко И.Н.. Шаг за шагом. Photoshop CS 2 М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс» Горячев А.В. Практикум по информационным Лаборатория Базовых Знаний , 2017 технологиям». М.: 8