РП Речевое развитие

Приложение
к основной образовательной программе
дошкольного образования
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Рабочая программа
образовательной области
«Речевое развитие»
(дошкольная группа кратковременного пребывания)

1

Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка …………………………………………………………….. 3
Цели и задачи реализации программы ……………………………………………. 3
Планируемые результаты освоения Программы ………………………………… 3
Содержание образовательного процесса …………………………………………. 4
Тематическое планирование ………………………………………………………. 7

2

1. Пояснительная записка
Основная
образовательная
программа
МОУ
«Мятлевская
средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Программа
реализуется через УМК «Преемственность» автор Федосова Н.А. – М: Просвещение, в
разработке которой участвовали авторы учебно-методического комплекса «Школа
России». Содержание программы учитывает особенности дошкольного и начального
образования, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным общим
образованием.
2.
Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка
дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Основные задачи образовательной области:
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
3.
Планируемые результаты освоения Программы
Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми,
выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых,
мимических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети
используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится
лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети
могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает
характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического
общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе,
живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми
спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают
активно
употреблять
обобщающие
существительные,
синонимы,
антонимы,
прилагательные и т.д.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
3

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять
к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у
разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития
конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей
дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут
иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального
развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы,
реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ),
должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень
выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические
особенности развития ребенка.
4.
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе
овладения литературным языком своего народа.
4

Задачи:
1)
Овладение речью как средством общения и культуры.
2)
Обогащение активного словаря.
3)
Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
4)
Развитие речевого творчества.
5) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы.
6)
Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки
обучения грамоте.
7)
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Принципы развития речи
1) Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2) Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
3) Принцип развития языкового чутья.
4) Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.
5) Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6) Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7) Принцип обогащения активной языковой практик
Основные направления работы по развитию речи детей.
1) Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в
соответствии с контекстом высказывания,
2) с ситуацией, в которой происходит общение.
3) Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и
произношения.
4) Формирование грамматического строя:
 морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
 синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
 словообразование.
5) Развитие связной речи:
 диалогическая (разговорная) речь;
 монологическая речь (рассказывание).
6) Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и
слова, нахождение места звука в слове.
7) Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи
1) Наглядные:
 непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии);
 опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание
игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
2) Словесные:
 чтение и рассказывание художественных произведений;
 заучивание наизусть;
 пересказ;
 общая беседа;
 рассказывание без опоры на наглядный материал.
3) Практические:
 дидактические игры;
 игры-драматизации, инсценировки,
 дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры
Средства развития речи:
1) Общение взрослых и детей.
5

2) Культурная языковая среда.
3) Обучение родной речи в организованной деятельности.
4) Художественная литература.
5) Изобразительное искусство, музыка, театр.
6) Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с
художественной литературой
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи.
1) Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания,
приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний
2) Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса
3) Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное
творчество через прототипы, данные в художественном тексте
4) Развитие литературной речи
Формы работы:
1) Чтение литературного произведения.
2) Рассказ литературного произведения.
3) Беседа о прочитанном произведении.
4) Обсуждение литературного произведения.
5) Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра.
6) Игра на основе сюжета литературного произведения.
7) Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
8) Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к
художественному слову
1) Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как
традиция.
2) В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и
особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не
только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
3) Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в
пользу свободного не принудительного чтения.
Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие»
Содержание

Возраст

1.Развитие
свободного
общения
со
взрослыми и
детьми

5-7 лет,

2.Развитие
всех
компонентов
устной речи

5-7 лет

Совместная
деятельность

Режимные
моменты

Самостоятельная
деятельность

Имитативные
упражнения.
Чтение,
рассматривание
иллюстраций
(беседа.)
Совместная
продуктивная
деятельность.

Поддержание
социального контакта
(фактическая беседа,
эвристическая
беседа).
Гимнастики
(мимическая).

Сценарии
активизирующего
общения.
Дидактические игры

Речевые дид.
игры.
Чтение
Разучивание

Самостоятельная
художественно-речевая
деятельность детей
Сюжетно-ролевая игра.
Игра-импровизация
по
мотивам сказок.
Театрализованные игры.
Игры с правилами.
Игры парами (настольнопечатные)
Совместная
продуктивная
деятельность детей
Игра-драматизация
Совместная
продуктивная и игровая
деятельность детей.
6

3.Практическо
е
овладение
нормами речи
(речевой
этикет)

5-7 лет,

4.Формирован
ие интереса и
потребности в
чтении

5-7 лет

5.
№

Речевые задания и
упражнения
Разучивание
скороговорок,
чистоговорок.
Артикуляционная
гимнастика
Обучению
пересказу
литературного
произведения
Чтение
художественной
литературы
Моделирование и
обыгрывание
проблемных
ситуаций

Беседа
Досуги
Разучивание
стихов

Самостоятельная
художественно-речевая
деятельность

Образцы
коммуникативных
кодов взрослого.
Использование
в
повседневной жизни
формул
речевого
этикета

Самостоятельная
художественно-речевая
деятельность
Совместная
продуктивная
игровая
деятельность детей.
Сюжетно- ролевые игры

Чтение
художественной и
познавательной
литературы
Пересказ
Ситуативное
общение
Творческие игры
Театр
Подбор
загадок,
пословиц,
поговорок

Физкультминутки,
Работа в театральном
уголке
кукольные спектакли
Организованные
формы
работы
с
детьми
Тематические досуги
Самостоятельная
детская деятельность

