Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова» Курс внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом» Оглавление I. Пояснительная записка ..............................................................................................................3 II. Планируемые результаты освоения курса.............................................................................3 III. Содержание курса ....................................................................................................................5 IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы ...................................................................................................................................7 I. Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом» для 1 класса МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. 5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. 6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. 7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (33 ч.). II. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты Обучающийся научится: определять характер взаимоотношений человека и природы; выполнять правила безопасного поведения в природе; использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной среде; Обучающийся получит возможность научиться: формировать культуру общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным; определять потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных; понимать необходимость бережного и естественного отношения к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы; использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни; обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; Метапредметные результаты Регулятивные : Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; различать способ и результат действия; Обучающийся получит возможность научиться: работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, играх; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные : Обучающийся научится: узнавать изученные объекты и явления живой природы; сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными, используя простейшее оборудование и измерительные приборы; формулировать выводы из изученного материала; приводить примеры животных; определять животных с помощью атласа-определителя; моделировать природные сообщества; строить сообщения в устной форме. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить группы животных и их существенные признаки; находить информацию из различных источников (энциклопедий, литературы); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, интернет); выполнять проектные и творческие работы; Коммуникативные: Обучающийся научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; работать в группе и индивидуально. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве III. Содержание курса Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час) Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес» Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час) Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. Тема 4.Серый хищник – волк (1час) Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась» Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Тема 6. Любознательный зверѐк – белка (1час) Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику» Тема 7. Куница - охотник на белок (1час) Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку» Тема 8. Лесной красавец – лось (1час) Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец» Тема 9. Сердитый недотрога - ѐж (1час) Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ѐжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ѐжика» Тема 10. Подземный житель – крот (1час) Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес» Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час) Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику» Тема 12. Бобр-строитель (1час) Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. Тема 13. Запасливый бурундук (1час) Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа. Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час) Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. Тема 15. Мышка-норушка (1час) Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полѐвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час) Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси. Тема 17. Соболь - «дорогой» зверѐк (1час) Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные». Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час) Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рѐва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час) Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасѐнная косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час) Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьѐ это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. Тема 21. Воробей - самая распространѐнная птица на Земле (1час) Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьѐм. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час) Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час) Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона» Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час) Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещѐтка» Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час) Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час) Знакомство с соловьѐм, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Тема 27. Галка - городская птица (1час) Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час) Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнѐзда и птенцы». Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час) Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час) Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час) Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жѐлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час) Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец». Тема 33. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час) Рассказ – беседа «О чѐм поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поѐт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок». IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, № Тема Количество часов 1 Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» 1 2 Заяц - «Длинное ухо» 1 3 Лисица. «Лиса Патрикеевна» 1 4 Серый хищник - волк 1 5 Хозяин леса - медведь 1 6 Любознательный зверѐк -белка 1 7 Куница - охотник на белок 1 8 Лесной красавец - лось 1 9 Сердитый недотрога- ѐж 1 10 Подземный житель - крот 2 11 Всеядное животное — барсук 1 12 Бобр-строитель 1 13 Запасливый бурундук 1 14 Кабан - дикий родственник домашней свиньи 1 15 Мышка-норушка 1 16 Рысь - родственник кошки 1 17 Соболь - «дорогой» зверѐк 1 18 Тигр - самая большая кошка на Земле 1 19 Косуля - самый маленький европейский олень 1 20 Обобщающие занятие о диких животных 1 21 Воробей - самая распространѐнная птица на Земле 1 22 Ворона - «интеллектуальная» птица 1 23 Ворон - красивая, умная птица 1 24 Сорока-белобока - «лесная сплетница» 1 25 «Лесной доктор» - дятел 1 26 Соловей - «великий маэстро» 1 27 Галка - городская птица 1 28 Загадочная птица - кукушка 1 29 «Пернатая кошка» - сова 1 30 Любимая птица - снегирь 1 31 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России 1 32 Наш добрый сосед - скворец 1 33 Обобщающее занятие о птицах 1 Итого: 33 ч.