Приложение
к основной образовательной программе
дошкольного образования
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Рабочая программа
образовательной области
«Познавательное развитие»
(дошкольная группа кратковременного пребывания)
Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка …………………………………………………………….. 3
Цели и задачи реализации программы …………………………………………….. 3
Планируемые результаты освоения Программы …………………………………. 3
Содержание образовательного процесса ………………………………….……….. 5
Тематическое планирование ………………………………………………………... 8
2
1. Пояснительная записка
Основная
образовательная
программа
МОУ
«Мятлевская
средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Программа
реализуется через УМК «Преемственность» автор Федосова Н.А. – М: Просвещение, в
разработке которой участвовали авторы учебно-методического комплекса «Школа
России». Содержание программы учитывает особенности дошкольного и начального
образования, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным общим
образованием.
2.
Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка
дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Основные задачи образовательной области:
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях
природы, многообразии стран и народов мира.
3.
Планируемые результаты освоения Программы
Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета,
формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети
называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки;
форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в
ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако
дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов,
если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В
старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети
самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается
переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного
конструктора, заменяют детали постройки в зависимости от имеющегося материала.
Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность
осуществляется на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети конструируют из бумаги,
складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается
произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы
словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками
ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
3
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время
произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к
печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы,
овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного
материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так
и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети
точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
4
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять
к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у
разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития
конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей
дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут
иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального
развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы,
реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ),
должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень
выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические
особенности развития ребенка.
Содержание образовательного процесса «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей,
которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и
интеллектуально-творческие.
Задачи:
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях
и праздниках.
6) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
1. Формирование элементарных математических представлений
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной
деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми
количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Развивающие задачи ФЭМП
1) Формировать представление о числе
2) Формировать геометрические представления
3) Формировать представление о преобразованиях (временные представления,
представления об изменении количества, об арифметических действиях)
4) Развивать сенсорные возможности
5) Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков
счета и измерения различных величин
6) Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и
закономерности, об операциях классификации, знакомство с элементами логики
высказываний) навыков счета и измерения различных величин
7) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление,
мышление по аналогии –
8) предпосылки творческого продуктивного мышления.
4.
5
Принципы организации работы по развитию элементарных математических
представлений
1) Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных)
действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления
2) Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала,
позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»
3) Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение
перцептивных действий
4) Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного
взаимодействия при освоении математических понятий
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
1) Обучение в повседневных бытовых ситуациях
2) Демонстрационные опыты
3) Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или
повторения и закрепления
4) Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной
продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми)
5) Самостоятельная деятельность в развивающей среде
2. Ребенок и мир природы
Законы общего дома природы:
• Все живые организмы имеют равное право на жизнь
• В природе всё взаимосвязано
• В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в
другое
3. Задачи ознакомление дошкольников с социальном миром
1) Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого
рода.
2) Сформировать у ребенка представлений о людях, живущих на Земле, об их чувствах,
поступках, правах и обязанностях; о разнообразной деятельности людей.
3) На основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую
чувством собственного достоинства и уважением к людям.
Триединая функция знаний о социальном мире:
Знания должны нести информацию.
Знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения.
Знания должны побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).
Формы организации образовательной деятельности
Познавательные эвристические беседы.
Чтение художественной литературы.
Изобразительная и конструктивная деятельность.
Музыка.
Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные).
Наблюдения.
Трудовая деятельность.
Индивидуальные беседы.
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей
с социальным миром.
Методы,
Методы,
Методы,
Методы
коррекции
повышающие
вызывающие
способствующие
и уточнения детских
познавательную
эмоциональную
взаимосвязи
представлений.
активность
активность
различных
видов
деятельности
6
Элементарный
анализ
Сравнение
по
контрасту и подобию,
сходству
Группировка
и
классификация
Моделирование и
конструирование
Ответы на вопросы
детей
Приучение
к
самостоятельному
поиску ответов на
вопросы
Воображаемая
ситуация
Придумывание
сказок
Игрыдраматизации
Сюрпризные
моменты
и
элементы новизны
Юмор и шутка
Сочетание
разнообразных
средств на одном
занятии
Прием
предложения
и
обучения способу
связи разных видов
деятельности
Перспективное
планирование
Перспектива,
направленная
на
последующую
деятельность
Беседа
Повторение
Наблюдение
Экспериментирование
Создание проблемных
ситуаций
Беседа
Формы работы с детьми в образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание
Возраст
Совместная
деятельность
Режимные
моменты
Самостоятель
ная
деятельность
5-7 лет
1.Формирование
элементарных
математических
представлений
* количество и счет
* величина
* форма
* ориентировка в
пространстве
* ориентировка во
времени
5-7 лет
2.Детское
экспериментировани
е
Интегрированные
занятия
Проблемнопоисковые ситуации
Упражнения
Игры (дидактические,
подвижные)
Рассматривание
Наблюдение
чтение
Игровые
упражнения
Объяснение
Рассматривание
Наблюдение
Игры
(дидактические,
развивающие,
подвижные)
Интегрированные
занятия
Игры (дидактические,
подвижные)
Игры
(дидактические,
развивающие,
подвижные)
5-7 лет
Сюжетно-ролевая
игра
Игровые обучающие
ситуации
Наблюдение
Рассматривание,
просмотр фильмов,
слайдов
Комплексные,
интегрированные
занятия
Конструирование
Развивающие игры
Беседа
Рассказ
Проблемные
ситуации
Игровые
упражнения
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Проблемные
ситуации
Сюжетно-ролевая
игра
Игровые
обучающие
ситуации
Наблюдение
Конструирование
Развивающие игры
Беседа
Рассказ
Проектная
деятельность
Проблемные
ситуации
3.Формирование
целостной картины мира,
расширение кругозора
*
предметное
и
социальное окружение
*
ознакомление
с
природой
Сюжетно-ролевая
игра
Игры с правилами
Исследовательска
я деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Моделирование
Самостоятельная
художественноречевая
деятельность
7
5.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формирование элементарных математических представлений
(математика)
1
Пространственные и временные представления
18
2
Цифры и числа (1-5)
14
3
Равенство. Сложение и вычитание
11
4
Цифры и числа (6-10)
13
5
Дополнительные задания
12
Формирование целостной картины мира (окружающий мир)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Звезды, луна и звезды
Чудесный мир растений и грибов
Наши друзья – животные
Круглый год
Земля наш дом
Все работы хороши
Мы и наше здоровье
8
15
18
12
5
6
4
8