Приложение к основной образовательной программе дошкольного образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» (дошкольная группа кратковременного пребывания) Оглавление 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка …………………………………………………………….. 3 Цели и задачи реализации программы …………………………………………….. 3 Планируемые результаты освоения Программы …………………………………. 3 Содержание образовательного процесса ………………………………….……….. 5 Тематическое планирование ………………………………………………………... 8 2 1. Пояснительная записка Основная образовательная программа МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Программа реализуется через УМК «Преемственность» автор Федосова Н.А. – М: Просвещение, в разработке которой участвовали авторы учебно-методического комплекса «Школа России». Содержание программы учитывает особенности дошкольного и начального образования, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. 2. Цели и задачи реализации программы. Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности. Основные задачи образовательной области: 1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. 2) Формирование познавательных действий, становление сознания. 3) Развитие воображения и творческой активности. 4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), 5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. 3. Планируемые результаты освоения Программы Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора, заменяют детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность осуществляется на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети конструируют из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала. Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать 3 снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию 4 собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. Содержание образовательного процесса «Познавательное развитие» Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие. Задачи: 1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. 2) Формирование познавательных действий, становление сознания. 3) Развитие воображения и творческой активности. 4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). 5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. 6) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов. 1. Формирование элементарных математических представлений Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Развивающие задачи ФЭМП 1) Формировать представление о числе 2) Формировать геометрические представления 3) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях) 4) Развивать сенсорные возможности 5) Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин 6) Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин 7) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – 8) предпосылки творческого продуктивного мышления. 4. 5 Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений 1) Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления 2) Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» 3) Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий 4) Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий Формы работы по развитию элементарных математических представлений 1) Обучение в повседневных бытовых ситуациях 2) Демонстрационные опыты 3) Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления 4) Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми) 5) Самостоятельная деятельность в развивающей среде 2. Ребенок и мир природы Законы общего дома природы: • Все живые организмы имеют равное право на жизнь • В природе всё взаимосвязано • В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое 3. Задачи ознакомление дошкольников с социальном миром 1) Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода. 2) Сформировать у ребенка представлений о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях; о разнообразной деятельности людей. 3) На основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям. Триединая функция знаний о социальном мире: Знания должны нести информацию. Знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Знания должны побуждать к деятельности, поступкам (побудительность). Формы организации образовательной деятельности Познавательные эвристические беседы. Чтение художественной литературы. Изобразительная и конструктивная деятельность. Музыка. Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные). Наблюдения. Трудовая деятельность. Индивидуальные беседы. Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром. Методы, Методы, Методы, Методы коррекции повышающие вызывающие способствующие и уточнения детских познавательную эмоциональную взаимосвязи представлений. активность активность различных видов деятельности 6 Элементарный анализ Сравнение по контрасту и подобию, сходству Группировка и классификация Моделирование и конструирование Ответы на вопросы детей Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы Воображаемая ситуация Придумывание сказок Игрыдраматизации Сюрпризные моменты и элементы новизны Юмор и шутка Сочетание разнообразных средств на одном занятии Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности Перспективное планирование Перспектива, направленная на последующую деятельность Беседа Повторение Наблюдение Экспериментирование Создание проблемных ситуаций Беседа Формы работы с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» Содержание Возраст Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятель ная деятельность 5-7 лет 1.Формирование элементарных математических представлений * количество и счет * величина * форма * ориентировка в пространстве * ориентировка во времени 5-7 лет 2.Детское экспериментировани е Интегрированные занятия Проблемнопоисковые ситуации Упражнения Игры (дидактические, подвижные) Рассматривание Наблюдение чтение Игровые упражнения Объяснение Рассматривание Наблюдение Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Интегрированные занятия Игры (дидактические, подвижные) Игры (дидактические, развивающие, подвижные) 5-7 лет Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдение Рассматривание, просмотр фильмов, слайдов Комплексные, интегрированные занятия Конструирование Развивающие игры Беседа Рассказ Проблемные ситуации Игровые упражнения Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Проблемные ситуации Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдение Конструирование Развивающие игры Беседа Рассказ Проектная деятельность Проблемные ситуации 3.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора * предметное и социальное окружение * ознакомление с природой Сюжетно-ролевая игра Игры с правилами Исследовательска я деятельность Конструирование Развивающие игры Моделирование Самостоятельная художественноречевая деятельность 7 5. Тематическое планирование № Тема занятия Кол-во часов Формирование элементарных математических представлений (математика) 1 Пространственные и временные представления 18 2 Цифры и числа (1-5) 14 3 Равенство. Сложение и вычитание 11 4 Цифры и числа (6-10) 13 5 Дополнительные задания 12 Формирование целостной картины мира (окружающий мир) 1. 2. 3. 4. 5. 6. Звезды, луна и звезды Чудесный мир растений и грибов Наши друзья – животные Круглый год Земля наш дом Все работы хороши Мы и наше здоровье 8 15 18 12 5 6 4 8