Биология (углубленный уровень)

Приложение
к Основной образовательной программе
среднего общего образования МОУ
«Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Биология»
углубленный уровень
10-11 класс

1

Оглавление
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

…3-8

2.

Содержание учебного предмета «Биология»…………………………………….......8-13

3. Тематическое планирование ,в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества
часов, отводимое на освоение каждой темы. ………………………………..14-17

2

1. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность
и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
–готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и
компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
–неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг,
гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, зыкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к
научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;

3

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы,в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной
организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а неличных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных(устных и письменных)
языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

10

класс
Ученик на углубленном уровне научится:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной
естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых
организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека,
биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных
мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; решать
биологические задачи разной сложности;
объяснять сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов
наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного
наследования; наследования, сцепленного с
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;

4

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной
организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а неличных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных(устных и письменных)
языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
(углубленный уровень)
11

класс
Ученик на углубленном уровне научится:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной
естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых
организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека,
биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных
мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; решать
биологические задачи разной сложности;
объяснять сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов
наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного
наследования; наследования, сцепленного с
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

5

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а неличных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных(устных и
письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или
разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе
полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов
животных; изображать циклы развития в виде схем;
– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных
исследованиях в биологии, медицине и экологии;
– аргументировать необходимость
информационной цивилизации;

синтеза

естественно-научного

и

социо-гуманитарного знания в эпоху

– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы
своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
– использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для
приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как
учебный предмет.

6

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего
образования предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимодополняющих друг друга
(стандартизированные письменные и устные работы, проекты и практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты).

2. Содержание предмета
Изучение биологии в 10 классе (профильный уровень) - всего 102 часа.
Введение в биологию. История биологии.
Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об
основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из
источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения.
Биологические системы, процессы и их изучения.
Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения
окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей
и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.
Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное,
биокосное и биогенное вещество биосферы
Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный,
тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации
живого.
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул,
образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ
(метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии
существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования
живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы
избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы
и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение.
Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых
организмов; формы потребления энергии.
■ Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и
таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и
микроорганизмов.
■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы.
Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства
живой природы, естественная система классификации живых организмов.
Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о
целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.
■ Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию;
понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного иерархического уровня как результат эволюции
живой материи. Характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации живых
организмов.
■ Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы организации растительных организмов,
грибов и микроорганизмов.
Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных организмов.
Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической
системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений; биологические полимеры — белки, жиры
и нуклеиновые кислоты, углеводы.
Учение о клетке
Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т.
Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние
клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

7

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование
живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование
неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода;
химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических
превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли
неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль
катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое
поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная,
варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их
образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация
(обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых
молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов
жизнедеятельности.
Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные
особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.
Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения
жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма.
ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура
полинуклеотидных цепей, правило комплементарности {правилоЧаргаффа), двойная спираль (Уотсон и Крик);
биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной
информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция.
РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые»
молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека.
Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.
■ Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых
кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).
Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и
микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация
ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности
реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные
бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение,
половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.
■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.
■ Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты
клеток растений, животных и одноклеточных грибов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности.
Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация
специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные
организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез
белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК;
биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм.
Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап,
роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в
митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза
и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы
темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов
превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация. Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы.
Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы
регуляции метаболизма на уровне целостного организма.

Жизненный цикл клеток

8

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма.
Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и
стабильные. Размножение клеток
Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы
митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения
дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое
размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о
регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические
язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.
■ Демонстрация. Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические
препараты различных тканей млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей
в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.
Строение и функции организмов
Организм как единое целое. Ткани и органы. Ткани растений. Ткани животных. Опора тела организмов. Движение
организмов. Питание организмов. Дыхание организмов. Транспорт веществ у организмов. Выделение у
организмов. Защита организмов.
Размножение организмов
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у
одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное
значение бесполого размножения.
■ Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки,
показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих.
Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и
процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический
смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых
клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение.
Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие
половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.
■ Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и
рисунки, представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.
■ Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение
бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы
их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.
■ Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из
учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный
метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка,
куколка, имаго). Прямое развитие: до репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение
и смерть; биология продолжительности жизни. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и
постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма
матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход
эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).
Основы генетики и селекции.
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды
средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия
генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и
фенотип организма; генофонд.
■ Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.
Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы.
Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и
нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения
наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон
Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое
обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание;
третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

9

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков.
Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной
хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых
хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование,
кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в
определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.
■ Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные
мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и
летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение
мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения
различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер,
независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза,
оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в
наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и
проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность,
групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости;
вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др.
Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян.
Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими
заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая
равноценность.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции
растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная
гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и
генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития
сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
■ Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких
предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
■ Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности.
Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений.
Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость.
Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт,
порода, штамм.
■ Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение у
потомков отличий от родительских форм. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения
эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
11 класс.
История эволюционного учения.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной
целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных;
принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Первые русские эволюционисты.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана
Батиста Франсуа де Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный
материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид

10

— элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность
потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.
Микроэволюция.
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная
единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические
процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора.
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция.
Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость
видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций;
физиологические адаптации. Темпы эволюции.
■ Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и
животных; гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов
культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде
обитания и результаты видообразования.
Макроэволюция.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н.
Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в
эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и
прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения
биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция,
параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая
целесообразность, постепенное усложнение организации.
■ Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе
онтогенеза.
■ Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как
результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и
скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения
биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
■ Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины
возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Возникновение и развитие жизни на Земле.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление
всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и
современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые.
Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных
растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений;
папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных,
пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений.
Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика
вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие
насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение
приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих.
Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Человек – биосоциальная система.
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного
мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства
животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной
эволюции.
Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека.
Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы;
расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа..

