Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Курс внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» Оглавление I. Планируемые результаты освоения курса ..............................................................................3 II. Содержание курса .....................................................................................................................4 Ш. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы ...................................................................................................................................5 I. Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» для 2 класса МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель курса: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи: Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населѐнном пункте, в общественных местах, на природе. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (34 ч.). I. Планируемые результаты освоения курса. ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы: - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Обучающиеся получат возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. РЕГУЛЯТИВНЫЕ Обучающийся научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Обучающийся научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, • строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей. КОММУНИКАТИВНЫЕ Обучающийся научится: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Обучающийся получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; II. Содержание курса Я и моѐ поведение (6 часов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. Я люблю свой дом. Умею ли я мириться? Хорошо ли обижаться? Хочу быть щедрым. Как научиться быть храбрым? Хорошо ли злиться? Я и другие (6 часов) 1. Давайте познакомимся. 2. Учимся расставаться. 3. Новенькая. 4. Как поступить? 5. Твѐрдое слово «нет»! 6. Играть вместе веселее. Уроки доброты (6 часов) 1. Уважай отца и мать — будет в жизни благодать. 2. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. 3. Не торопись забрать птенца, обдумай помощь до конца. 4. Мир украшают деревья, цветы. 5. Любую болезнь лечит доброе слово. 6. Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом. Уроки вежливости (6 часов) 1. Правила поведения в транспорте. 2. Ура! Идѐм в театр! 3. Идѐм в гости! 4. Что тебе подарить? 5. Не обижайте малышей. 6. Наедине с природой. Правила поведения в лесу. Уроки Ушинского (6 часов) 1. Умей обождать. 2. Гуси. 3. Спор животных. Спор деревьев. 4. 5. 6. Два козлика. Дятел. Утренние лучи. В мире мудрых пословиц (4 часов) 1. Хлеб — всему голова. 2. Грамоте учиться всегда пригодится. 3. Дом без книги, что без окон. 4. Нет друга — ищи, нашѐл — береги. II. Тематическое планирование с указанием количества часов. № Тема Количество часов Я и моѐ поведение (6 часов) 1. Я люблю свой дом. 1 2. Умею ли я мириться? 1 3. Хорошо ли обижаться? 1 4. Хочу быть щедрым. 1 5. Как научиться быть храбрым? 1 6. Хорошо ли злиться? 1 Я и другие (6 часов) 7. Давайте познакомимся. 1 8. Учимся расставаться. 1 9. Новенькая. 1 10. Как поступить? 1 11. Твѐрдое слово «нет»! 1 12. Играть вместе веселее. 1 Уроки доброты (6 часов) 13. Уважай отца и мать — будет в жизни благодать. 1 14. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. 15. Не торопись забрать птенца, обдумай помощь до конца. 1 16. Мир украшают деревья, цветы. 1 17. Любую болезнь лечит доброе слово. 1 18. Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом. Уроки вежливости (6 часов) 1 1 19. Правила поведения в транспорте. 1 20. Ура! Идѐм в театр! 1 21. Идѐм в гости! 1 22. Что тебе подарить? 1 23. Не обижайте малышей. 1 24. Наедине с природой. Правила поведения в лесу. 1 Уроки Ушинского (6 часов) 25. Умей обождать. 1 26. Гуси. 1 27. Спор животных. Спор деревьев. 1 28. Два козлика. 1 29. Дятел. 1 30. Утренние лучи. 1 В мире мудрых пословиц (4 часов) 31. Хлеб — всему голова. 1 32. Грамоте учиться всегда, пригодиться. 1 33. Дом без книги, что без окон. 1 34. Нет друга — ищи, нашѐл — береги. 1 Итого: 34 ч.