Школа финансовой грамотности

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа курса
внеурочной деятельности
«Школа финансовой
грамотности»

Оглавление
I.

Пояснительная записка........................................................................................................................ 3

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ..................................................................... 3
III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности……………………………………………………………………………………………….5
IV. Тематическое планирование ................................................................................................................. 7

2

I.

Пояснительная записка

На протяжении всей истории чем бы ни занимался человек его деятельность происходила
в рамках той или иной экономической системы. Поэтому знание экономических основ и принципов
позволяют человеку стать более успешным. Особенно актуально это в наши дни, когда свободные
рыночные механизмы позволяют открыть свое дело или заняться иной коммерческой деятельностью.
Программа кружка рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательной школы,
изучающих экономику. Программа дает учащимся возможность получить практические знания,
умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе в
качестве личности, производителя (предпринимателя). Программа кружка знакомит учащихся с
базовыми понятиями, основными закономерностями построения малого бизнеса, с рыночными
механизмами, оказывающими влияние на деятельность фирмы, с правилами организации
коммерческой деятельности через призму бизнес - планирования.
Цели программы:
Развитие представлений об экономике как сфере деятельности; экономического образа
мышления, интереса к изучению экономических дисциплин.
Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности, значения межличностных отношений и деловой этики в
бизнесе;
Изучение разнообразных
аспектов
организации,
финансирования
и
управления
предприятием.
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной и
практической деятельности составления бизнес- плана.
Курс включает в себя 34 занятия: 1 ч в неделю.
Развитие мышления и практическая деятельность в программе представлены в их
содержательном единстве. В ходе работы учащиеся знакомятся с основными экономическими
школами, историей изучения вопроса, осваивают основные экономические принципы. У них
развивается понимание процессов происходящих в мире, формируется представление о причинах
современного положения на мировом рынке. Дети учатся экономно расходовать средства, развивают
навык анализа, формируют профессиональные навыки. Формирование “финансовой культуры”
предполагает развитие в ребенке природных задатков, интиллектуального потенциала, специальных
способностей.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия.
Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на
практическую работу.
Интеллектуальное развитие школьников осуществляется через знакомство с работами
ведущих экономистов. Составление собственных экономических прогнозов и бизнес-планов
повышает самооценку и прививает навыки аналитической работы.

II.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Экономика» направлено на достижение
комплекса
результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение
следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к экономике, как одной из ведущих сфер деятельности
общества;
- четкие и структурированные знания на основе знакомства с экономической картиной
современного мира;
3

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в любой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложение основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к исследовательской и предпринимательской
деятельности;
- осознанных устойчивых закономерностей в историческом процессе;
- возможности реализовывать потенциал в собственной экономико-теоретической
деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности;
- эмоционально – ценностное отношения к жизни, осознание системы общечеловеческих
ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать научные и научно-популярные материалы, для создания исследовательских
работ. Решать экономические задачи с опорой на знания о истории, правилах работы с
литературой, усвоенных способах исследования;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей исследовательской деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными источниками информации и навыкам их
компилирования;
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами поиска информации
Познавательные
- различать разные экономические системы;
- приобретение и осуществление практических навыков в составлении бизнес-плана;
- осваивать особенности юридического регулирования предпринимательской деятельности
в разных странах;
- развитие навыков работы с информацией;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным позициям;
Учащиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения экономических задач разного
уровня;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире,
и уважать их;
- более углубленному освоению экономики и связанного с ней права.
4

Коммуникативные
- опыт осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно высказывать
свою позицию по острым вопросам
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-искать и анализировать информацию, необходимую для организации собственной
деятельности;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

III.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности

Рынок
Спрос. Предложение. Формирование рыночных цен. Избыток. Дефицит. Механизм цен.
Бизнес и общество
Основные экономические вопросы. Альтернативная стоимость. Виды собственности. Выбор. Затраты и
издержки. Конкуренция. Ценообразование.
Основы предпринимательства
История развития предпринимательства. Партнерские связи. Условия развития. Производительность фирмы.
Политика предприятия.
Начало бизнеса
Предпринимательская идея. Партнерские связи. Подбор кадров. Деловая этика. Производственные ресурсы.
Формы организации бизнеса
Государственно- правовое регулирование бизнеса. Право собственности и имущество. Организационноправовые формы.
Менеджмент
Менеджмент. Менеджер. Модели организации труда. Качества менеджера. Управленческие и
информационные роли. Принятие решений.
Маркетинг
Маркетинговые исследования. Запросы. Товар. Обмен. Сделка. Рынок. Трансакционные издержки. Виды
маркетинга. Реклама.
Бизнес- план
Понятие о бизнес- плане. Выбор товара и конкурентной стратегии. Оценка ранка сбыта и конкурентов. План
производства. Организация деятельности. Резюме бизнес – плана. Презентация плана.
Финансовое планирование
Элементы финансового плана. Основы бухгалтерского учета и отчетности. Финансы и кредит. Прибыль.
Доход. Издержки. Налогообложение.
Экономические трудности
Риски. Банкротство. Регулирование сферы бизнеса в РФ. Проблемы развития российского
предпринимательства.

Форма организации видов деятельности – дебаты, практикумы, проектная деятельность

5

IV.

Тематическое планирование
Количество часов

№п\п

Темы занятий

1.

Рынок

1

2.

Бизнес и общество

1

3.

Основные экономические вопросы

1

4.

Основы предпринимательства

1

5.

История развития предпринимательства. Условия развития.

1

6.

Условия развития.

1

7.

Начало бизнеса

1

8.

Предпринимательская идея

1

9.

Как развить партнерские связи

1

10.

Подбор кадров и деловая этика

1

11.

Формы организации бизнеса

1

12.

Государственно- правовое регулирование бизнеса

1

13.

Менеджмент

1

14.

Управленческие и информационные роли

1

15.

Принятие решений

1

16

Качества менеджера

1

17.

Маркетинг

1

18.

Маркетинговые исследования.

1

19

Запросы. Товар. Обмен. Сделка. Рынок.

1

20

Виды маркетинга. Реклама.

1

21.

Бизнес- план

1

22.

Выбор товара и конкурентной стратегии.

1

23.

Оценка ранка сбыта и конкурентов.

1

24.

План производства

1

25.

Организация деятельности

1

26.

Резюме бизнес – плана. Презентация плана.

1

27.

Финансовое планирование

1

28

Элементы финансового плана.

1

6

29

Финансы и кредит

1

30

Прибыль. Доход. Издержки. Налогообложение.

1

31.

Проблемы развития российского предпринимательства.

1

32.

Регулирование сферы бизнеса в РФ.

1

33.

Риски.

1

34.

Банкротство.

1

ИТОГО

34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».