11

Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального
дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.
Биологические свойства человеческого общества.
■ Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
■ Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное
усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции.
Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.
Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
■ Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития
жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать
аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
Экология – наука об надорганизменных системах.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в
жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие
факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания.
Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии.
Формы
взаимоотношений
между
организмами.
Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство.
Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики,
фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.
■ Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.
Экологическая характеристика вида и популяции .
Экологическая ниша вида.
Экологические характеристики популяции. Экологическая структура популяции. Динамика популяции и ее
регуляция
Сообщества и экологические системы.
Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты.
Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
■ Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.
Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;
характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.
Биосфера – глобальная экосистема
Биосфера — живая оболочка планеты.. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав,
разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский).
Круговорот веществ в природе.
Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части.
Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.
Человек и окружающая среда.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального
природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы,
обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов,
экологическое образование.
■ Демонстрация. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей
страны и ближнего зарубежья.
Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.
Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и
т. д.).
■ Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов
(просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).
■ Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл
сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые
ресурсы. Заповедники, заказники, парки; Красная книга
Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических
закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и
т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

12

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств

3.
Тематическое планирование ,в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимое на освоение каждой темы.

Раздел

Кол-во
часов
1

Введение в общую
биологию
Биологические системы, 2
процессы и их изучение
Клетка
34

Размножение и развитие 15
организмов

Основы генетики и
селекции

30

Строение и функции
организмов

14

Обобщение
ИТОГО:

6

Тема
Предмет и задачи общей биологии

Кол-во
часов
1

Организация и разнообразие
2
биологических систем и процессов
Цитология – наука о клетке
2
Химический состав клетки
8
Строение и функции клетки
8
Обмен веществ и превращение энергии в 11
клетке
Жизненный цикл клеток
5
Формы размножения организмов
2
Мейоз и митоз
3
Гаметогенез у животных и растений
3
Оплодотворение и индивидуальное
2
развитие организмов
Рост и развитие животных.
1
Размножение и развитие растений.
2
Чередование поколений
Вирусы.
2
История становления и развития генетики. 2
Методы генетики
часов
Законы Менделя. Моно- и дигибридное
6
скрещивание.
Анализирующее скрещивание и
6
сцепленное наследование признаков.
Взаимодействие аллельных и неаллельных 4
генов.
Изменчивость признаков. Виды
2
изменчивости.
Мутации.
2
Генетика человека
2
Селекция как наука.
3
Биотехнология и клеточная инженерия.
2
Организм как единое целое. Ткани и
2
органы
Опора тела организмов
1
Движение организмов
2
Питание организмов
2
Дыхание организмов
1
Транспорт веществ у организмов
2
Выделение. Защита организмов
2
Раздражимость и регуляция
2
102

13

11 класс – 102 часа.
Раздел
История
эволюционного
учения

Кол-во
часов
10

Микроэволюция

11

Макроэволюция

12

Возникновение и
развитие жизни на
Земле

Человек –
биосоцильная
система

13

8

Экология – наука об 14
надорганизменных
системах

Экологическая
5
характеристика вида
и популяции
Сообщества и
12
экологические
системы

Тема
Зарождение эволюционных
представлений
Первые эволюционные теории
Учение Дарвина
Синтетическая теория эволюции
Генетические основы эволюции
Движущие силы эволюции
Приспособленность организмов
Вид, его критерии и структура.
Видообразование.
Методы изучения (доказательства)
эволюции.
Направления и пути эволюции
Формы направленной эволюции
Закономерности (правила) эволюции
Гипотезы и теории возникновения
жизни на Земле
Химическая эволюция. Основные этапы
неорганической эволюции.
Основные этапы эволюции
растительного мира
Основные этапы эволюции животного
мира
История Земли и методы ее изучения.
Геохронологическая таблица
Современная система органического
мира.
Антропология – наука о человеке
Сходство и отличия человека с
животными
Движущие силы (факторы)
антропогенеза. «Трудовая теория Ф.
Энгельса».
Основные стадии антропогенеза
Эволюция современного человека.
Человеческие расы.
Зарождение, развитие и методы
экологии
Экологические факторы и
закономерности их действия.
Состав среды. Почвы. Климат.
Приспособленность организмов к
сезонным изменениям условий среды.
Жизненные формы.
Биотические взаимодействия
Экологическая ниша вида
Экологическая характеристика
популяции
Сообщества организмов: структуры и
связи. Биогеография.
Экосистемы. Основные показатели

Кол-во
часов
1
2
3
4
1
4
2
4
4
3
3
2
1
2
3
3
2
2
2
1
1

2
2
2
4
2
2

4
1
4
2
2

14

Биосфера –
глобальная
экосистема

Человек и
окружающая среда

Обобщение
ИТОГО:

5

6

экосистем
Свойства БГЦ и динамика сообществ.
Биогеоценозы: экотоп и биоценоз.
Природные и антропогенные
экосистемы
Биоразнообразие – основа устойчивости
сообществ
Биосфера – живая оболочка Земли.
Учение В.И. Вернадского о биосфере
Структура биосферы: литосфера,
гидросфера, атмосфера
Закономерности существования
биосферы. Основные биомы Земли.
Человечество в биосфере Земли
Загрязнение среды. Методы охраны
окружающей среды.
Антропогенное воздействие на
животный и растительный мир
Рациональное природопользование и
устойчивое развитие

3
3
2
2
1
2
1
2
2
1

6
102

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».