Курс практической математики

Приложение
к Основной образовательной
программе среднего общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
курса внеурочной деятельности
по математике
«Курс практической
математики»

Программа
курса внеурочной деятельности
«Курс практической математики»
11 класс

Оглавление
Страницы
1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

3-4

2.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности

4-6

3.

Тематическое планирование.

6

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение курса в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов
развития:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать вои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее
развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических
задач;
5) умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений;
7)готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего
образования, ориентируясь в мире профессий и с учетом профессиональных предпочтений;
8)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
в метапредметном направлении:
познавательные:
1)овладение навыками познавательной, учебно–исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
2)самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач
творческого и поискового характера;
3)творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца,
искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
1)умение развѐрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
2)адекватное восприятие языка средств массовой информации;
3)владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
4)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
5)использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и
практической деятельности.
Регулятивные:
1)умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2)понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
3)объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
4)умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
5)конструктивное восприятие иных мнений и идей, учѐт индивидуальности партнѐров по
деятельности;
6)умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их
последствия;
7)осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей
профессиональной деятельности.

в предметном направлении:
базовый уровень:
1) развитие представлений о математике как о методе познания действительности,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умен2) развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои
мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение
способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или
от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения,
интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения
задачи; решение логических задач;
4) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных
чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
5) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных
преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем
неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать
построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный
результат;
6)владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их
основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в
реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур
и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7)развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости
справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических
расчетах;
углубленный уровень:
1) сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание
основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы
решения задач;
2)сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные
модели, интерпретировать полученный результат;
3)освоение математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в
профессиональной деятельности и на творческом уровне.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
I раздел. История математики.
Математика ХХ века: основные достижения. Осознание роли математики в развитии России и
мира.
Основные виды деятельности обучающихся (познавательная, информационно-коммуникативная,
рефлексивная).
Поиск нужной информации в источниках различного типа. Воспитание средствами
математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического
прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство
с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Формы организации внеурочной деятельности: исследовательская и проектная
деятельности.
II раздел. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи.
Логические задачи. Задачи занимательной арифметики, задачи на последовательности,
переливания, взвешивания, движения, работу и другие. Софизмы, ребусы, шифры,

головоломки. Задачи практического содержания: физического, экономического, химического,
исторического профилей.
Основные виды деятельности обучающихся (познавательная, информационно-коммуникативная,
рефлексивная).
Поиск нужной информации (формулы) в источниках различного типа. Умение адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную
трудность и собственные возможности еѐ решения.
Умение производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Умение
воспринимать устную речь, участие в диалоге. Выполнение работы по предъявленному
алгоритму.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных
математических проблем. Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности: умение решать
текстовые задачи.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия,
консультации; практикумы решения задач; подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам,
урок-презентация, урок – исследование.
III раздел. Уравнения и неравенства.
Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические
уравнения. Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические,
тригонометрические уравнения
и неравенства. Схема Горнера. Уравнения и неравенства со
знаком модуля (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические).
Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные,
логарифмические уровня).
Основные виды деятельности обучающихся (познавательная,
информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Умение классифицировать уравнения и неравенства по типам и распознавать различные
методы решения уравнений и неравенств. Умение приводить примеры, подобрать аргументы,
сформулировать выводы. Умение объяснить изученные положения на самостоятельно
подобранных конкретных примерах. Самостоятельное составление алгоритмических
предписаний и инструкций по теме.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств.
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя
переменными и их систем.
Построение и исследование математических моделей для описания и решения задач из
смежных дисциплин. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа. Составление обобщающих информационных конспектов. Развитие умения производить
аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Работа с литературой (учебной и
справочной). Выполнение работы по предъявленному алгоритму.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ
объективную трудность и собственные возможности еѐ решения.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных
математических проблем.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия,
консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследования.
IV раздел. Планиметрия. Стереометрия. Решение задач по математике (базовый и
профильный уровни).
Плоские геометрические фигуры, их основные свойства. Прямые и плоскости в пространстве.
Многогранники. Тела и поверхности вращения.
Основные виды деятельности обучающихся (познавательная,
информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Развитие систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о
простейших пространственных телах (призма, параллелепипед, куб, пирамида); развитие

умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной
модели с использованием геометрических понятий и теорем.
Применение полученных знаний и умений при решении задач; умение решать задачи на
доказательство, построение и вычисление.
Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания
предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных
умений, навыков геометрических построений.
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических
задач. Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической
культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной
деятельности, а также последующего обучения в высшей школе.
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной
жизни.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия,
консультации; практикумы, решения задач; урок-презентация, урок – исследования.
V раздел. Логика
Логика как наука. Понятие об алгебре высказываний. Логические операции. Логические
переменные и логические функции. Сложное высказывание. Законы логики. Упрощение
сложных высказываний.
Основные виды деятельности обучающихся (познавательная,
информационно-коммуникативная, рефлексивная).
При решении логических задач учащиеся достаточно легко привыкают к требованию
формализации условий задачи и построению модели задачи;
Знание логических операций и умение строить сложные логические выражения помогают
учащимся быстрее изучить условные выражения и условные операторы языка
программирования и меньше ошибаться при их использовании.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия,
консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследование.

3.
№
раздела
/темы
1

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Уравнения. Неравенства.

6ч

2

Планиметрия. Стереометрия.

13 ч.

3

Логика

9ч.

4

Решение задач (базовый и профильный уровни).

5ч

Итого:

33ч

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».