Приложение
к Основной образовательной программе
среднего
общего
образования
МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Программа курса
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Оглавление
I.
Пояснительная записка........................................................................................................................ 3
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ..................................................................... 3
III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности……………………………………………………………………………………………….5
IV. Тематическое планирование ................................................................................................................. 7
2
I.
Пояснительная записка
Программа «Финансовая грамотность» имеет социальную направленность.
Программа курса «Финансовая грамотность» предназначена для работы с учащимися 11
класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ
по предметам, расширяя и обогащая его.
Курс «финансовая грамотность» построен на основе системы заданий для организации
образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников
финансовых умений минимального уровня сложности.
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на
современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым
продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к
финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах
собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной
кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности
финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может
создавать дополнительные проблемы у населения.
Программа дает учащимся возможность получить практические знания, умения и навыки,
необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе в качестве личности,
производителя (предпринимателя). Программа курса знакомит учащихся с базовыми понятиями,
основными закономерностями построения малого бизнеса, с рыночными механизмами,
оказывающими влияние на деятельность фирмы, с правилами организации коммерческой
деятельности через призму бизнес - планирования.
Цели программы:
Развитие представлений о финансах как инструменте повышения личного благосостояния, а
так же получение представлений о работе различных экономических систем.
Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности, значения межличностных отношений и деловой этики в
бизнесе;
Изучение разнообразных
аспектов
организации,
финансирования
и
управления
предприятием.
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной и
практической деятельности составления бизнес- плана.
Курс включает в себя 34 занятия: 1 ч в неделю.
Развитие мышления и практическая деятельность в программе представлены в их
содержательном единстве. В ходе работы учащиеся знакомятся с основными экономическими
школами, историей изучения вопроса, осваивают основные экономические принципы. У них
развивается понимание процессов происходящих в мире, формируется представление о причинах
современного положения на мировом рынке. Дети учатся экономно расходовать средства, развивают
навык анализа, формируют профессиональные навыки. Формирование ―финансовой культуры‖
предполагает развитие в учащемся природных задатков, интеллектуального потенциала,
специальных способностей.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия.
Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на
практическую работу.
Интеллектуальное развитие школьников осуществляется через знакомство с работами
ведущих экономистов. Составление собственных экономических прогнозов и бизнес-планов
повышает самооценку и прививает навыки аналитической работы.
II.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «финансовая грамотность» направлено на
достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
3
образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение
метапредметных и предметных результатов.
следующих личностных,
Личностные результаты
- сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению;
выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
- мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие,
благополучие своей семьи и государства.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать научные и научно-популярные материалы, для создания исследовательских
работ. Решать экономические задачи с опорой на знания о истории, правилах работы с
литературой, усвоенных способах исследования;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей исследовательской деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными источниками информации и навыкам их
компилирования;
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами поиска информации
Познавательные
- различать разные экономические системы;
- приобретение и осуществление практических навыков в составлении бизнес-плана;
- осваивать особенности юридического регулирования предпринимательской деятельности
в разных странах;
- развитие навыков работы с информацией;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным позициям;
Учащиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения экономических задач разного
4
уровня;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире,
и уважать их;
- более углубленному освоению экономики и связанного с ней права.
Коммуникативные
- опыт осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно высказывать
свою позицию по острым вопросам
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-искать и анализировать информацию, необходимую для организации собственной
деятельности;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
III.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Модуль 1 «Личное финансовое планирование» 6 часов
Вводная часть
• Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк
России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей
финансовых услуг.
Основные понятия
• Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование,
горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный
бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка
его баланса;
• Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на
основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового
плана;
• Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых
целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».
Модуль 2 «Депозит» 4 часа
Основные понятия
• Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк,
банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту,
депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская
карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении
депозитного договора»;
• Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им
услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых
организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев
(процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);
• Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и
перспективных финансовых задач».
Модуль 3 «Кредит» 5 часов
Основные понятия
5
• Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность,
возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту,
полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский,
ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи),
финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная
история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении
кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;
• Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им
услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых
институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов
начисления процентов и других условий)»;
• Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного
займов».
Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» 3 часа
Основные понятия
• Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты
(дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при
использовании интернет-банкинга, электронные деньги.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты.
Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;
• Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».
Модуль 5 «Страхование» 4 часа
Основные понятия
• Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой
агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от
несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской
ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой
полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа,
срока страхования и других факторов;
• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков
поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;
• Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании
и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения
договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;
• Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».
Модуль 6 «Инвестиции» 4 часа
Основные понятия
• Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты,
ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и
доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками,
ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как
способ инвестирования для физических лиц.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования
денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами
финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.);
• Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;
6
• Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для
различных финансовых целей;
• Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным
финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;
• Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню
доходности, ликвидности и риска»;
• Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для
профессионалов и ловушка для любителей».
Модуль 7 «Пенсии» 2 часа
Основные понятия
• Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции,
негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия,
инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;
• Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов,
используемых для формирования пенсионных накоплений».
Модуль 8 «Налоги» 2 часа
Основные понятия
• Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения,
ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная,
регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части
применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;
• Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных
налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование,
лечение и др.
Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество» 4 часа
Основные понятия
• Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой
безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по
телефону, при операциях с наличными.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Наименование темы
Модуль 1.
«Личное финансовое планирование»
Человеческий капитал. Способы принятия
решений в условиях ограниченности
ресурсов. SWOT-анализ как один из
способов принятия решений
Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет.
Структура, способы составления
и планирования личного бюджета
Личный финансовый план: финансовые
цели, стратегия и способы их достижения
Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и
Кол-во
часов
Дата
6
2
1
1
2
7
бюджет
Модуль 2. «Депозит»
Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость
активов
Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских
продуктах
Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по
депозиту
Модуль 3. «Кредит»
Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц.
Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность)
Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и
анализировать информацию о кредитных продуктах
Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать
кредитный договор. Кредитная история Коллекторские агентства,
их права и обязанности
. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки
при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины»
Модуль 4.
«Расчетно-кассовые операции»
Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для
физических лиц
Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты,
электронные деньги — правила безопасности при пользовании
банкоматом
Формы дистанционного банковского обслуживания — правила
безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом
Модуль 5. «Страхование»
Страховые услуги, страховые риски, участники договора
страхования. Учимся понимать договор страхования
Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для
физических лиц
Как использовать страхование в повседневной жизни
Практикум. Кейс «Страхование жизни»
Модуль 6. «Инвестиции»
Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные
физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций
Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей.
Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности,
ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками?
Диверсификация активов как способ снижения рисков
Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как
анализировать информацию об инвестировании денежных средств,
предоставляемую различными информационными источниками и
структурами финансового рынка (финансовые публикации,
проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать
инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном
финансовом плане
Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»
Модуль 7. «Пенсии»
Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная
система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что
4
1
2
1
5
1
2
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
8
такое пенсионные фонды и как они работают
Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место
пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом
плане
Модуль 8. «Налоги»
Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ.
Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые
системы. Виды налогов для физических лиц
Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты
Модуль 9. «Защита от мошеннических действий на
финансовом рынке»
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной
финансовой безопасности, виды финансового мошенничества.
Мошенничества с банковскими картами
Махинации с кредитами
1
2
1
1
4
1
1
Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые
пирамиды
Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»
1
Итого
34
1
9