Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Программа внеурочной деятельности «Настольный теннис» Оглавление Пояснительная записка................................................................................................................................. 3 Планируемые результаты ............................................................................................................................. 4 Содержание с указанием форм организации и видов деятельности....................................................... 6 Тематическое планирование ........................................................................................................................ 8 1. Пояснительная записка Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всѐм мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведѐтся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма. Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение. Всѐ это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье. Цели: укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков; воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств; формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях; развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений, формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании. задачи: приобретение теоретических и методических знаний; овладение основными приѐмами современной техники и тактики игр; повышение спортивной квалификации. воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений; воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.; воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий. воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками. 2.Планируемые результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся. В области физической культуры: - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; - владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису. В области познавательной культуры: - владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и офункциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса; В области нравственной культуры: - способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе; - владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. В области трудовой культуры: - умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: - умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений; - умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: - владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: - владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; - владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; - умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису. 3.Содержание с указанием форм организации и видов деятельности Вводное занятие Теория: Правила техники безопасности. Правила поведения в зале и в чрезвычайных ситуациях. Общая физическая подготовка Теория: сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис; физическая культура и спорт в России.; состояние и развитие настольного тенниса в России; технические приемы в настольном теннисе. Практика: наклоны вперед, назад и в стороны. Данные упражнения можно выполнять с помощью и с сопротивлением партнера. имитационные упражнения с большой амплитудой движения (с малым отягощением и без отягощения). круговые и вращательные движения туловищем из различных начальных положений. упражнения для развития физических способностей упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. передвижение по кругу (ноги на месте) толчком двумя руками в упоре лежа на полу. круговые и вращательные движения туловищем из различных начальных положений. пружинистые выпады вперед и в стороны. наклоны вперед, назад и в стороны. Данные упражнения можно выполнять с помощью и с сопротивлением партнера. имитационные упражнения с большой амплитудой движения (с малым отягощением и без отягощения). размахивания ногами и руками с предельной амплитудой и небольшими отягощениями. упражнения, направленные на развитие специальной гибкости, желательно выполнять свободно, без излишних мышечных напряжений, плавно увеличивая амплитуду и полнее используя инерцию движущихся частей тела. ОРУ без предметов, в парах, с набивным мячом, гимнастической палкой, малым мячом, со скакалкой. бег- 20 м с высокого старта (с), бег «ѐлочкой»,бег 30 м с высокого старта (с), челночный бег 3х10 и 5х10 м., бег 60 м, бег 500 м (800 м), бег 1000м. метание - в мишень, на дальность в горизонтальную и вертикальную цели, по движущейся цели. прыжки с места в длину и высоту, многоскоки, прыжок в высоту «перешагивание», прыжки на скакалке. Инструкторская и судейская практика Теория: Правила ведения протоколов в игре и соревновании по настольному теннису; Практика: исправление ошибок в выполнении технике приема у товарища по группе; проведение тренировочных занятий в младших группах под наблюдением тренера. Подвижные игры Теория: Правила подвижных игр. Практика: "Старт после броска" "Охрана перебежек" "Встречная эстафета с бегом" "День и ночь" "Эстафета по кругу" "Удочка" (простая и командная) "Верѐвочка под ногами" "Прыгуны и пятнашки" "Снайперы" "Защищай товарища" "Ящерица" "Ловкие и меткие" "Перестрелка" "Слон" Специальная подготовка Теория: виды удара; составление комплекса СФУ. Практика: сочетание ударов: удары “накат” слева и справа поочередно против “подставки” без вращения мяча, затем против I “подрезки” С вращением мяча вниз, удары “накат” слева и справа против контратак с вращением мяча вверх; игры на счет (тренировочные) - нападение против защиты “подставками”, “подрезками” и против контр нападения, парные между мальчиками и девочками и смешанные пары, в “крутиловку” один против двух, один против пяти; практическое изучение основ тактики нападения и защиты в одиночных играх. Техническая подготовка Теория: техника перемещений близко у стола и в средней зоне; Практика: подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг»; удары по теннисному мячу; удар без вращения – «толчок»; удар с нижним вращением – «подрезка». Тактическая подготовка Теория: тактика игроков в смешанных парных играх. Практика: подачи: атакующие, направленные на непосредственный выигрыш очка; подачи подготавливающие атаку; подачи защитные, не позволяющие противнику атаковать; прием подач ударом - атакующим; прием подач ударом - подготовительным. Тестирование Теория: требования и правила тестирования. Практика: тест физической способности: скоростные, координационные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, силовые качества; сгибание разгибание рук в упоре лежа. поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд / кол-во раз/. тесты на технику. Соревнования Теория: правила ведения протокола соревнований. Практика: участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии; контрольное соревнование; челночный бег 3х10 м. 4.Тематическое планирование № Виды программного материала п/п 1 Теория 2 Общефизическая подготовка Специальная физическая 3 подготовка 4 Обучение техническим приѐмам 5 Интегральная подготовка Обучение тактическим действиям 6 и двухсторонняя игра 7 Итого: Количество часов (уроков) 8 12 12 30 20 20 102