Приложение
к Основной образовательной
программе начального общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»
Курс
внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Оглавление
I. Пояснительная записка ..............................................................................................................3
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ........................................................3
III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности ..................................................................................................................................5
IV. Тематическое планирование .................................................................................................6
I. Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» для 3 класса МОУ «Мятлевская
средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших
школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу,
понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку
преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального
состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь учащихся.
Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (34 ч.).
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные :
У обучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности либо неуспешности учебной деятельности;
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках.
Познавательные:
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит,
а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнѐра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и
позиций всех участников;
III. Содержание курса внеурочной деятельности с
указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Умение владеть собой (5 ч.)
Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?
Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением,
следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть
умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (4
часа)
Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие
качества меня в нѐм привлекают?
Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?
Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а
какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
Конфликт. Как он возникает? Моѐ поведение в трудных ситуациях
Раздел 3. Культура общения (6 часов)
Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила
общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо
соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию.
Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.
Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать
и вести разговор.
Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре,
дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.
Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний
вид девочки.
Как правильно познакомиться?
Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (5 часов)
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих
умений:
-из умения понять другого;
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
- из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
Как научиться договариваться с людьми?
Что такое коллективная работа?
Раздел 5. Я и мои друзья (6 ч.)
Каким должен быть настоящий друг.
Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моѐм характере?
Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы
избежать ссоры?
Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Раздел 6. Я и мои родители (4 ч.)
Я и мои родители. В чѐм мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.
Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?
Правила поведения и общения с взрослыми. Почему нужно относиться к старшим
с уважением? «Урок мудрости».
Почему родители наказывают детей?
Раздел 7. Я и моя школа (4 ч.)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства
вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики
боятся учителя?
Школа на планете «Наоборот». Что произойдѐт, если мы будем учиться в такой
школе?
Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив!
Что такое лень и откуда она берѐтся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно
победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула:
«Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая.
Формы организации:
Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая.
Формы организации:
- тематические занятия;
- практические работы;
- конкурсы рисунков;
- изготовление наглядных пособий, памяток;
- просмотр видеоматериалов, презентаций;
- викторины;
- выставки работ.
IV. Тематическое планирование.
№
Тема
Кол-во
часов
Раздел 1. Умение владеть собой (5 ч.)
1.
Я – третьеклассник
1
2.
Я – это мои цели.
1
3.
Хозяин своего Я
1
4.
Не хочу быть плохим
1
5.
Умей расслабиться
1
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (4 ч.)
6.
Мой любимый герой
1
7.
Добро и зло
1
8.
Что такое хорошо и что такое плохо
1
9.
Конфликт. Моѐ поведение в трудных ситуациях
1
Раздел 3. Культура общения (6 ч.)
10. Волшебные слова
1
11. Учимся вежливо говорить
1
12. Я вам пишу
1
13. Мой день рождения
1
14. Мы смеѐмся
1
15. Мальчик и девочка
1
Раздел 4. Что такое сотрудничество (5 ч.)
16. Что такое сотрудничество?
1
17. Я умею понимать другого
1
18. Я умею договариваться с людьми
1
19. Мы умеем действовать сообща
1
20. Что такое коллективная работа?
1
Раздел 5. Я и мои друзья (6 ч.)
21. Настоящий друг
1
22. Умею ли я дружить?
1
23. Трудности в отношениях с друзьями
1
24. Я и мои «колючки»
1
25. Ссора и драка
1
26. Что такое одиночество?
1
Раздел 6. Я и мои родители (4 ч.)
27. Я и мои родители
1
28. «Урок мудрости»
1
29. Я умею просить прощения
1
30. Почему родители наказывают детей?
1
Раздел 7. Я и моя школа (4 ч.)
31. Я и моя школа
1
32. Я и мой учитель
1
33. Я и мои одноклассники
1
34. Что такое лень?
1