В мире книг

Приложение
к Основной образовательной
программе начального общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»

Курс
внеурочной деятельности
«В мире книг»

Оглавление
I. Пояснительная записка ..............................................................................................................3
II. Планируемые результаты освоения курса.............................................................................3
III. Содержание курса ....................................................................................................................4
IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы ...................................................................................................................................7

I. Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «В мире книг» для 1 класса МОУ «Мятлевская средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Цель: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
Задачи:
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных
классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебных умений.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от
класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению
читательского опыта младшего школьника.
Формы работы:
- литературные игры;
- конкурсы-кроссворды;
- библиотечные уроки,
- путешествия по страницам книг;
- проекты;
Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (33 ч.).

II. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать своѐ отношение к героям прочитанных и прослушанных
произведений, к их поступкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осознавать значимость чтения для личного развития;
 формировать потребность в систематическом чтении;
 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.


Метапредметные результаты
Регулятивные :
Обучающийся научится:










принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:
 работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 самостоятельно работать с новым произведением;
 работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные :
Обучающийся научится:
 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с художественнотворческой задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
 участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения;
 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
 высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;
 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве

III. Содержание курса
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист,
оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоѐм
рюкзаке живѐт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация
(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам
(работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книгасборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание,
чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким,
Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М.
Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными
произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (5 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.
Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.Домикисказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зѐрнышко». Произведения детских писателей на
страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.
Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее
найдѐт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алѐнушка
и братец Иванушка», «Терѐшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино»,
Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева
«Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра
«Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина
«Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (2 ч)
Книги-сборники о животных.

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов,
№

Тема

Количество
часов
Здравствуй, книга (2 ч)

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом

1

оформлении (книга-произведение).
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в

1

библиотеке.
4

Книги о Родине и природе.

1
Писатели детям (3 ч)

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

7

Книги современных писателей о детях.

1

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
8

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весѐлые

1

потешки», «Скороговорки и считалки».
9

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

По страницам книг В. Сутеева (5 ч)
10

Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры

2

«Посчитайся», «Отгадай загадку».
11

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-

1

произведения).
12

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1

13

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1

Сказки народов мира (3 ч)
14

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

15

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

1

16

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
17

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой

1

«Приключения Буратино».
18

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1

Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование
отдельных историй.
19

Книги С. Маршака. Выставка книг.

1

Детские писатели (3 ч)
20

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1

21

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1

22

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

Сказки зарубежных писателей (3 ч)
23

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

24

В гостях у сказки.

2

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
25

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

26

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

Дети — герои книг (3 ч)
27

Дети — герои книг детских писателей.

2

28

Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

Книги о животных (2 ч)
29

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого .

1

30

По страницам любимых книг. Выставка книг.

1

Итого:

33 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».