Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Курс внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Оглавление I. Пояснительная записка ..............................................................................................................3 II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ........................................................3 III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности ..................................................................................................................................5 IV. Тематическое планирование .................................................................................................6 I. Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» для 3 класса МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни. Задачи: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления. 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 7. Расширять пассивный и активный словарь учащихся. Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (34 ч.). II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные : У обучающегося будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности либо неуспешности учебной деятельности; Регулятивные: Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные: Обучающийся научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • строить сообщения в устной и письменной форме; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. Коммуникативные: Обучающийся научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнѐра. Обучающийся получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников; III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Раздел 1. Умение владеть собой (5 ч.) Я – третьеклассник. Как я изменился за лето? Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми. Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным. Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать? Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (4 часа) Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нѐм привлекают? Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают? Конфликт. Как он возникает? Моѐ поведение в трудных ситуациях Раздел 3. Культура общения (6 часов) Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор. Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении. Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки. Как правильно познакомиться? Как правильно держать себя, чтобы понравиться? Раздел 4. Что такое сотрудничество? (5 часов) Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений: -из умения понять другого; - из умения договориться; - из умения уступить, если это нужно для дела; - из умения правильно распределить роли в ходе работы. Что значит понимать другого и как можно этому научиться? Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа? Раздел 5. Я и мои друзья (6 ч.) Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моѐм характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников? Раздел 6. Я и мои родители (4 ч.) Я и мои родители. В чѐм мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения с взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Раздел 7. Я и моя школа (4 ч.) Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдѐт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берѐтся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу». Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая. Формы организации: Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая. Формы организации: - тематические занятия; - практические работы; - конкурсы рисунков; - изготовление наглядных пособий, памяток; - просмотр видеоматериалов, презентаций; - викторины; - выставки работ. IV. Тематическое планирование. № Тема Кол-во часов Раздел 1. Умение владеть собой (5 ч.) 1. Я – третьеклассник 1 2. Я – это мои цели. 1 3. Хозяин своего Я 1 4. Не хочу быть плохим 1 5. Умей расслабиться 1 Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (4 ч.) 6. Мой любимый герой 1 7. Добро и зло 1 8. Что такое хорошо и что такое плохо 1 9. Конфликт. Моѐ поведение в трудных ситуациях 1 Раздел 3. Культура общения (6 ч.) 10. Волшебные слова 1 11. Учимся вежливо говорить 1 12. Я вам пишу 1 13. Мой день рождения 1 14. Мы смеѐмся 1 15. Мальчик и девочка 1 Раздел 4. Что такое сотрудничество (5 ч.) 16. Что такое сотрудничество? 1 17. Я умею понимать другого 1 18. Я умею договариваться с людьми 1 19. Мы умеем действовать сообща 1 20. Что такое коллективная работа? 1 Раздел 5. Я и мои друзья (6 ч.) 21. Настоящий друг 1 22. Умею ли я дружить? 1 23. Трудности в отношениях с друзьями 1 24. Я и мои «колючки» 1 25. Ссора и драка 1 26. Что такое одиночество? 1 Раздел 6. Я и мои родители (4 ч.) 27. Я и мои родители 1 28. «Урок мудрости» 1 29. Я умею просить прощения 1 30. Почему родители наказывают детей? 1 Раздел 7. Я и моя школа (4 ч.) 31. Я и моя школа 1 32. Я и мой учитель 1 33. Я и мои одноклассники 1 34. Что такое лень? 1