Театр МСОШ

Приложение
к Программе дополнительного образования
МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Театр МСОШ»

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка
Планируемый
результат
освоения
дополнительного образования
Содержание программы
Тематическое планирование
Список информационных источников

Стр.
3
программы 3
4
7
8

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
театрального искусства» имеет художественную направленность.
При наборе детей в группы принимаются все желающие. Возраст детей 10 - 15 лет.
Формирование групп происходит с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.
Цель:
 Воспитание творчески активной личности.
 Развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства.
 Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.
 Активизация познавательных интересов.
Задачи:
1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в
области театрального искусства.
2. Овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных
возможностей каждого ребенка.
3. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование
речевой культуры.
4. Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру,
чувства сопричастности к его явлениям.
5. Формирование художественного вкуса, интереса к искусству.
6. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе.
7. Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.
Формы аттестации: проводится в форме творческого отчѐта (участие в концертах,
выступление перед родителями и перед своими сверстниками).

II. Планируемый
образования

результат

освоения

программы

дополнительного

Личностные результаты
У обучающихся будет сформировано:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Выпускник научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».

3

Познавательные
Выпускник научится:
 пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Учащиеся получат возможность научиться:
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные
Выпускник научится:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
 работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
Учащиеся получат возможность научиться:
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Выпускник научится:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).
Выпускник получит возможность научиться:
• Использовать полученные знания в области театрального искусства.
• Владеть навыками актерского мастерства: взаимодействие с партнерами, действие
в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зрителем.
• чувствовать себя раскованно.
• Правильно ориентироваться в этических вопросах.
• ценить труд коллектива.
• Ощущать потребность в творчестве и самовыражении.

III. Содержание программы.
Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную
систему взаимосвязанных между собою предметов: «История театра», «Словесное
действие», «Сценическое движение», «Актерское мастерство», «Сценарное мастерство»,
«Сценический грим».
Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают
учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию меняется уровень
постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной
творческой задачи).
4

Раздел «История театра» – направлен на ознакомление с историей возникновения
театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия искусства.
Сюда входят темы:
o «Театр как вид искусства», «Виды театрального искусства», «Театральные
жанры»;
o «Зарождение искусства», «Театр Древней Греции», «Русский народный театр»,
«История русского театра. 18 век», «Театр итальянского Возрождения», «Театр
Шекспира», «История русского театра.19-20 век»;
o «Театральное закулисье», «Театр и зритель».
Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио
и видео материалы, посещение спектаклей, экскурсии.
Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов.
Раздел «Словесное действие» – включает в себя работу над техникой речи в виде
речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом.
В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов
голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание
логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и
тренинги. Занятия проводятся в групповой форме.
Речевой тренинг включает в себя:
 Игры и упражнения на речевое дыхание «Поклонение солнцу», «Игра со свечой», «Мяч
и насос» и др.
 Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти.
 Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация, диапазон)
 Скороговорки.
При работе над литературным текстом проводятся индивидуальные занятия. На
занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, произведения русских и
зарубежных авторов. Форма контроля – конкурсы, творческие показы.
Раздел «Сценическое движение» – направлен на обучение навыкам освобождения
мышц, снятия зажимов, развития пластичности.
Используются специальные упражнения («Я – мир», «Замороженный», «Звезда»,
«Мокрые котята», «Деревянные куклы», «Зеркало», «Кактус и Ива», «Релаксация» и др.),
пластические импровизации (на заданную тему).
Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей
человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся
должны уметь передать пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и
индивидуально передавать заданный ритм.
Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения. На
занятиях используются музыкальные произведения, которые помогают погрузиться в
собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению
движения.
Занятие по ритмопластике состоит из следующих блоков:
o Психофизическая разминка (тренинг)
o Содержательная часть, включающая в себя созерцание, импровизацию,
этюды.
o Подведение итогов.
Раздел «Сценический грим» изучается в течении 3 лет, на основе тематического плана.
Организация учебного процесса строиться на логических связях, предусматривающих
непрерывное
всестороннее
качество
работы
с
материалом.
Основной формой занятий является урок. В зависимости от поставленной задачи в
содержание входит:


повторение пройденного материала, проверка домашнего задания (по необходимости);
5








подготовка к уроку (гигиеническая подготовка лица);
теоретический разбор новой темы;
практическая работа, основанная на новой теме;
совместная оценка проделанной работы;
формулировка домашнего задания;
уборка (поэтапное, грамотное разгримирование, уборка рабочего стола).

