Астрономия (базовый уровень)

Приложение
к образовательной программе среднего
общего образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Астрономия»
11 класс

Оглавление
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета....................................... 3
2. Содержание учебного предмета «Астрономия» ................................................... 8
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 10

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя —ориентация
на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить
себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеаламигражданского общества; принятие и реализацию
ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская
идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу —
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и обще- человеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение,
соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное
на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в при- нятии решений, затрагивающих
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;
приверженность
идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультур- ном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и
3

формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и
способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное
отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений —
уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный
выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе
представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования
ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
4

Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные
функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или
сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы
по астрономии на базовом уровне являются:
Выпускник научится:
• соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
• понимать смысл основных астрономических терминов.
• распознавать проблемы, которые можно решить при помощи астрономических
методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
• понимать роль эксперимента в получении научной информации;
• проводить исследование зависимостей астрономических величин с использованием
5

прямых измерений: фиксировать результаты полученной зависимости астрономических
величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
• проводить косвенные измерения астрономических величин анализировать полученные
результаты с учетом заданной точности измерений;
• анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных астрономических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
• использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
астрономических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать ценность научных исследований, роль астрономии в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
• использовать приемы построения астрономических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
• сравнивать точность измерения астрономических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
• самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования астрономических
величин с использованием различных способов измерения астрономических величин,
выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений,
обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить
оценку достоверности полученных результатов;
• воспринимать информацию астрономического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения об астрономических явлениях
на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по
темам.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
• воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;
• использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы
телескопа.
Практические основы астрономии
• воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
• объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
• объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца;
• применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
• воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
• воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический
и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
• вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и расстоянию;
• формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
6

(уточненного) закона Кеплера;
• описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения
по орбитам с различным эксцентриситетом;
• объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
• характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
• формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
• определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
• описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
• перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины
их возникновения;
• проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
• объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
• описывать характерные особенности природы планет гигантов, их спутников и колец;
• характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
• описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
• описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
• объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Солнце и звезды
• определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год);
• характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
• описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
• объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
• описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
• вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
• называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей
на диаграмме «спектр – светимость»;
• сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
• объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
• описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
• оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
• описывать этапы формирования и эволюции звезды;
• характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
• объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
• характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
• определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
7

зависимости «период – светимость»;
• распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
• сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
• обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
• формулировать закон Хаббла;
• определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
• оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
• интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы Горячей Вселенной;
• классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения – Большого взрыва;
• интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
• систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.

2. Содержание учебного предмета «Астрономия»
Раздел 1. Введение в астрономию
Что изучает астрономия. Связь астрономии с другими науками. Структура и
пространственно-временные масштабы Вселенной. Особенности астрономических наблюдений.
значение астрономии для человеческого сообщества. Роль космонавтики в развитии
астрономических знаний.
Раздел 2. Практические основы астрономии
Различие звёзд по яркости, цвету. Упрощённое понятие о видимой величине. Созвездия.
Наиболее яркие звёзды и созвездия, наблюдаемые в Калужской области. Планеты –
«блуждающие светила». Основные точки и линии небесной сферы. Высота полюса мира над
горизонтом. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям.
Причины и характер изменения видимого положения Солнца. Эклиптика. Точки равноденствия
и солнцестояния. Горизонтальная и экваториальная системы координат. Видимое движение
светил на различных широтах. Незаходящие и невосходящие светила. Подвижная карта
звёздного неба. Связь между особенностями видимого положения Солнца на различных
широтах и климатическими особенностями соответствующего региона, в том числе климатом
Калужской области. Зодиакальные созвездия. Сумерки. Белые ночи. Фазы Луны, причины и
периодичность их смены. Звёздный период обращения Луны. Синодический месяц. Узлы
лунной орбиты. Затмения Солнца и Луны, условия их наступления. Средняя длительность
солнечных суток. Понятие об истинных солнечных сутках и уравнении времени. Часовые
пояса, поясное и скоординированное время. летнее время. Местное время в различных
населённых пунктах Калужской области. Служба солнца и точного времени. Применение
астрономии в картографии и навигации. Солнечный год. различные варианты календарей.
Перспективы усовершенствования календаря. Обучение учащихся решению задач на
взаимосвязь между всемирным, поясным и декретным (скоординированным) временем с
учётом существования линии перемены дат.
Раздел 3. Строение Солнечной системы
Строение Солнечной системы. Видимое движение планет. Системы мира Птолемея и
Коперника, их значение для науки и мировоззрения. Конфигурации планет и условия их
видимости. Звёздный и синодический периоды обращения планет и связь между ними.
Способы определения размеров тел Солнечной системы. Способы определения расстояний до
тел Солнечной системы. Определение размеров Земли. Определение расстояний до внутренних
8

