Земля - наш общий дом

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
начального
общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Курс
внеурочной деятельности
«Земля – наш общий дом»

Оглавление
I. Пояснительная записка ..............................................................................................................3
II. Планируемые результаты освоения курса.............................................................................3
III. Содержание курса ....................................................................................................................5
IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы ...................................................................................................................................7

I. Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом» для 1 класса МОУ «Мятлевская
средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших
школьников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы,
общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от
поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к
активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (33 ч.).

II. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:






определять характер взаимоотношений человека и природы;
выполнять правила безопасного поведения в природе;
использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в
природной среде;
Обучающийся получит возможность научиться:
 формировать культуру общения с животными как части экологической
культуры, гуманного отношения к животным;
 определять потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций,
направленных на заботу о животных;
 понимать необходимость бережного и естественного отношения к богатству
природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы;
 использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;
 обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
Метапредметные результаты
Регулятивные :
Обучающийся научится:





принимать и сохранять учебную задачу;
ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;



самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
материале;
 различать способ и результат действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
 работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, играх;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия;
 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные :
Обучающийся научится:
 узнавать изученные объекты и явления живой природы;
 сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств;
 проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными,
используя простейшее оборудование и измерительные приборы;
 формулировать выводы из изученного материала;
 приводить примеры животных;
 определять животных с помощью атласа-определителя;
 моделировать природные сообщества;
 строить сообщения в устной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
 соотносить группы животных и их существенные признаки;
 находить информацию из различных источников (энциклопедий, литературы);
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении,
свойствах и связях;
 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок,
схема, интернет);
 выполнять проектные и творческие работы;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
 решения различных коммуникативных задач;
 строить монологическое высказывание;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 работать в группе и индивидуально.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве

III. Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении
практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле
чудес»
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа
В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа
«знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в
народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по
содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа
В.Зотова
«Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в
группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа
В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами
и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверѐк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова
«Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда
.Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось»
работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ѐж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости
к ѐжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ѐжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики»
Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя
о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах
«Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение
рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение
рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова
«Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение

рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полѐвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки
как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с
картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова
«Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверѐк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа
В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок.
Фонограмма звуков джунглей и рѐва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление
портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки
«Снежный взрыв и спасѐнная косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьѐ это
меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Тема 21. Воробей - самая распространѐнная птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьѐм. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа
В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В.
Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа
В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещѐтка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками
пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство с соловьѐм, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа
«Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные
приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем
мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение
и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над
народными приметами и поговорками. Беседа «Гнѐзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок.
Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра
«Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ

рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами.
Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В.
Зотова «Синица». Работа над
пословицами и народными приметами. Чтение
стихотворения «Дружные сестрички – жѐлтые синички». Рисование птиц с яркими
клювами.
Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание
загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения
«Скворец».
Тема 33. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)
Рассказ – беседа «О чѐм поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра –
соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок
из песни о птицах. Конкурс «Кто так поѐт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс
«Знатоки сказок».

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов,
№

Тема

Количество
часов

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

4

Серый хищник - волк

1

5

Хозяин леса - медведь

1

6

Любознательный зверѐк -белка

1

7

Куница - охотник на белок

1

8

Лесной красавец - лось

1

9

Сердитый недотрога- ѐж

1

10

Подземный житель - крот

2

11

Всеядное животное — барсук

1

12

Бобр-строитель

1

13

Запасливый бурундук

1

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

15

Мышка-норушка

1

16

Рысь - родственник кошки

1

17

Соболь - «дорогой» зверѐк

1

18

Тигр - самая большая кошка на Земле

1

19

Косуля - самый маленький европейский олень

1

20

Обобщающие занятие о диких животных

1

21

Воробей - самая распространѐнная птица на Земле

1

22

Ворона - «интеллектуальная» птица

1

23

Ворон - красивая, умная птица

1

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

1

25

«Лесной доктор» - дятел

1

26

Соловей - «великий маэстро»

1

27

Галка - городская птица

1

28

Загадочная птица - кукушка

1

29

«Пернатая кошка» - сова

1

30

Любимая птица - снегирь

1

31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

1

32

Наш добрый сосед - скворец

1

33

Обобщающее занятие о птицах

1

Итого:

33 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».