Приложение
к Основной образовательной
программе начального общего
образования МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»
Курс
внеурочной деятельности
«В мире книг»
Оглавление
I. Пояснительная записка ..............................................................................................................3
II. Планируемые результаты освоения курса.............................................................................3
III. Содержание курса ....................................................................................................................4
IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы ...................................................................................................................................7
I. Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «В мире книг» для 1 класса МОУ «Мятлевская средняя
общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» составлен в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Цель: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
Задачи:
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных
классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебных умений.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от
класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению
читательского опыта младшего школьника.
Формы работы:
- литературные игры;
- конкурсы-кроссворды;
- библиотечные уроки,
- путешествия по страницам книг;
- проекты;
Предмет изучается в объеме – 1 час в неделю (33 ч.).
II. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своѐ отношение к героям прочитанных и прослушанных
произведений, к их поступкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Метапредметные результаты
Регулятивные :
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
самостоятельно работать с новым произведением;
работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные :
Обучающийся научится:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с художественнотворческой задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
III. Содержание курса
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист,
оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоѐм
рюкзаке живѐт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация
(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам
(работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книгасборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание,
чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким,
Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М.
Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными
произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (5 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.
Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.Домикисказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зѐрнышко». Произведения детских писателей на
страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.
Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее
найдѐт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алѐнушка
и братец Иванушка», «Терѐшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино»,
Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева
«Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра
«Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина
«Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (2 ч)
Книги-сборники о животных.
IV. Тематическое планирование с указанием количества часов,
№
Тема
Количество
часов
Здравствуй, книга (2 ч)
1
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.
1
2
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом
1
оформлении (книга-произведение).
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
3
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в
1
библиотеке.
4
Книги о Родине и природе.
1
Писатели детям (3 ч)
5
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
1
6
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
1
7
Книги современных писателей о детях.
1
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
8
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весѐлые
1
потешки», «Скороговорки и считалки».
9
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
1
По страницам книг В. Сутеева (5 ч)
10
Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры
2
«Посчитайся», «Отгадай загадку».
11
По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-
1
произведения).
12
В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.
1
13
Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».
1
Сказки народов мира (3 ч)
14
Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.
1
15
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.
1
16
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.
1
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
17
Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой
1
«Приключения Буратино».
18
По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
1
Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование
отдельных историй.
19
Книги С. Маршака. Выставка книг.
1
Детские писатели (3 ч)
20
Книги-сборники произведений К. Чуковского.
1
21
Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.
1
22
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
1
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
23
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».
1
24
В гостях у сказки.
2
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
25
Стихотворения для детей. Книги-сборники.
1
26
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.
1
Дети — герои книг (3 ч)
27
Дети — герои книг детских писателей.
2
28
Литературная игра «Вопросы и ответы».
1
Книги о животных (2 ч)
29
Книги В. Бианки, Г. Скребицкого .
1
30
По страницам любимых книг. Выставка книг.
1
Итого:
33 ч.