планет геометрическим способом. Определение расстояний до небесных тел и их размеров
методом горизонтального параллакса. Приближённые значения астрономической единицы,
расстояний от Земли до Луны и планет от Солнца. Формулировка и границы применимости
законов Кеплера. Закон всемирного тяготения. Уточнение и обобщение законов Кеплера.
Возмущения в движении планет. Открытие Нептуна. Приливы. Прецессия земной оси.
Раздел 4. Природа тел Солнечной системы
Земля – планета Солнечной системы. Основные геофизические характеристики Земли. Её
строение, атмосфера, химический состав, магнитное поле. Физические условия на Луне.
Рельеф. Состояние поверхности Луны. Основные особенности планет земной группы:
Меркурия, Венеры, Марса. Состав атмосфер, наличие магнитного поля. Изучение их
космическими аппаратами. Физические особенности и химический состав планет-гигантов.
Магнитное поле, отсутствие твёрдых поверхностей. Спутники и кольца планет. Астероиды,
болиды и метеориты. Кометы, их открытие и движение. Физическая природа комет. Метеоры и
метеорные потоки. Пояс Койпера и облако Оорта. Траектории движения астероидов, история
взаимодействия Земли с кометами и астероидами. История экспедиций Л.И.Кулика по поиску
Тунгусского метеорита. Проблема астероидной опасности для Земли. Связь солнечной
активности с геофизическими явлениями. Служба Солнца. А.В.Чижевский – основоположник
гелиобиологии. важнейшие проявления солнечной активности, современные представления о
происхождении Солнечной системы.
Раздел 5. Солнце и звёзды
Строение Солнца, его основные физические характеристики. Физический смысл законов
Вина и Стефана-Больцмана, их применение для определения физических характеристик звёзд.
Энергия Солнца. Физические причины, определяющие равновесие звёзд. Внутреннее строение.
Строение солнечной атмосферы. Активные образования на Солнце. Циклы солнечной
активности. Способы определения расстояний до звёзд, единицы расстояний и связь между
ними, примерные расстояния до ближайших звёзд. Абсолютные и видимые звёздные величины.
Фотометрический параллакс. Цвет звёзд. Спектры и температура звезды. Физический смысл
законов Вина и Стефана-Больцмана, их применение для определения физических
характеристик звёзд. Двойные звёзды. Принципы определения масс звёзд. Физика звёзд.
Переменные и нестационарные звёзды. Цефеиды (классические и короткопериодические).
Новые и сверхновые звёзды. Физические причины, определяющие равновесие звёзд. Диаграмма
«Спектр-светимость» (главная последовательность, гиганты, белые карлики). Эволюция
нормальных звёзд: красный гигант, белый карлик, нейтронная звезда, чёрная дыра.
Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной
Состав и размеры Галактики. Движение звёзд в Галактике. Диффузная материя.
Межзвёздная среда. Возникновение звёзд. Распределение вещества в Галактике. Структура
галактик. Различные типы галактик. активность их ядер. Закон Хаббла. Радиогалактики и
квазары. Расширяющаяся Вселенная. гипотеза Большого взрыва. Жизнь и разум во Вселенной.

9

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы

№ раздела
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.

Наименование разделов
Введение в астрономию
Практические основы астрономии
Строение Солнечной системы
Природа тел Солнечной системы
Солнце и звёзды
Строение и эволюция Вселенной
Итого

10

Количество часов
1
8
7
8
6
3
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».