Физическая культура

Приложение
к Основной образовательной
программе среднего общего
образования МОУ «Мятлевская
средняя общеобразовательная школа
им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Физическая культура»
10-11 класс

Оглавление
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета... Ошибка! Закладка не
определена.
II. Содержание учебного предмета «Физическая культура» .................................. 7
III. Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания ........ 9

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

























Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма и уважения к
Отечеству, чувства ответственности перед Родиной, уважения государственных символов
(герба, флага, гимна);
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур и различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми и детьми младшего
возраста в разных видах деятельности;
формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование готовности и способности к образованию и самообразованию;
формирование эстетического отношения к миру;
формирование осознанного выбора будущей профессии и возможности реализации
собственных жизненных планов;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;



сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.







Коммуникативные
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

Предметные
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные
результаты, так же, как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
 знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их
влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
 знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей,
задач и форм организации;
 знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа
жизни.
В области нравственной культуры:
 способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий
физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся,
независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

 умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
 способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в
условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и
соревнований.
В области трудовой культуры:
 способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и
физической подготовке в полном объеме;
 способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды;
 способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессиональноприкладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости
от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
 способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития; способность организовывать самостоятельные
занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения
координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической
нагрузки
в зависимости
от индивидуальных
особенностей
физической
подготовленности;
 способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и
представлениями.
В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно излагать
знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность
формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести
диалог по основам их организации и проведения;
 способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть
информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
 способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности,
составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и
физической подготовки;
 способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
 способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных
действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий.
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими
упражнениями
общей,
профессионально-прикладной
и
оздоровительно-корригирующей
направленности;
характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их
целевое назначение и знать особенности проведения;

составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и
адаптивной физической культуры;
выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем
физического воспитания;
выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
практически использовать приемы защиты и самообороны;
составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими
упражнениями;
владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения
индивидуального, коллективного и семейного досуга;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными
экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и
физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам
мониторинга;
выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.

2. Содержание учебного предмета

Физическая культура и здоровый образ жизни
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании
здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении
профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению
работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы
аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности,
основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности занятий.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации
и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство.
Формы организации занятий физической культурой.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при
выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО).
Современное состояние физической культуры и спорта в России.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта,
туризма, охраны здоровья.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России
(СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и
бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Оздоровительные системы физического воспитания.
Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального
качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно
ориентированных двигательных навыков и умений.
Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при
умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической
культуры; оздоровительная ходьба и бег.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к
занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,
физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка
техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения
(технических ошибок).
Физическое совершенствование
Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и
гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и длинные
дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты; передвижение на лыжах;
технические приемы и командно-тактические действия в командных (игровых) видах; техническая
и тактическая подготовка в различных видах спорта.
Прикладная физическая подготовка: полосы препятствий; кросс по пересеченной местности
с элементами спортивного ориентирования;
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: повороты кругом в
движении; перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении;
Висы и упоры: вис согнувшись, прогнувшись; подтягивания в висах лежа; упражнения в висах и
упорах;
Опорные прыжки:
Акробатические упражнения и комбинации:
Элементы ритмической гимнастики.
Упражнения на развитие гибкости: ОРУ с повышенной амплитудой для различных суставов;
упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Беговые упражнения. высокий и низкий старт; стартовый разгон; бег 100;
Эстафетный бег; кроссовый бег; бег длительный;
Прыжковые упражнения. прыжки в длину с места, прыжки в длину с 13-15 шагов разбега; прыжки в
высоту с 9-11 шагов разбега; Метание малого мяча. метание гранаты с места на дальность, с 4-5
бросковых шагов с укороченного разбега; бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных
исходных положений;
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.Развитие быстроты, силы,
выносливости, координации движений.
Совершенствование ловли и передачи мяча: варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с
сопротивлением защитника (в различных построениях);
Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с
сопротивлением защитника;
Совершенствование техники бросков мяча: варианты бросков мяча без сопротивления и с
сопротивлением защитника;
Совершенствование техники защитных действий: действия против игрока без мяча и с мячом
(вырывание, выбивание, перехват, накрывание);
Совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и
координационных способностей: комбинации из освоенных элементов техники перемещений и
владения мячом;
На совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические
действия в нападении и защите;
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным
правилам, игра по правилам;
Волейбол. Игра по правилам.
Совершенствование техники приема и передач: варианты техники приема и передач;

Совершенствование техники подач: варианты подач мяча;
Совершенствование техники нападающего удара: варианты нападающего удара через сетку;
Совершенствование техники защитных действий: варианты блокирования нападающих ударов
(одиночное и вдвоем), страховка;
Совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия
в нападении и защите;
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным
правилам, игра по правилам;
Мини-футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Футбол. Игра по правилам. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Лыжная подготовка
Освоение техники лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные (10 класс);
переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни (11 класс);
преодоление подъемов и препятствий (10 класс); элементы тактики лыжных гонок: распределение
сил, лидирование, обгон, финиширование (11 класс); прохождение дистанции 6 км (10 класс), 8 км (
11 класс);
Знания о физической культуре: правила соревнований по лыжным гонкам, техника безопасности
при занятиях лыжным спортом, первая помощь при травмах и обморожениях;

3. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания

10 класс
11 класс
Знания о физической В процессе
культуре
уроков
Баскетбол
21
Волейбол
18
Гимнастика
14
Легкая атлетика
21
Лыжная подготовка
18
Кроссовая подготовка
10
Итого
102

В процессе
уроков
21
18
11
21
18
10
99

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».