Пересказ
Драматизация
Рассматривание
иллюстраций
Продуктивная
деятельность

игры

Тематическое планирование
Тема занятия

Художественная литература
1. М. Горький «Воробьишко». К.Ушинский «Ласточка»
2. Русская народная сказка в обработке А. Афанасьева «Лиса, заяц,
петух». И. Тургенев «Воробей»
3. Русские народные сказки «Лиса и кувшин», «Царевна- лягушка»
4. «Домик с трубой» Ю. Мориц. «Слон» Куприн
5. «Листопадничек» И. Соколов-Микитов. К. Паустовский «Котворюга»
6. А.Ремизов «Хлебный голос». «Финист - ясный сокол»
7. Е. Трутнева «Осень». Народная сказка «Вершки и корешки».
8. Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники». В.Драгунский «Друг
детства»
9. «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой. «Айога»
нанайск., обр. Д. Нагишкина
10. К. Ушинский «Слепая лошадь». Прибаутки «Где кисель, тут и сел…»,
«Глупый Иван»
11. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
«Чудесное яблочко», обр.Л.Елисеевой
12. Г. Сапгир «Считалки, скороговорки». Е. Носов, «Как ворона на крыше
заблудилась»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

13. «Госпожа Метелица» Немецкая народная сказка. «Волк и лиса», обр.
И. Соколова-Микитова.
14. Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин». В. Драгунский
«Сверху вниз, наискосок»
15. С.Есенин. «Пороша». «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский
16. В.И.Даль. «Девочка Снегурочка». С. Черный. «Волк»
17. С. Маршак «Пудель». «Медведко» Д.Н. Мамин-Сибиряк
18. «Питомцы зоопарка» В. Чаплина. «Василиса Прекрасная».
19. А. Плещеев «Уж тает снег». «Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С.
Маршак
20. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». X. К. Андерсен «Гадкий утенок»
21. X. К. Андерсен «Дюймовочка». Ф. Тютчев. «Весенние воды»
22. А. Усачев «Про умную собачку Соню». Н.Носов «Бобик в гостях у
Барбоса»
23. Братья Гримм «Король Дроздобород», «Золотой гусь»
24. Бианки В. Лесные были и небылицы. А.Фет «Бабочка»
25. Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка»
26. Б.Заходер «Собачкины огорчения». С.Баруздин «За Родину».
27. Л. Кассиль «Твои защитники». Г. Браиловская «Наши мамы, наши
папы»
28. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Е. Пермяк «Мамина работа».
29. Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Лисичкасестричка и серый волк».
30. Песенки, прибаутки, небылицы, считалки. А. Барто Стихи для детей
31. С. Маршак «Как печатали книгу?». П. Воронько «Мальчик Помогай»
32. С.Михалков «Фокусник». «Пришла зима веселая» И.Чернецкая
33. Е. Благинина «Люблю я у елки одна посидеть». Д.Хармс «Оченьочень вкусный пирог»
34. О. Перовская «Ребята и зверята». В. Берестов «Читалочка»
Развитие речи
1.
Давай знакомиться! Вводное занятие. Развитие представлений о
многообразии слов
2.
Знакомство с терминами «слог», «звук». Звук и буква Оо
3.
Развитие умения определять количество слогов в словах. Звук и буква
Аа
4.
Звук и буква Уу. Развитие умения интонационно выделять заданный
звук в словах
5.
Звук и буква ы. Звук и буква И и
6.
Совершенствование умения выделять заданный звук в словах.
Знакомство с графической записью слов.
7.
Звук и буква Э э. Звук [а] и буква Я я
8.
Освоение звукового анализа слов. Звук и буква Ю ю
9.
Звук [э] и буква Е е. Звук [о] и буква Ё ё
10.
Закрепление знаний гласных звуков. Нахождение букв а, о, у, ы, и, я,
е, ё в печатном тексте
11.
Развитие умения отличать гласные звуки от согласных.
Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов
12.
Звук и буква Л л. Звук и буква М м

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Развитие умения называть слова на заданный звук. Звук и буква Н н
Знакомство с предложением, правилами его написания. Обучение
умению составлять графическую запись. Звук и буква Р р
15.
Звук и буква В в. Совершенствование умения анализировать
предложение.
16.
Звук и буква Ф ф. Звук и буква З з
17.
Совершенствование умения анализировать предложение. Звук и буква
Сс
18.
Закрепление знаний согласных звуков. Нахождение букв р, в, н, м в
печатном тексте
19.
Звук и буква Ш ш. Освоение послогового способа чтения коротких слов
и предложений
20.
Звук и буква Ж ж. Звук и буква Б б
21.
Звук и буква П п. Совершенствование умения работать с
предложением.
22.
Звук и буква Д д. Совершенствование умения выполнять звуковой
анализ слов
23.
Звук и буква Т т. Закрепление знаний согласных звуков. Нахождение
букв ф, з, ж, б в печатном тексте
24.
Звук и буква Г г. Звук и буква К к
25.
Звук и буква Х х. Совершенствование умения анализировать
предложение.
26.
Звук и буква Ц ц. Совершенствование умения выполнять звуковой
анализ слов
27.
Звук и буква Щ щ. Закрепление знаний о согласных звуков.
Нахождение букв п, г, д, к в печатном тексте
28.
Звук и буква Ч ч. Совершенствование умения составлять предложение
из изученных букв
29.
Звук и буква Й й. Звук и буква ъ и разделительной функцией
30.
Звук и буква ь и его смягчающей функцией. Закрепление знаний
согласных звуков. Нахождение букв х, ц, щ, ч в печатном тексте
31.
Ударные и безударные гласные. Развитие умения находить ударный
звук в словах
32.
Развитие умения находить безударный гласный звук. Составление
графической схемы предложения
33.
Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов.
Совершенствование послогового способа чтения коротких слов и
предложений
34.
Графическая запись предложения по диктовку. Обобщающий урок.
Итого:
13.
14.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
68

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».