Путешествие по Калужской области

Приложение
к Основной образовательной
программе основного общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Курс
внеурочной деятельности
«Путешествие по
Калужской области»

Цели и задачи освоения курса внеурочной деятельности
«Путешествие по Калужской области»
Цель: патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание учащихся на основе
формирования знаний об истории и культуре Калужского региона, направленных на
всестороннее развитие личности учащегося, формирование его исторического сознания.
Задачи:
-изучение прошлого и настоящего Калужской области, ее районов, обычаев, традиций и
духовной культуры народов, проживающих в рамках данной территории;
-формирование у учащихся теоретических знаний в области этнографии, краеведения,
изучение истории родного края;
-развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской
работы, создание возможностей для реализации творческого потенциала;
-воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и
культурному наследию родного края;
-сохранение исторической памяти

1. Результаты освоения курса
Ученик научится(узнает):














название страны, региона, где живет учащийся, родного города поселка;
символику Калужской области и ее городов;
- границы области и районов;
- административное деление области: название городов и районов;
- основные формы рельефа, полезные ископаемые;
- крупные реки и озера области;
- народы, населявшие область в прошлом;
- даты основания крупных населенных пунктов;
- основные периоды и исторические события области, своей местности;
- основные памятники и памятные места района и области;
- как мы чтим память о земляках-героях;
- основные термины и понятия;
- людей, чьи имена прославили район и область, свою местность;

Ученик получит возможность научиться:




видеть и понимать красоту живой природы;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по
определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих
людях, о достопримечательностях малой Родины.

Метапредметные результаты:
В результате прохождения курса «Путешествие по Калужской области»

Ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:

Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
 Оценивать правильность выполнения действия;
 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:



Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
 Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
 Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:










Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.

Ученик получит возможность для формирования:







любви к людям и природе;
ответственного отношения к окружающей среде;
доброжелательности к живым существам;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности
человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения
поставленных целей.

Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:






Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры
родного края, народа;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

2. Содержание программы.
1.Вводная беседа. (1 ч.)Что такое краеведение и историческое в частности. Значение
краеведения. Планирование и организация работы объединения в учебном году.
2. Туристско-краеведческие возможности края.
Территория и границы области. Административное деление. Площадь, географическое
положение на карте области, еѐ площадь, численность населения. Историческая справка.
Транспортная система. Растительный и животный мир области. Охраняемые территории и
виды.
3. Полезные ископаемые Калужской области.
Особенности рельефа, геологического строения территории. Основные виды полезных
ископаемых, их промышленное значение. Реки Калужской области, их характеристика.
Экологическое состояние водного бассейна.
4. Калуга – областной центр.
Историческая справка о городе. Достопримечательности областного центра. Калуга
космическая.
5. Обнинск – первый наукоград.
Историческая справка о городе. Достопримечательности города. Наукоград.
6. Районные центры Калужской области.
Районы и районные центры Калужской области на карте, их количество, названия.
Геральдика.
7. На севере Калужской области.
Боровск, Жуков, Малоярославец. Историческая справка. Достопримечательности городов.
Известные люди.
8. Наши соседи.
Медынь, Юхнов, Кондрово. Полотняный Завод. Историческая справка.
Достопримечательности городов. Известные люди.
9. Износковский район
Историческая справка. Достопримечательности. Природа. Известные люди. Экскурсия в
школьный музей.
10. Путешествуем южнее.
Мосальск, Мещовск, Перемышль. Ферзиково. Таруса. Историческая справка.
Достопримечательности городов. Известные люди.
11. Еще три замечательных города Калужской области.
Спас – Деменск, Барятино, Сухиничи. Историческая справка. Достопримечательности
городов. Известные люди.
12. Наш знаменитый Козельск
Историческая справка. Достопримечательности городов. Известные люди.
13. Едем дальше!

Бетлица, Киров, Думиничи. Историческая справка. Достопримечательности городов.
Известные люди.
14. На юге области. (4 ч.)
Людиново, Жиздра, Ульяново, Хвастовичи. Историческая справка.
Достопримечательности городов. Известные люди.
15. Подведение итогов. (1 ч.)
Викторина «По городам Калужской области»

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество
часов

1

Вводная беседа

1

2

Туристско-краеведческие возможности края

2

3

Полезные ископаемые Калужской области

1

4

Калуга – областной центр

3

5

Обнинск – первый наукоград

2

6

Районные центры Калужской области

2

7

На севере Калужской области

3

8

Наши соседи

3

9

Износковский район

1

10

Путешествуем южнее!

4

11

Еще три замечательных города Калужской области

3

12

Наш знаменитый Козельск

1

13

Едем дальше!

3

14

На юге области

4

15

Подведение итогов путешествия

1

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».