Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»
Программа курса
внеурочной деятельности
«Школа финансовой
грамотности»
Оглавление
I.
Пояснительная записка........................................................................................................................ 3
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ..................................................................... 3
III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности……………………………………………………………………………………………….5
IV. Тематическое планирование ................................................................................................................. 7
2
I.
Пояснительная записка
На протяжении всей истории чем бы ни занимался человек его деятельность происходила
в рамках той или иной экономической системы. Поэтому знание экономических основ и принципов
позволяют человеку стать более успешным. Особенно актуально это в наши дни, когда свободные
рыночные механизмы позволяют открыть свое дело или заняться иной коммерческой деятельностью.
Программа кружка рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательной школы,
изучающих экономику. Программа дает учащимся возможность получить практические знания,
умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе в
качестве личности, производителя (предпринимателя). Программа кружка знакомит учащихся с
базовыми понятиями, основными закономерностями построения малого бизнеса, с рыночными
механизмами, оказывающими влияние на деятельность фирмы, с правилами организации
коммерческой деятельности через призму бизнес - планирования.
Цели программы:
Развитие представлений об экономике как сфере деятельности; экономического образа
мышления, интереса к изучению экономических дисциплин.
Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности, значения межличностных отношений и деловой этики в
бизнесе;
Изучение разнообразных
аспектов
организации,
финансирования
и
управления
предприятием.
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной и
практической деятельности составления бизнес- плана.
Курс включает в себя 34 занятия: 1 ч в неделю.
Развитие мышления и практическая деятельность в программе представлены в их
содержательном единстве. В ходе работы учащиеся знакомятся с основными экономическими
школами, историей изучения вопроса, осваивают основные экономические принципы. У них
развивается понимание процессов происходящих в мире, формируется представление о причинах
современного положения на мировом рынке. Дети учатся экономно расходовать средства, развивают
навык анализа, формируют профессиональные навыки. Формирование “финансовой культуры”
предполагает развитие в ребенке природных задатков, интиллектуального потенциала, специальных
способностей.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия.
Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на
практическую работу.
Интеллектуальное развитие школьников осуществляется через знакомство с работами
ведущих экономистов. Составление собственных экономических прогнозов и бизнес-планов
повышает самооценку и прививает навыки аналитической работы.
II.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Экономика» направлено на достижение
комплекса
результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение
следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к экономике, как одной из ведущих сфер деятельности
общества;
- четкие и структурированные знания на основе знакомства с экономической картиной
современного мира;
3
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в любой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложение основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к исследовательской и предпринимательской
деятельности;
- осознанных устойчивых закономерностей в историческом процессе;
- возможности реализовывать потенциал в собственной экономико-теоретической
деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности;
- эмоционально – ценностное отношения к жизни, осознание системы общечеловеческих
ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать научные и научно-популярные материалы, для создания исследовательских
работ. Решать экономические задачи с опорой на знания о истории, правилах работы с
литературой, усвоенных способах исследования;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей исследовательской деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными источниками информации и навыкам их
компилирования;
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами поиска информации
Познавательные
- различать разные экономические системы;
- приобретение и осуществление практических навыков в составлении бизнес-плана;
- осваивать особенности юридического регулирования предпринимательской деятельности
в разных странах;
- развитие навыков работы с информацией;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным позициям;
Учащиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения экономических задач разного
уровня;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире,
и уважать их;
- более углубленному освоению экономики и связанного с ней права.
4
Коммуникативные
- опыт осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно высказывать
свою позицию по острым вопросам
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-искать и анализировать информацию, необходимую для организации собственной
деятельности;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
III.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Рынок
Спрос. Предложение. Формирование рыночных цен. Избыток. Дефицит. Механизм цен.
Бизнес и общество
Основные экономические вопросы. Альтернативная стоимость. Виды собственности. Выбор. Затраты и
издержки. Конкуренция. Ценообразование.
Основы предпринимательства
История развития предпринимательства. Партнерские связи. Условия развития. Производительность фирмы.
Политика предприятия.
Начало бизнеса
Предпринимательская идея. Партнерские связи. Подбор кадров. Деловая этика. Производственные ресурсы.
Формы организации бизнеса
Государственно- правовое регулирование бизнеса. Право собственности и имущество. Организационноправовые формы.
Менеджмент
Менеджмент. Менеджер. Модели организации труда. Качества менеджера. Управленческие и
информационные роли. Принятие решений.
Маркетинг
Маркетинговые исследования. Запросы. Товар. Обмен. Сделка. Рынок. Трансакционные издержки. Виды
маркетинга. Реклама.
Бизнес- план
Понятие о бизнес- плане. Выбор товара и конкурентной стратегии. Оценка ранка сбыта и конкурентов. План
производства. Организация деятельности. Резюме бизнес – плана. Презентация плана.
Финансовое планирование
Элементы финансового плана. Основы бухгалтерского учета и отчетности. Финансы и кредит. Прибыль.
Доход. Издержки. Налогообложение.
Экономические трудности
Риски. Банкротство. Регулирование сферы бизнеса в РФ. Проблемы развития российского
предпринимательства.
Форма организации видов деятельности – дебаты, практикумы, проектная деятельность
5
IV.
Тематическое планирование
Количество часов
№п\п
Темы занятий
1.
Рынок
1
2.
Бизнес и общество
1
3.
Основные экономические вопросы
1
4.
Основы предпринимательства
1
5.
История развития предпринимательства. Условия развития.
1
6.
Условия развития.
1
7.
Начало бизнеса
1
8.
Предпринимательская идея
1
9.
Как развить партнерские связи
1
10.
Подбор кадров и деловая этика
1
11.
Формы организации бизнеса
1
12.
Государственно- правовое регулирование бизнеса
1
13.
Менеджмент
1
14.
Управленческие и информационные роли
1
15.
Принятие решений
1
16
Качества менеджера
1
17.
Маркетинг
1
18.
Маркетинговые исследования.
1
19
Запросы. Товар. Обмен. Сделка. Рынок.
1
20
Виды маркетинга. Реклама.
1
21.
Бизнес- план
1
22.
Выбор товара и конкурентной стратегии.
1
23.
Оценка ранка сбыта и конкурентов.
1
24.
План производства
1
25.
Организация деятельности
1
26.
Резюме бизнес – плана. Презентация плана.
1
27.
Финансовое планирование
1
28
Элементы финансового плана.
1
6
29
Финансы и кредит
1
30
Прибыль. Доход. Издержки. Налогообложение.
1
31.
Проблемы развития российского предпринимательства.
1
32.
Регулирование сферы бизнеса в РФ.
1
33.
Риски.
1
34.
Банкротство.
1
ИТОГО
34
7