Приложение
к Основной образовательной
программе начального общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»
Курс
внеурочной деятельности
«Моя родина - Россия»
Оглавление
I. Пояснительная записка ..............................................................................................................3
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности .......................................................3
III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности .................................................................................................................................4
IV. Тематическое планирование .................................................................................................6
I. Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Моя родина - Россия» для 3 класса МОУ «Мятлевская
средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Цель курса: формирование основ патриотизма, а именно воспитание качеств
человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной
активности, уважения к культуре и истории родного края, страны.
Задачи:
обеспечить широкую направленность воспитательного процесса на ознакомление
детей с историей и культурой родной страны;
формировать осознанное отношение обучающихся к символам государства;
воспитывать ответственность и гордость за достижения своей родины, формировать
активную жизненную позицию, творческий потенциал;
воспитывать уважение к историческому прошлому нашей родины, к людям,
прославившим Россию в разные исторические эпохи;
воспитывать толерантнось, уважение к людям разных национальностей нашей
большой Родины;
познакомить детей с особенностями культур народов нашей страны (христианство,
мусульманство, буддизм).
Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (34 ч.).
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные :
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
устанавливать целевые приоритеты;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Обучающийся получит возможность научиться:
основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и
деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Познавательные:
Обучающийся научится:
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий и процессов.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение, позицию; аргументировать и координировать еѐ;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи.
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности.
III. Содержание курса внеурочной деятельности с
указанием форм организации и видов деятельности
Раздел «Россия: прошлое и настоящее»
Москва – столица России;
Государственные символы России;
Мир Древних славян;
Московское княжество;
Российская империя при Петре I;
Российская империя при Екатерине II;
Первая русская революция;
Советская Россия;
Союз Советских Социалистических Республик;
Россия сегодня.
Раздел «Великие люди России»
Павел Михайлович Третьяков
Александр Сергеевич Пушкин
Юрий Алексеевич Гагарин
Пѐтр Ильич Чайковский
Расул Гамзатович Гамзатов
Преподобный Сергий Радонежский
Михаил Васильевич Ломоносов.
Раздел «Героическое военное прошлое России»
Половецкие набеги на Русь;
Монголо-татарское иго;
Шведские захватчики;
Польские захватчики;
Война 1812 года;
Российско-турецкая война;
Первая Мировая война;
Великая Отечественная война.
Раздел «Государственные праздники. Памятные даты»
Государственные праздники;
Памятные дни;
Дни воинской славы;
Памятные даты России.
Раздел «Россия – многонациональная страна»
Народы России;
Языки и религии народов России;
Промыслы народов России;
Праздники народов России: календарные, религиозные;
Фольклор народов России.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Формы организации:
-беседы;
-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
-анализ и просмотр текстов;
-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями- тематические занятия;
- изготовление наглядных пособий, памяток;
- просмотр видеоматериалов.
IV. Тематическое планирование.
№
Тема
Количество
часов
«Россия: прошлое и настоящее»
1.
Москва – столица России
1
2.
Государственные символы России
1
3.
Мир Древних славян
1
4.
Московское княжество
1
5.
Российская империя при Петре I
1
6.
Российская империя при Екатерине II
1
7.
Первая русская революция
1
8.
Советская Россия
1
9.
Союз Советских Социалистических Республик
1
10.
Россия сегодня
1
«Великие люди России»
11.
Павел Михайлович Третьяков
1
12.
Александр Сергеевич Пушкин
1
13.
Юрий Алексеевич Гагарин
1
14.
Пѐтр Ильич Чайковский
1
15.
Расул Гамзатович Гамзатов
1
16.
Преподобный Сергий Радонежский
1
17.
Михаил Васильевич Ломоносов.
1
«Героическое военное прошлое России»
18.
Половецкие набеги на Русь
1
19.
Монголо-татарское иго
1
20.
Шведские захватчики
1
21.
Польские захватчики
1
22.
Война 1812 года
1
23.
Российско-турецкая война
1
24.
Первая Мировая война
1
25.
Великая Отечественная война.
1
«Государственные праздники. Памятные даты»
26.
Государственные праздники
1
27.
Памятные дни
1
28.
Дни воинской славы
1
29.
Памятные даты России.
1
«Россия – многонациональная страна»
30.
Народы России
1
31.
Языки и религии народов России
1
32.
Промыслы народов России
1
33.
Праздники народов России: календарные, религиозные
1
34.
Фольклор народов России.
1
Итого:
34 ч.