Приложение к основной образовательной программе дошкольного образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие» (дошкольная группа кратковременного пребывания) 1 Оглавление 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3 Цели и задачи реализации программы ……………………………………………… 3 Планируемые результаты освоения Программы ...………………………………… 3 Содержание образовательного процесса …………………………………………… 5 Тематическое планирование ………………………………………………………… 6 2 1. Пояснительная записка Основная образовательная программа МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Программа реализуется через УМК «Преемственность» автор Федосова Н.А. – М: Просвещение, в разработке которой участвовали авторы учебно-методического комплекса «Школа России». Содержание программы учитывает особенности дошкольного и начального образования, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. 2. Цели и задачи реализации программы. Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности. Основные задачи образовательной области: 1) Развитие физических качеств. 2) Правильное формирование опорно–двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. 3) Правильное выполнение основных движений. 4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. 5) Овладение подвижными играми с правилами. 6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. 3. Планируемые результаты освоения Программы Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость, дети точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни. Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения. У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений). Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»). 3 Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), 4 должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. 4. Содержание образовательного области «Физическое развитие» Цель: 1) гармоничное физическое развитие; 2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; 3) формирование основ здорового образа жизни. Задачи: 1) Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм; всестороннее совершенствование физических качеств; повышение работоспособности и закаливание. 2) Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. 3) Воспитательные: формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Направления физического развития: 1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности: связанной с выполнением упражнений; направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость; способствующей правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики; связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). 2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Принципы физического развития: систематичность и последовательность; развивающее обучение; доступность; воспитывающее обучение; учет индивидуальных и возрастных особенностей; сознательность и активность ребенка; наглядность. цикличность. оздоровительная направленность всего образовательного процесса; осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания. Методы физического развития: 1) Наглядные: наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры); наглядно-слуховые приемы (музыка, песни); тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя). 5 2) Словесные: объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция. 3) Практические: Повторение упражнений без изменения и с изменениями; Проведение упражнений в игровой форме; Проведение упражнений в соревновательной форме. В группе предшкольной подготовки организуется оптимальный двигательный режим. Вид занятий и форма двигательной активности детей. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Двигательная разминка во время перерыва между занятиями Физкультминутка Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика Физкультурные и музыкальные занятия Особенность организации. Ежедневно, в течение 7-10 мин Ежедневно 3-5 мин по 2-3 минуты по 1-2 мин по 3-5 минут согласно расписанию Тематическое планирование 5. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. ТЕМА ЗАНЯТИЙ Бег колонной по одному, в умении переходить с бега на ходьбу. Игра «Хитрая лиса» Сохранение равновесия и правильной осанки при ходьбе по повышенной опоре. Равномерный бег и бег с ускорением Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. «Попади мячом в ворота ударом ноги» Равномерный бег с соблюдением дистанции. Развитие координации движений в прыжках на двух ногах между предметами Ходьба и бег между предметами Ходьба и бег с четким фиксированием поворотов Переползание по гимнастической скамейке. Подпрыгивание с разбега за предметом. Отбивание мяча одной рукой о пол Метание вдаль. Игра «Медведи и пчелы» Подбрасывание малого мяча одной рукой и ловля его той же рукой; перебрасывание мяча из одной руки в другую. Прыжок в длину с места. Ведение мяча между предметами, меняя скорость движения при ведении мяча. Игра «Кто быстрее пробежит к флажку? Ловля и точное бросание большого мяча. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейке. Закреплять умение вести мяч, перемещаясь в разном темпе. Метание предметов вдаль правой и левой рукой. Отбивание и ловля мяча при действиях в паре. Ведение мяча и передача его на ходу партнеру, ловля мяча с отскоком от земли и без отскока. «Мяч водящему» упражнять детей в точном бросании и ловле мяча, в умении быстро после броска освобождать место партнерам. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке, выполнение маха прямой ногой вперед (под углом 90). Прыжок в длину с места Равновесие при ходьбе по узкой рейке гимнастической скамейке Равновесие на гимнастической скамейке, выполнение приседаний и поворот на 90 градусов. Ориентирование в пространстве. Выполнение толчка двумя ногами в определенном направлении при спрыгивании со скамейки. Ходьба в чередовании с бегом; отбивание мяча правой и левой рукой в движении Выполнение броска от груди Бросание мяча партнеру на заданное расстояние и в определенном направлении. Подбрасывание мяча точно перед собой и ловля маленького мяча двумя руками и одной. Знакомство детей с выполнением кувырка вперед. В п/и «Кот и мыши» Закрепление умения выполнять кувырок вперед Закрепление умения выполнять метание в вертикальную цель различными предметами с разного расстояния. Выполнение прыжка в длину с разбега. Повторение игровых упражнений с ходьбой и бегом; упражнение в заданиях с мячом. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 7