Приложение к основной образовательной программе дошкольного образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (дошкольная группа кратковременного пребывания) Оглавление 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка …………………………………………………………… 3 Цели и задачи реализации программы …………………………………………... 3 Планируемые результаты освоения Программы ……………………………….. 3 Содержание образовательного процесса ………………………………………… 5 Тематическое планирование …………………………………………………….... 10 2 1. Пояснительная записка Основная образовательная программа МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Программа реализуется через УМК «Преемственность» автор Федосова Н.А. – М: Просвещение, в разработке которой участвовали авторы учебно-методического комплекса «Школа России». Содержание программы учитывает особенности дошкольного и начального образования, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. 2. Цели и задачи реализации программы. Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности. Основные задачи образовательной области: 1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. 2) Становление эстетического отношения к окружающему миру. 3) Формирование элементарных представлений о видах искусства. 4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. 5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) 3. Планируемые результаты освоения Программы Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки. Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях. Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями 4 детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. 4. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи: 1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. 2) Становление эстетического отношения к окружающему миру. 3) Формирование элементарных представлений о видах искусства. 4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. 5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте: 1) Эстетическое восприятие мира природы: Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы. Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы. Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу. Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя. 2) Эстетическое восприятие социального мира: Дать детям представление о том, что все люди трудятся. Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда. Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру. Формировать интерес к окружающим предметам. Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета. Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям. 3) Художественное восприятие произведений искусства: Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка. Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства. Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства. Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками. 5 4) Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре. Художественно-изобразительная деятельность: Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного. Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение. Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен. Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа. Развивать воображение, творческие способности. Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем). Знакомить с разнообразием изобразительных материалов. Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте 1) Эстетическое восприятие мира природы: Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение 2) Эстетическое восприятие социального мира: Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки 3) Художественное восприятие произведений искусства Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д. Развивать представления детей об архитектуре Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи Содействовать эмоциональному общению 4) Художественно-изобразительная деятельность Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности Развивать эстетические чувства Учить создавать художественный образ Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события Развивать художественное творчество детей Учить передавать животных, человека в движении 6 Учить использовать в изо-деятельности разнообразные изобразительные материалы. 1. Художественно-изобразительная деятельность Принципы (обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности): 1) Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом. 2) Культурное обогащение (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов. 3) Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности. 4) Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности. 5) Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего). 6) Обогащение сенсорно-чувственного опыта. 7) Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; 8) Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа. 9) Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). Педагогические условия необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста: 1) Формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей. 2) Создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества. 3) Ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративноприкладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения. Модель эстетического отношения к окружающему миру 1) Способность эмоционального переживания. 2) Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). 3) Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество). Методы эстетического воспитания: 1) Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания. 2) Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире. 3) Метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».). 4) Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре). 5) Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;» метод разнообразной художественной практики. 6) Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками). 7) Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности. 8) Метод эвристических и поисковых ситуаций Принципы интегрированного подхода: 7 1) В основе лежит понятие полухудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества. 2) Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств- на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию. 3) Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры. 4) Учет региональных, национально-исторических художественных традиций, связанных с местностью, материальными объектами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур. 5) Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений человечества там, где они питаются достижениями друг друга, нередко совмещаясь в одном лице. 2. Детское конструирование Виды детского конструирования: 1) Из строительного материала. 2) Из бумаги. 3) Из деталей конструкторов. Формы организации обучения конструированию: 1) Конструирование по модели. 2) Конструирование по условиям. 3) Конструирование по образцу. 4) Конструирование по замыслу. 5) Конструирование по теме. Взаимосвязь конструирования и игры: Сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом. 3. Музыкальное развитие Цель: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: 1) Развитие музыкально-художественной деятельности. 2) Приобщение к музыкальному искусству. 3) Развитие воображения и творческой активности. Направления образовательной работы: 1) Слушание. 2) Пение. 3) Музыкально-ритмические движения. 4) Игра на детских музыкальных инструментах. 5) Развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального). Методы музыкального развития: 1) Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений. 2) Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах. 3) Словесно-слуховой: пение. 4) Слуховой: слушание музыки. 5) Игровой: музыкальные игры. 6) Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий. Содержание работы «Слушание» 8 ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса; развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Содержание работы «Пение» формирование у детей певческих умений и навыков; обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок; развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Содержание раздела «Музыкально-ритмические движения» развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений; обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок; обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; развитие художественно-творческих способностей. Содержание работы «Игра на детских музыкальных инструментах» совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка; становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость; развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса; знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них; развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Содержание работы «Творчество» (песенное, музыкально-игровое, импровизация на детских музыкальных инструментах) развивать способность творческого воображения при восприятии музыки; способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла; развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах. Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» Содержание Возраст 1. Развитие продуктивной деятельности рисование лепка аппликация конструирование 2. Развитие 5-7 лет Совместная деятельность Рассматривание предметов искусства Беседа Экспериментиров ание с материалом Рисование Аппликация Режимные моменты Интегрированная детская деятельность Игровое упражнение Проблемная ситуация Индивидуальная работа с детьми Самостоятельная деятельность Самостоятельное художественное творчество Игра Проблемная ситуация 9 детского творчества 3. Приобщение к изобразительному искусству 5-7 лет 4.Развитие музыкальнохудожественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству *Слушание * Пение *Песенное творчество *Музыкальноритмические движения *Развитие танцевальноигрового творчества 5. № Лепка Художественный труд Интегрированные занятия Дидактические игры Выставки работ декоративноприкладного искусства Занятия Музыка в повседневной жизни: Театрализованная деятельность Слушание музыкальных сказок, Беседы с детьми о музыке; Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. Выставка репродукций произведений живописи Развивающие игры Рассматривание чертежей и схем Использование музыки: на физкультурных занятиях; на музыкальных занятиях; в сюжетно-ролевых играх Инсценирование песен Формирование танцевального творчества, Импровизация образов сказочных животных и птиц Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов дидактические игры Игрыдраматизации Тематическое планирование Тема занятия Кол-во часов Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование) 1. Вспоминаем лето красное. Рисунок - аппликация с элементами лепки 1 «Ромашки на лугу» 2. В осеннем лесу. Рисунок - аппликация с элементами лепки «Грибы для 1 ежика» 3. Аппликация с элементами оригами «Улетают гуси-лебеди» 1 4. В гостях у сказки «Лиса и Журавль». Аппликация с элементами 1 конструирования «Украсим тарелочку для журавля». 5. «Грибы (овощи, фрукты) для игры в магазин» 1 6. Осенний букет. Бусы из ягод. 1 7. В царстве пестрых ковриков. Аппликация с элементами оригами 1 «Половички для тепла и уюта» 8. Ручной труд «коробочка». Сделаем салфеточки 1 10 Работа с природными материалами. Пингвин (яичная скорлупа, заварка) 10. Сладкие сувениры – «коровки», «козули», «колядки» 11. Рисунок «Мой любимый кот». Лепка кошки (по игрушке) 12. Рисунок «Сказочный терем». Коллективное панно «Теремок» 13. Дружная семья матрешек. Рисунок «Русская матрёшка». Лепка с натуры матрешки 14. Рисунок «Зимний пейзаж». Складывание из бумаги. Веер 15. Готовимся к празднику. Рисунок «Праздничный салют». Изготовление игрушек. Фонарик 16. Готовимся к празднику. Игрушка-елочка 17. Радуга дымковских узоров. Раскрась лошадку 18. В царстве городецких цветов. Ваза с цветами 19. Сделаем салфеточки. 20. Рисуем пластилином. Божья коровка 21. Головной убор из бумаги 22. Собачка в будке. Лепка собаки (по игрушке) 23. Игрушечные птички из деревни Бабенки. Конструирование из бросового материала. Птички 24. Игрушечные клоуны из деревни Бабенки. Лепка «Клоун» 25. Коллективное панно «Рыбки в аквариуме» 26. Удивительное превращение красочных пятен. Оригами. «Кит» 27. Широкая Масленица. Тряпичная кукла-скрутка 28. «Праздничный хоровод». Лепка фигуры человека в движении 29. Грач на горе – весна на дворе. Дерево из журналов 30. Игры «Чей кружок быстрей». 31. «Нарисуй, вырежи и наклей любимую игрушку». 32. Весна цветущая. Конструирование из бросового материала. Пчелки 33. Дидактическая игра «Узнай инструмент». 34. Рисуем пластилином. Золотая рыбка Музыка 1. «Настроения и чувства в музыке» 2. «Осень – чудная пора» 3. «Музыкальные инструменты и игрушки» 4. «Здравствуй, Новый год!» 5. «Песня, танец, марш» 6. «Очень маму я люблю» Итого: 9. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 6 5 6 5 6 68 11