Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Программа
«Футбол»
Оглавление
Пояснительная записка................................................................................................................................................... 3
Планируемые результаты............................................................................................................................................... 4
Содержание программы с указание форм организации и видов деятельности ...................................................... 6
Тематическое планирование ......................................................................................................................................... 7
Пояснительная записка
Целью занятий являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой;
приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины,
взаимопомощи, чувства коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть
школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры.
Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической
культуре в школе. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем физической
культуры является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям
в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в
секции является не только технико–тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая
подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников.
Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта.
В младшей группе решаются определённые задачи: укрепление здоровья и закаливание
организма; привитие интереса к систематическим занятиям футболом; обеспечение всесторонней
физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации
движений; овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются
в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение
процесса игры в соответствии с правилами футбола; участие в соревнованиях по футболу; изучение
элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике,
правил игры в футбол.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных бесед,
которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). При изучении
теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, кинокольцовки,
видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия руководитель кружка рекомендует
специальную литературу для самостоятельного изучения.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в
форме игровых занятий по общепринятой методике. Рекомендуется давать занимающимся задания
на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники
владения мячом.
Большинство практических занятия следует проводить на открытом воздухе. Зимой занятия
на открытом воздухе проводятся в тихую погоду или при слабом ветре (1,5-2 м./с), при температуре
не ниже -17° С (для средней климатической полосы).
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в
занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей,
специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.
Цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приёмов владения
мячом на высокой скорости, улучшить манёвренность и подвижность футболиста в играх, повысить
уровень его морально-волевых качеств. В зависимости от возрастных особенностей в планировании
занятий по физической подготовке делают акцент на воспитание определённых физических качеств.
Для эмоциональности занятий рекомендуется широко применять игры, эстафеты и игровые
упражнения, включать элементы соревнований, использовать футбольные мячи.
Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на
совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности
занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у занимающихся совершенствуется
весь комплекс подготовки, необходимый футболисту, - его техническая, тактическая, физическая и
волевая подготовка.
Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней подготовки
футболиста. На всех этапах занятий идёт непрерывный процесс обучения технике футбола и
совершенствования её.
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Футбол» является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Футбол» является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, уметь
работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку
деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь
других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски
занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Содержание программы с указание форм организации и видов деятельности
№
1
Раздел
2
Передвижения и
остановки
3
Удары по мячу
4
Остановка мяча
5
Ведение мяча и
обводка
6
7
8
Отбор мяча
Вбрасывание мяча
Игра вратаря
9
Выполнение
комбинаций из
освоенных
элементов техники
перемещений и
владение мячом
Тактика игры
10
История футбола
Содержание
Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и мини-футбола в России.
Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание
спортсмена.
Передвижение боком, спиной вперѐд, ускорение, остановки, повороты,
старты из различных исходных положений.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (бег,
остановки, повороты, рывки)
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и
средней частью подъема
Удары по катящемуся мячу внутренней частью подъема
Удары по неподвижному мячу внешней частью подъема
Удары по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком
Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы
Удары по летящему мячу серединой подъема
Удары по летящему мячу серединой лба
Удары по летящему мячу боковой частью лба
Удары по воротам различными способами на точность попадания мячом в
цель
Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой
Остановка катящегося мяча внешней стороной стопы
Остановка мяча грудью
Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы
Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с
изменением направления и скорости ведения правой и левой ногой (без
сопротивления защитника)
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника
Ведение мяча с активным сопротивлением защитника
Обводка с помощью обманных движений (финтов)
Выбивание мяча ударом ногой
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом
Ловля катящегося мяча
Ловля мяча, летящего навстречу
Ловля мяча сверху в прыжке
Отбивание мяча кулаком в прыжке
Ловля мяча в падении (без фазы полѐта)
Ведение, удар (передача мяча), приѐм мяча, остановка, удар по воротам.
Тактика свободного нападения
Позиционные нападения без изменения позиций
Позиционные нападения с изменением позиций
Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в
нападении и защите
Двусторонняя учебная игра
11
Подвижные игры и
эстафеты
12
Физическая
подготовка
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических
приемов и тактических действий.
Игры, развивающие физические способности
Развитие скоростно- силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости.
Тематическое планирование
Тема
Кол – во
часов
1
История футбола
2
Передвижения и остановки
3
Удары по мячу
10
4
Остановка мяча
7
5
Ведение мяча и обводка
12
6
Отбор мяча
11
7
Вбрасывание мяча
7
8
Игра вратаря
5
Выполнение комбинаций из освоенных элементов
техники перемещений и владение мячом
10 Тактика игры
9
11 Подвижные игры и эстафеты
12 Физическая подготовка
Итого
1
9
10
10
9
11
102