Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа курса внеурочной деятельности «Школа финансовой грамотности» Оглавление I. Пояснительная записка........................................................................................................................ 3 II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ..................................................................... 3 III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности……………………………………………………………………………………………….5 IV. Тематическое планирование ................................................................................................................. 7 2 I. Пояснительная записка На протяжении всей истории чем бы ни занимался человек его деятельность происходила в рамках той или иной экономической системы. Поэтому знание экономических основ и принципов позволяют человеку стать более успешным. Особенно актуально это в наши дни, когда свободные рыночные механизмы позволяют открыть свое дело или заняться иной коммерческой деятельностью. Программа кружка рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательной школы, изучающих экономику. Программа дает учащимся возможность получить практические знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе в качестве личности, производителя (предпринимателя). Программа кружка знакомит учащихся с базовыми понятиями, основными закономерностями построения малого бизнеса, с рыночными механизмами, оказывающими влияние на деятельность фирмы, с правилами организации коммерческой деятельности через призму бизнес - планирования. Цели программы: Развитие представлений об экономике как сфере деятельности; экономического образа мышления, интереса к изучению экономических дисциплин. Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности, значения межличностных отношений и деловой этики в бизнесе; Изучение разнообразных аспектов организации, финансирования и управления предприятием. Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной и практической деятельности составления бизнес- плана. Курс включает в себя 34 занятия: 1 ч в неделю. Развитие мышления и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе работы учащиеся знакомятся с основными экономическими школами, историей изучения вопроса, осваивают основные экономические принципы. У них развивается понимание процессов происходящих в мире, формируется представление о причинах современного положения на мировом рынке. Дети учатся экономно расходовать средства, развивают навык анализа, формируют профессиональные навыки. Формирование “финансовой культуры” предполагает развитие в ребенке природных задатков, интиллектуального потенциала, специальных способностей. На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу. Интеллектуальное развитие школьников осуществляется через знакомство с работами ведущих экономистов. Составление собственных экономических прогнозов и бизнес-планов повышает самооценку и прививает навыки аналитической работы. II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Экономика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты - учебно – познавательного интерес к экономике, как одной из ведущих сфер деятельности общества; - четкие и структурированные знания на основе знакомства с экономической картиной современного мира; 3 - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в любой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложение основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Учащиеся получат возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к исследовательской и предпринимательской деятельности; - осознанных устойчивых закономерностей в историческом процессе; - возможности реализовывать потенциал в собственной экономико-теоретической деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности; - эмоционально – ценностное отношения к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей. Метапредметные результаты Регулятивные - выбирать научные и научно-популярные материалы, для создания исследовательских работ. Решать экономические задачи с опорой на знания о истории, правилах работы с литературой, усвоенных способах исследования; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей исследовательской деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными источниками информации и навыкам их компилирования; Учащиеся получат возможность научиться: -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - пользоваться средствами поиска информации Познавательные - различать разные экономические системы; - приобретение и осуществление практических навыков в составлении бизнес-плана; - осваивать особенности юридического регулирования предпринимательской деятельности в разных странах; - развитие навыков работы с информацией; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным позициям; Учащиеся получат возможность научиться: -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения экономических задач разного уровня; - понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - более углубленному освоению экономики и связанного с ней права. 4 Коммуникативные - опыт осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно высказывать свою позицию по острым вопросам - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -искать и анализировать информацию, необходимую для организации собственной деятельности; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Рынок Спрос. Предложение. Формирование рыночных цен. Избыток. Дефицит. Механизм цен. Бизнес и общество Основные экономические вопросы. Альтернативная стоимость. Виды собственности. Выбор. Затраты и издержки. Конкуренция. Ценообразование. Основы предпринимательства История развития предпринимательства. Партнерские связи. Условия развития. Производительность фирмы. Политика предприятия. Начало бизнеса Предпринимательская идея. Партнерские связи. Подбор кадров. Деловая этика. Производственные ресурсы. Формы организации бизнеса Государственно- правовое регулирование бизнеса. Право собственности и имущество. Организационноправовые формы. Менеджмент Менеджмент. Менеджер. Модели организации труда. Качества менеджера. Управленческие и информационные роли. Принятие решений. Маркетинг Маркетинговые исследования. Запросы. Товар. Обмен. Сделка. Рынок. Трансакционные издержки. Виды маркетинга. Реклама. Бизнес- план Понятие о бизнес- плане. Выбор товара и конкурентной стратегии. Оценка ранка сбыта и конкурентов. План производства. Организация деятельности. Резюме бизнес – плана. Презентация плана. Финансовое планирование Элементы финансового плана. Основы бухгалтерского учета и отчетности. Финансы и кредит. Прибыль. Доход. Издержки. Налогообложение. Экономические трудности Риски. Банкротство. Регулирование сферы бизнеса в РФ. Проблемы развития российского предпринимательства. Форма организации видов деятельности – дебаты, практикумы, проектная деятельность 5 IV. Тематическое планирование Количество часов №п\п Темы занятий 1. Рынок 1 2. Бизнес и общество 1 3. Основные экономические вопросы 1 4. Основы предпринимательства 1 5. История развития предпринимательства. Условия развития. 1 6. Условия развития. 1 7. Начало бизнеса 1 8. Предпринимательская идея 1 9. Как развить партнерские связи 1 10. Подбор кадров и деловая этика 1 11. Формы организации бизнеса 1 12. Государственно- правовое регулирование бизнеса 1 13. Менеджмент 1 14. Управленческие и информационные роли 1 15. Принятие решений 1 16 Качества менеджера 1 17. Маркетинг 1 18. Маркетинговые исследования. 1 19 Запросы. Товар. Обмен. Сделка. Рынок. 1 20 Виды маркетинга. Реклама. 1 21. Бизнес- план 1 22. Выбор товара и конкурентной стратегии. 1 23. Оценка ранка сбыта и конкурентов. 1 24. План производства 1 25. Организация деятельности 1 26. Резюме бизнес – плана. Презентация плана. 1 27. Финансовое планирование 1 28 Элементы финансового плана. 1 6 29 Финансы и кредит 1 30 Прибыль. Доход. Издержки. Налогообложение. 1 31. Проблемы развития российского предпринимательства. 1 32. Регулирование сферы бизнеса в РФ. 1 33. Риски. 1 34. Банкротство. 1 ИТОГО 34 7