Приложение
к Основной образовательной
программе среднего общего
образования МОУ «Мятлевская
средняя общеобразовательная школа
им. А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Физическая культура»
10-11 класс
Оглавление
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета... Ошибка! Закладка не
определена.
II. Содержание учебного предмета «Физическая культура» .................................. 7
III. Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания ........ 9
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма и уважения к
Отечеству, чувства ответственности перед Родиной, уважения государственных символов
(герба, флага, гимна);
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур и различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми и детьми младшего
возраста в разных видах деятельности;
формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование готовности и способности к образованию и самообразованию;
формирование эстетического отношения к миру;
формирование осознанного выбора будущей профессии и возможности реализации
собственных жизненных планов;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные
результаты, так же, как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их
влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей,
задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа
жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий
физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся,
независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в
условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и
соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и
физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессиональноприкладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости
от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития; способность организовывать самостоятельные
занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения
координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической
нагрузки
в зависимости
от индивидуальных
особенностей
физической
подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и
представлениями.
В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно излагать
знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность
формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести
диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть
информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности,
составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и
физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных
действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий.
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими
упражнениями
общей,
профессионально-прикладной
и
оздоровительно-корригирующей
направленности;
характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их
целевое назначение и знать особенности проведения;
составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и
адаптивной физической культуры;
выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем
физического воспитания;
выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
практически использовать приемы защиты и самообороны;
составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими
упражнениями;
владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения
индивидуального, коллективного и семейного досуга;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными
экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и
физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам
мониторинга;
выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
2. Содержание учебного предмета
Физическая культура и здоровый образ жизни
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании
здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении
профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению
работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы
аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности,
основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности занятий.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации
и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство.
Формы организации занятий физической культурой.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при
выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО).
Современное состояние физической культуры и спорта в России.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта,
туризма, охраны здоровья.
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России
(СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и
бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Оздоровительные системы физического воспитания.
Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального
качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно
ориентированных двигательных навыков и умений.
Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при
умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической
культуры; оздоровительная ходьба и бег.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к
занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,
физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка
техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения
(технических ошибок).
Физическое совершенствование
Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и
гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и длинные
дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты; передвижение на лыжах;
технические приемы и командно-тактические действия в командных (игровых) видах; техническая
и тактическая подготовка в различных видах спорта.
Прикладная физическая подготовка: полосы препятствий; кросс по пересеченной местности
с элементами спортивного ориентирования;
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: повороты кругом в
движении; перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении;
Висы и упоры: вис согнувшись, прогнувшись; подтягивания в висах лежа; упражнения в висах и
упорах;
Опорные прыжки:
Акробатические упражнения и комбинации:
Элементы ритмической гимнастики.
Упражнения на развитие гибкости: ОРУ с повышенной амплитудой для различных суставов;
упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Беговые упражнения. высокий и низкий старт; стартовый разгон; бег 100;
Эстафетный бег; кроссовый бег; бег длительный;
Прыжковые упражнения. прыжки в длину с места, прыжки в длину с 13-15 шагов разбега; прыжки в
высоту с 9-11 шагов разбега; Метание малого мяча. метание гранаты с места на дальность, с 4-5
бросковых шагов с укороченного разбега; бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных
исходных положений;
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.Развитие быстроты, силы,
выносливости, координации движений.
Совершенствование ловли и передачи мяча: варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с
сопротивлением защитника (в различных построениях);
Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с
сопротивлением защитника;
Совершенствование техники бросков мяча: варианты бросков мяча без сопротивления и с
сопротивлением защитника;
Совершенствование техники защитных действий: действия против игрока без мяча и с мячом
(вырывание, выбивание, перехват, накрывание);
Совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и
координационных способностей: комбинации из освоенных элементов техники перемещений и
владения мячом;
На совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические
действия в нападении и защите;
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным
правилам, игра по правилам;
Волейбол. Игра по правилам.
Совершенствование техники приема и передач: варианты техники приема и передач;
Совершенствование техники подач: варианты подач мяча;
Совершенствование техники нападающего удара: варианты нападающего удара через сетку;
Совершенствование техники защитных действий: варианты блокирования нападающих ударов
(одиночное и вдвоем), страховка;
Совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия
в нападении и защите;
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным
правилам, игра по правилам;
Мини-футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Футбол. Игра по правилам. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Лыжная подготовка
Освоение техники лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные (10 класс);
переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни (11 класс);
преодоление подъемов и препятствий (10 класс); элементы тактики лыжных гонок: распределение
сил, лидирование, обгон, финиширование (11 класс); прохождение дистанции 6 км (10 класс), 8 км (
11 класс);
Знания о физической культуре: правила соревнований по лыжным гонкам, техника безопасности
при занятиях лыжным спортом, первая помощь при травмах и обморожениях;
3. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
10 класс
11 класс
Знания о физической В процессе
культуре
уроков
Баскетбол
21
Волейбол
18
Гимнастика
14
Легкая атлетика
21
Лыжная подготовка
18
Кроссовая подготовка
10
Итого
102
В процессе
уроков
21
18
11
21
18
10
99
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)