РП Физическое развитие

Приложение
к основной образовательной программе
дошкольного образования
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Рабочая программа
образовательной области
«Физическое развитие»
(дошкольная группа кратковременного пребывания)

1

Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3
Цели и задачи реализации программы ……………………………………………… 3
Планируемые результаты освоения Программы ...………………………………… 3
Содержание образовательного процесса …………………………………………… 5
Тематическое планирование ………………………………………………………… 6

2

1. Пояснительная записка
Основная
образовательная
программа
МОУ
«Мятлевская
средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Программа
реализуется через УМК «Преемственность» автор Федосова Н.А. – М: Просвещение, в
разработке которой участвовали авторы учебно-методического комплекса «Школа
России». Содержание программы учитывает особенности дошкольного и начального
образования, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным общим
образованием.
2.
Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка
дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Основные задачи образовательной области:
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно–двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
5) Овладение подвижными играми с правилами.
6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
3.
Планируемые результаты освоения Программы
Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно
овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость, дети
точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. В период с 5 до 6 лет ребенок
постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх
соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам
начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже
начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более
прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети
могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические
навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила
личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности.
Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять
различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает
заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся
более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать
довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без
специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной
последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в
подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение
полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное
отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).
3

Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой,
маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими
навыками и понимает их необходимость.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять
к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у
разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития
конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей
дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут
иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального
развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы,
реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ),
4

должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень
выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические
особенности развития ребенка.
4. Содержание образовательного области «Физическое развитие»
Цель:
1) гармоничное физическое развитие;
2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой;
3) формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
1) Оздоровительные:
 охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования
всех органов и систем организм;
 всестороннее совершенствование физических качеств;
 повышение работоспособности и закаливание.
2) Образовательные:
 формирование двигательных умений и навыков;
 овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических
упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
3) Воспитательные:

формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
 разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и
умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Направления физического развития:
1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
 связанной с выполнением упражнений;
 направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;
 способствующей правильному формированию опорно - двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой
моторики;
 связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.)
Принципы физического развития:
 систематичность и последовательность;
 развивающее обучение;
 доступность;
 воспитывающее обучение;
 учет индивидуальных и возрастных особенностей;
 сознательность и активность ребенка;
 наглядность.
 цикличность.
 оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
 осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.
Методы физического развития:
1) Наглядные:
 наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование
наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
 наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
 тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).
5

2) Словесные:
 объяснения, пояснения, указания;
 подача команд, распоряжений, сигналов;
 вопросы к детям;
 образный сюжетный рассказ, беседа;
 словесная инструкция.
3) Практические:
 Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
 Проведение упражнений в игровой форме;
 Проведение упражнений в соревновательной форме.
В группе предшкольной подготовки организуется оптимальный двигательный режим.
Вид занятий и форма двигательной
активности детей.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Двигательная разминка во время перерыва
между занятиями
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Физкультурные и музыкальные занятия

Особенность организации.
Ежедневно, в течение 7-10 мин
Ежедневно 3-5 мин
по 2-3 минуты
по 1-2 мин
по 3-5 минут
согласно расписанию

Тематическое планирование

5.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

ТЕМА ЗАНЯТИЙ
Бег колонной по одному, в умении переходить с бега на ходьбу. Игра
«Хитрая лиса»
Сохранение равновесия и правильной осанки при ходьбе по повышенной
опоре.
Равномерный бег и бег с ускорением
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. «Попади мячом в ворота
ударом ноги»
Равномерный бег с соблюдением дистанции. Развитие координации
движений в прыжках на двух ногах между предметами
Ходьба и бег между предметами
Ходьба и бег с четким фиксированием поворотов
Переползание по гимнастической скамейке.
Подпрыгивание с разбега за предметом. Отбивание мяча одной рукой о пол
Метание вдаль. Игра «Медведи и пчелы»
Подбрасывание малого мяча одной рукой и ловля его той же рукой;
перебрасывание мяча из одной руки в другую.
Прыжок в длину с места.
Ведение мяча между предметами, меняя скорость движения при ведении
мяча. Игра «Кто быстрее пробежит к флажку?
Ловля и точное бросание большого мяча.
Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейке.
Закреплять умение вести мяч, перемещаясь в разном темпе.
Метание предметов вдаль правой и левой рукой.
Отбивание и ловля мяча при действиях в паре.
Ведение мяча и передача его на ходу партнеру, ловля мяча с отскоком от
земли и без отскока.
«Мяч водящему» упражнять детей в точном бросании и ловле мяча, в
умении быстро после броска освобождать место партнерам.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке, выполнение маха
прямой ногой вперед (под углом 90).
Прыжок в длину с места
Равновесие при ходьбе по узкой рейке гимнастической скамейке
Равновесие на гимнастической скамейке, выполнение приседаний и
поворот на 90 градусов.
Ориентирование в пространстве.
Выполнение толчка двумя ногами в определенном направлении при
спрыгивании со скамейки.
Ходьба в чередовании с бегом; отбивание мяча правой и левой рукой в
движении
Выполнение броска от груди
Бросание мяча партнеру на заданное расстояние и в определенном
направлении.
Подбрасывание мяча точно перед собой и ловля маленького мяча двумя
руками и одной.
Знакомство детей с выполнением кувырка вперед. В п/и «Кот и мыши»
Закрепление умения выполнять кувырок вперед
Закрепление умения выполнять метание в вертикальную цель различными
предметами с разного расстояния.
Выполнение прыжка в длину с разбега. Повторение игровых упражнений с
ходьбой и бегом; упражнение в заданиях с мячом.

Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».