Раздел «Актерское мастерство» - направлен на освоение навыков актерского
мастерства.
Основные темы этого блока:
 «Организация внимания, воображения, памяти»
 «Сценическое действие»
 «Творческая мастерская
 «Самостоятельная творческая работа».
Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение
первого года обучения помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять
зажимы и комплексы, подготовить детей для работы в творческом коллективе. Открыть для
детей и подростков поведение (действие) как основной материал актерского поведения. В
течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера
перед зрителями, а на третьем году познакомить с технологией создания характера на сцене.
В процессе всего обучения используются общеразвивающие игры, Специальные
театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти,
логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно,
часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые.
Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Знакомство – дразнилка», «На
слуховое восприятие», «Снежный ком», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое
зеркало», «Суета», «Зернышко», « Чудо – юдо из яйца», «Поводырь», «Диспетчер», «Тень»,
«Профессионалы», «Картина», «Скульптура», «Стеклянный шар», «Рецепты», «На действия с
воображаемыми предметами», «Оправдай позу» и др.
От упражнений на развитие внимания, воображения
обучающиеся переходят к
освоению законов сценического действия на примере этюдов. Этюд считается азбукой
искусства. Это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением «Если бы».
Этюды делятся на: одиночные, дуэтные, массовые. Начинается обучение с этюдов «Я в
предлагаемых обстоятельствах». Этюды бывают: на смену психофизического состояния, на
вынужденное молчание, на вынужденное общение, на органическое молчание, этюдимпровизация.
Именно на этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика словесных и
бессловесных действий, логика общения и взаимодействия.
Задача педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста детей и
вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного детского анализа. Тогда этюд
принимает еще и статус социальной игры. Эта игра имеет огромное значение в социальном
созревании детей, так как она является главным источником социального опыта.
В эту игру вступают те или иные социальные отношения, действуют различные
социальные чувства – и это расширяет и обогащает внутренний мир ребенка.
Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка действия.
Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Все обучающиеся проходят
путь от упражнения, этюда – к участию в творческой постановке.
Занятие по актерскому мастерству состоит из следующих блоков:

 Тренинг (упражнения на внимание, воображение).
 Содержательная часть, включающая в себя специальные

упражнения, этюды по

освоению темы занятия.

 Подведение итогов.
6

В программе отдельно выделена тема «Сценарное мастерство», где обучающиеся
имеют возможность для творческого поиска и работы над самостоятельной творческой темой.
Дети и подростки получают теоретические знания и практические навыки в работе над
театрализованными представлениями, конкурсно-игровыми программами, что позволяет
расширить диапазон творческой деятельности детей и подростков.
Именно в самостоятельной творческой работе применяются полученные на занятиях
знания и навыки для создания сценического образа и поиска и выбора того или иного
средства выразительности, для выражения своего творческого «Я».
Дети учатся анализировать свою работу и работу своих товарищей. Не боятся
логичного и доказательного изложения своей точки зрения.
Изучение раздела «Актерское мастерство» взаимосвязано с изучением других разделов
программы. Усваивая материал на практике, получая теоретические сведения по мере
возникновения в них необходимости, участники театрального коллектива учатся действию и
взаимодействию в сценических условиях.
Степень творческого развития детей определяется по их активности, умению
выстроить логику поведения на сценической площадке, органичности поведения в условиях
вымысла, развитости фантазии и воображения.
Для оценки результатов обучения используются: творческие показы, конкурсы,
открытые занятия, участие в спектаклях.
Основной источник для постановок – произведения художественной литературы
отечественных и зарубежных авторов, пьесы для детей и подростков. Для выбора
постановочного материала важно привить детям хороший художественный вкус.
Работая над спектаклем, дети пробуют себя в самых различных видах деятельности:
изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с музыкальной аппаратурой.
Участие детей в показах спектакля, театральных фестивалях позволяет показать не
только результат работы коллектива, но и познакомиться с работой и творчеством других
творческих коллективов.

IV. Тематическое планирование
№

Название раздела

Кол
часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

2

История театра
2.1. Зарождение искусства.
2.2. Театр как вид искусства.
2.3. Театр Древней Греции.
2.4.Русский народный театр.
2.5. Театр и зритель.
2.6.Театральное закулисье.
2.7. Итоговое занятие.

12

3

Словесное действие
3.1. Речевой тренинг.
3.2. Работа над литературно-художественным произведением.
3.3. Итоговое занятие.

5

4

Сценическое движение
4.1. Пластический тренинг
4.2. Пластический образ персонажа
4.3. Характерность роли
4.4. Итоговое занятие

8

7

5

Актерское мастерство
5.1. Организация внимания, воображения, памяти
5.2. Сценическое действие
5.3. Творческая мастерская
5.4. Итоговое занятие

16

6

Сценарное мастерство
6.1. Что такое пьеса
6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд
6.3. Анализ пьесы по событиям
6.4. Работа над отдельными эпизодами
6.5. Закрепление мизансцен
6.6. Выразительность речи, мимики, жестов
6.7. Изготовление реквизита, декораций
6.8. Прогонные и генеральные репетиции
6.9. Показ и обсуждение спектакля

20

7

Сценический грим

8

ИТОГО

70

V. Список информационных источников.
Литература.
1. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитина) М., «Владос», 2001 г.
2. Э.Г. Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и
младших школьников. М., «Владос» 2003 г.
3. Театр – студия «Дали». Программы. Уроки. Репертуар ч. 1 – 2 М., ВЦХТ, 2001 г.
4. Дом, который построили «Мы». Авторская модель образовательного учреждения М., 2000 г.
5. Репертуарно-методическая библиотечка, серия «Я вхожу в мир искусств».
6. К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М., 1985 г.
7. Ю. И. Рубина, Т.Ф. Завадская «Театральная самодеятельность школьников» М.,
Просвещение 1983 г.
8. А. Н. Петрова «Сценическая речь» М., Искусство 1981г.
9. В. М. Букатов « Педагогические таинства дидактических игр» из серии Библиотека
педагога-практика, Москва, «Флинта»,1997г.
10.Е. Р. Ганелин Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ,
кафедра основ актерского мастерства, 2002г.
11. А.И.Фоминцев Методическое пособие «Уроки основ театрального искусства в начальных
классах общеобразовательной школы», К., 2003г.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».