Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» Оглавление 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Стр. 3 2. Содержание учебного предмета Стр. 9 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимое на освоение каждой темы. Стр. 16 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностным результатом обучения географии в старшей школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. Изучение географии в старшей школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: 1) Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; 3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом собственных интересов; 4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; 5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; 6) освоение социальных норм и правил поведения в обществе, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ аналитического мышления; 7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; выполнение и пропаганду здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; 8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 9) владение основами научных методов познания окружающего мира, формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности. Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы среднего общего образования являются: 1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; 3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать и анализировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; 4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности; 5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и групповую деятельность со сверстниками и с учителем, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы и распределять обязанности в группе; 6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий, тем самым оптимизировав и разнообразив процесс обучения; 7) умение извлекать и выбирать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; 8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.; 9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; 10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия. Предметные результаты В результате изучения предмета Ученик научится: – понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства. Ученик получит возможность научиться: – характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимодополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты и практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты). 2. Содержание учебного предмета Раздел 1. Человек и ресурсы Земли. От древности до наших дней. Историческая география. Методы восстановления прошлого географической среды. Этапы освоения планеты. Ойкумена. Современное освоение планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Культурные и естественные ландшафты. Антропогенный ландшафт. Природные ресурсы и экономическое развитие. Роль природных ресурсов. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Ресурсосберегающая и энергосберегающая технология. Минеральные ресурсы. Земная кора и минеральные ресурсы. Месторождения. Горючие ископаемые. Рудные ископаемы. Рудные пояса. Нерудные полезные ископаемые. Рейтинги стран по запасам некоторых видов природных ресурсов. Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Сельскохозяйственные угодья. Пастбищные и земледельческие сельскохозяйственные ландшафты. Сокращение и расширение площади обрабатываемых земель. Экологические проблемы, связанные и деградациями земельных ресурсов. Способы восстановления обрабатываемых земель. Водные ресурсы. Распределение водных ресурсов на Земле. Мировое водопотребление. Основные отрасли - потребители водных ресурсов. Восполнение пресных вод. Опреснение. Оборотное водоснабжение. Гидроэнергоресурсы. Экономический гидроэнергетический потенциал. Лесные ресурсы. Роль лесов. Запасы и размещение лесных ресурсов. Лесистость. Северный и Южный лесной пояс. Лесопользование. Вырубка лесов. Экологические проблемы, связанные с варварским уничтожением лесов. Лесовосстановление. Ресурсы мирового океана. Богатства Мирового океана и перспективы их использования. «Мировая мусорная свалка». Биомасса. Марикультура. Аквакультура. Минеральные и энергетические ресурсы. География распространения минеральных ресурсов. Ресурсы континентального шельфа и дна океана. Энергия приливов. Другие виды ресурсов. Ресурсы нетрадиционной энергетики. Гелиоэнергетика. Энергия ветра. Энергия земных недр Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Раздел 2. Политическая карта мира. Формирование политической кары мира. Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Непризнанные государства. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Монархии и республики. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Объекты политической карты мира. Основные типы стран на политической карте мира. Типы государств. Признаки и критерии типологии стран. Географическое положение стран. Главные критерии типологии. Основные типы стран. Новые индустриальные страны. Страны «квартиросдатчик». Политическая география геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Организационная структура ООН. Политическая география и политикогеографическое положение. Двухполюсный и многополюсный мир. Россия в зеркале геополитики. Раздел 3. География населения Рост численности населения Земли. Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Структура населения мира по регионам Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Этнос и природ. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Основные языки мира. Языковая группа. Мертвые языки. Роль английского языка в мире. Страны без государственного языка. Возрастно-половой состав и занятость. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Демографические волны. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Расселение: жители городов и деревень. Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Трущобная урбанизация. Бидонвилли. Фавелы. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений. Ферма. Деревня. Кочевые формы поселений. Раздел 4. География культуры, религий, цивилизаций География культуры. Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО. География религий. География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Христианство. Ислам. Буддизм. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей. Цивилизации Востока. География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Христианство. Ислам. Буддизм. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей. Цивилизации Запада. Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Западноевропейская цивилизация. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Латиноамериканская цивилизация. Православная цивилизация. Равноценность национальных культур и цивилизаций. Раздел 5. География мировой экономики Мировая экономика: состав, динамика, глобализация Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Транснациональная корпрация. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. НТР. Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Кооперирование. Комбинирование. Технопарк. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы. Важнейшие промышленные районы мира. Интеллектуальный капитал. Добывающая промышленность. Энергетика. Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Альтернативные источники энергии и электростанции. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти. Обрабатывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность. Металлургия: черная и цветная, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Наукоемкость. Нанотехнологии. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». География мирового зерноводства. Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира. Транспорт и сфера услуг. Производственная и непроизводственная сфера. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, речной, воздушный, трубопроводный. Стратегический морской путь. «Грузооборот. Пассажирооборот. «Дешевые флаги». Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные услуги. Мировые хозяйственные связи и интеграция. Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Внешняя торговля. Конвертируемость. Экспорт капитала. Кредиты и займы. Свободные экономические зоны. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. Международный туризм. Раздел 6. Регионы и страны Районирование: по каким частям лучше познавать мир Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип строения культурно-исторических регионов. Социально-экономическая дифференциация стран. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности. США. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Формирование территории. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло». Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. США и глобализация бизнеса. США и информационная революция. Внутренние различия. Образы: Северо-Востока, Среднего запада, Юга и Запада. Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Понятия и образы, ассоциирующиеся с крупными регионами Канады. Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население. Особенности этнического состава и расселения. Темпы роста. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические изменения, структура экономики, отрасли ее специализации. Экспорт сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития. Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Субрегоны. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Портово-промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма. Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Страна без ярко выраженного центра. Отрасли международной специализации. Внутренние различия. Постиндустриальная экономика. Великобритания. Островное географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Колониальная держава. Население. Крупнейшие агломерации. Культурные традиции. Внутренние различия экономики Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия. Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Формирование французского этноса. Экономика Франции. Отрасли специализации. Приоритетные отрасли экономики. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация. Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Ватикан. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Земледелие Италии. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг. Центрально-Восточная Европ. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Славянские народы. Экономика. Формирование рыночных начал. Специализация экономики. Внутренние различия. Переход к рыночной экономике. Постсоветский регион. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Международное сотрудничество. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства. Украина, Белоруссия. Молдавия. Страны Закавказья. Центральноевроазиатский регион. Великий шелковый путь. Узбекскотаджикская цивилизация. Зарубежная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Древнейшая цивилизация. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия. Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Тихоокеанский промышленный пояс. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия. Юго-восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона. Юго-западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая 17 промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия. Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — Экологические проблемы. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР. Природноресурсный потенциал ЮАР. Австралия и Океания Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Аборигены. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Экспорт ресурсов. Транспорт. Внутренние различия. Океания: обособленный мир островов. Меланезии. Полинезия. Микронезия. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Раздел 7. Глобальные проблемы человечества Глобальные проблемы. Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Содержание наиболее острых глобальных проблем Отсталость, голод, болезни. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевые проблемы. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества. Лабораторно-практические и практические работы. Практические работы: Оценка ресурсообеспеченности стран(регионов) мира.» Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору). Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции Положение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору). Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору). Сравнительная характеристика двух стран (по выбору). На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимое на освоение каждой темы. Наименование тем Человек и ресурсы Земли Количество часов 10 Политическая карта мира. 5 География населения 6 География культуры, религий, цивилизаций География мировой экономики 4 9 Регионы и страны 29 Глобальные проблемы человечества 4 ИТОГО 67