Русский язык (углубленный уровень)

Приложение
к Основной образовательной
программе среднего общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Русский язык»
углублённый уровень
10-11 класс

Оглавление
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

3

2. Содержание учебного предмета

5

3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы
воспитания, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой
темы
7

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты
 Формирование и развитие основ читательской компетенции.
 Совершенствование и пополнение навыков работы с информацией (работа с текстами,
преобразование и интерпретация содержащейся в них информации), в том числе:
o систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации,
содержащейся в готовых информационных объектах;
o выделение главной и избыточной информации, выполнение смыслового свёртывания
выделенных фактов, мыслей; представление информации в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
o заполнение и дополнение таблиц, схем, диаграмм, текстов
Регулятивные универсальные учебные действия
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;


3

 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
10 класс
Ученик научится:
 воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
 рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
 анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
 отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма.
Ученик получит возможность научиться:
 проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
 выделять и описывать социальные функции русского языка;
 проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка,
и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
 анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
 характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
 проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме.
11 класс
Выпускник научится:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
 оценивать стилистические ресурсы языка;
 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
4

 преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
 осуществлять речевой самоконтроль;
 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
Выпускник получит возможность научиться:
 проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
 критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
 выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
 осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
 использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского
языка;
 проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
 редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
 определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.

2. Содержание учебного предмета
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное
явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые,
межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского
языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков
как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности:
продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания
5

собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств,
адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями
информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их
в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ
текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление
перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую
тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой
принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
6

традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность,
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного
языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование
собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее
точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки
зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные
способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного
языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об
истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и
культурные традиции страны.
3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы
воспитания, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
10 класс
Наименование темы
Количество часов
Язык. Общие сведения о языке
4
Речь как вид коммуникативной деятельности. Орфография. Синтаксис
15
и пунктуация. Культура речи
Становление и развитие русского языка. Орфография. Синтаксис и
19
пунктуация. Культура речи
Принципы русской графики и орфографии. Синтаксис и пунктуация.
19
Культура речи
Лексика и фразеология. Орфография. Синтаксис и пунктуация.
12
Культура речи
Фонетика
6
Нормы русского литературного языка. Орфография. Синтаксис и
11
пунктуация
Морфемика и словообразование. Культура речи
6
Русский речевой этикет. Орфография. Синтаксис и пунктуация
10
Итого: 102
11 класс
7

Наименование темы
Количество часов
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский
язык в Российской Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении. Формы
существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии
русского языка. Активные процессы в русском языке на современном
30
этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в
системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент.
Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления
развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Литературный язык и язык художественной литературы.
Отличия
языка
художественной
литературы
от
других
разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи. Основные изобразительно-выразительные
средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование
различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
20
характера текста. Информационная переработка текста. Виды
преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных
функциональных
разновидностей
языка.
Проведение
стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать
речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи.
Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка. Нормативные
15
словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование. Использование этимологических
словарей и справочников для подготовки сообщений об истории
происхождения некоторых слов и выражений, отражающих
исторические и культурные традиции страны.
Художественный стиль
Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и
5
стилистических фигур.
Сложное предложение
Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочинённом
предложении. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Знаки
15
препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими
придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с
союзами как, что, чем и в сложноподчинённом предложении.
Повторение изученного
Повторение по теме «Орфография. Культура речи». Повторение по
14
теме «Синтаксис и пунктуация. Культура речи». Повторение по теме
8

«Орфоэпические нормы современного русского литературного языка»
Итого: 99

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».