Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования МОУ
«Мятлевская средняя общеобразовательная
школа им. А.Ф. Иванова»
Программа
учебного предмета
Физическая культура
5 – 9 классы
Оглавление
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ............................................................................ 3
2.
Содержание учебного предмета ....................................................... Ошибка! Закладка не определена.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,отводимых на изучение каждой темы с
учетом рабочей программы воспитания.............................................................................................................. 8
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная
рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных
и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к развитию индивидуальных
свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая
культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к
обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использоватьценности физической культуры
для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых
результатов в физическом совершенстве:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости засвою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и
человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской,
творческой и других видовдеятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества,принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в
коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену;помогать друг другу и учителю;
поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность,
самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
Регулятивные
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности
отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и
умений, повышающих результативность выполнения заданий;
приобретение умений планировать, контролировать иоценивать учебную деятельность, организовывать
места занятий и обеспечивать их безопасность;
Познавательные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности
человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как одного из важнейших условий
развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной
деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного поведения.
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в
состоянии здоровья;
закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических
факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, допинг), и их негативных
последствий;
понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными
двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
восприятие спортивного соревнования как культурно массового зрелищного мероприятия, проявление
адекватных норм поведения, неантагонистических способов общенияи взаимодействия.
владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта
и оздоровительной физической культуры, активно их использоватьв самостоятельно организуемой
спортивно оздоровительной и физкультурно оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и
физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Коммуникативные:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к
собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности,
находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку
зрения, доводить её до собеседника.
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими
упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляциисвоей деятельности.
проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление
культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной
деятельности
Предметные результаты
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, активном
включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать
физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических
занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной,
коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей
организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с
соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать
первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и
проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств:
оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использованиястандартных физических нагрузок и функциональных
проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её
воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих
упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими
упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных
на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных
систем организма.
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее
развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь
со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием
качеств личности и профилактикой вредных привычек;
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе
совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать
с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития
физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями,
определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и
учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой,
спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга,
укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных
особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению
здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать
особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их
с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных
занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма,
повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие
основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости икоординации движений);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных
упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол,баскетбол в
условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику
последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развитияосновных
физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в
становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов
Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения,
великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем
организма;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов
проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной
направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической
подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и
бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся
индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных
способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»;
2 Содержание предмета Физическая культура
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр
и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское
движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских
играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура
в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к
технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и еѐ связь с укреплением здоровья,
развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию
физических качеств. Техника движений и еѐ основные показатели. Всестороннее и гармоничное
физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый
образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Профессионально-прикладная физическая
подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и
гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных
качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление
индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных
перемен). Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий
прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры. Оценка
эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурнооздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок
в технике выполнения упражнений (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния
здоровья с помощью функциональных проб.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме
учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей
физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приѐмы. Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки.
Лѐгкая атлетика.
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка.
Прикладно-ориентированные упражнения. Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы,
выносливости.
Лѐгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжная подготовка (лыжные гонки). Развитие выносливости, силы, координации движений,
быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
3
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
изучение каждой темы с учетом рабочей программы воспитания
КЛАСС ТЕМЫ
5 класс Основы знаний о физической
культуре
Легкая атлетика
Гимнастика
Волейбол
Лыжная подготовка
Баскетбол
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Количество часов
В процессе уроков
11
18
18
18
22
11
7
КЛАСС ТЕМЫ
6 класс Основы знаний о физической
культуре
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Гимнастика
Волейбол
Лыжная подготовка
Волейбол
Баскетбол
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Количество часов
В процессе уроков
КЛАСС ТЕМЫ
7 класс Основы знаний о физической
культуре
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Гимнастика
Волейбол
Лыжная подготовка
Волейбол
Баскетбол
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Количество часов
В процессе уроков
КЛАСС ТЕМЫ
8 класс Основы знаний о физической
культуре
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Гимнастика
Волейбол
Лыжная подготовка
Количество часов
В процессе уроков
11
9
18
10
18
10
13
11
4
11
9
18
15
18
5
17
11
5
11
7
18
11
18
Волейбол
Баскетбол
Легкая атлетика
КЛАСС ТЕМЫ
9 класс Основы знаний о физической
культуре
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Гимнастика
Волейбол
Лыжная подготовка
Волейбол
Баскетбол
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
9
22
19
Количество часов
В процессе уроков
10
7
18
20
18
9
20
10
4