Приложение
к Основной образовательной
программе среднего общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
«Русский язык»
базовый уровень
10-11 класс
Оглавление
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
3
2. Содержание учебного предмета
5
3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы
воспитания, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой
темы
6
2
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты
Формирование и развитие основ читательской компетенции.
Совершенствование и пополнение навыков работы с информацией (работа с текстами,
преобразование и интерпретация содержащейся в них информации), в том числе:
o систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации,
содержащейся в готовых информационных объектах;
o выделение главной и избыточной информации, выполнение смыслового свёртывания
выделенных фактов, мыслей; представление информации в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
o заполнение и дополнение таблиц, схем, диаграмм, текстов
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
3
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
10 класс
Ученик научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Ученик получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
4
11 класс
Выпускник научится:
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста;
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
соблюдать культуру публичной речи;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
осуществлять речевой самоконтроль;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств.
2. Содержание учебного предмета
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование,
говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической речи.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях
общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
5
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, тезисы, конспект, реферат и др.),
публицистического (выступление и др.), официально-делового (резюме, характеристика,
расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные
виды сочинений.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста
с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура
разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы
воспитания, с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы
10 класс
Наименование темы
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история
народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире:
в международном общении, в межнациональном общении
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение,
аудирование, говорение, письмо. Речевое общение и его основные
элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого
общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и
диалогическая речь. Развитие навыков монологической речи.
Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах общения. Функциональная стилистика
как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи
6
Количество часов
4
21
речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного,
публицистического,
официально-делового
стилей.
Основные жанры научного, публицистического, официальноделового стилей, разговорной речи. Литературный язык и язык
художественной
литературы.
Основные
изобразительновыразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения.
Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Культура публичной речи.
Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции.
Нормативные
словари
современного
русского
языка
и
лингвистические справочники; их использование. Культура речи как
раздел лингвистики. Культура публичной речи. Культура разговорной
речи. Языковая норма и ее функции
9
Итого: 34
11 класс
Наименование темы
Повторение пройденного в 5 – 10
Повторение по теме «Орфография. Культура речи». Повторение по
теме «Синтаксис и пунктуация. Культура речи». Повторение по теме
«Орфоэпические нормы современного русского литературного
языка». Формы существования русского национального языка
(литературный
язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы
в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур
Синтаксис и пунктуация
Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце
предложения. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с
подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом.
Тире между подлежащим и сказуемым. Однородные члены
предложения и пунктуация при них. Пунктуация в предложениях с
обобщающим словом. Однородные и неоднородные определения.
Обособленные определения. Синонимия простых предложений с
обособленными определениями с придаточными определительными.
Обособленные и уточняющие члены предложения. Пунктуация при
вводных и вставных конструкциях, обращениях и междометиях.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации. Овладение опытом речевого
поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения,
ситуациях межкультурного общения. Функциональные стили
(научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь
и язык художественной литературы как разновидности современного
русского языка. Основные виды сочинений. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка.
Публицистический стиль
Порядок слов в предложении. Особенности публицистического стиля
и используемые в нём средства эмоциональной выразительности.
7
Количество часов
5
6
8
Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк,
проблемный очерк. Культура видов речевой деятельности – чтения,
аудирования, говорения и письма. Публичное выступление: выбор
темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного
выступления. Культура научного и делового общения (устная и
письменная формы). Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические
и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Художественный стиль
Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и
стилистических фигур.
Сложное предложение
Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочинённом
предложении. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими
придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с
союзами как, что, чем и в сложноподчинённом предложении.
Повторение
8
2
6
6
Итого: 33