Человек

Приложение к Адаптированной
основной общеобразовательной
программе обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальные нарушения)
МОУ «Мятлевская СОШ им.А.Ф. Иванова»

Программа
учебного предмета
«Человек»
1 - 4 классы
вариант 2

1

Программа учебного предмета «Человек»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
1 – 4 классы

Оглавление

1. Пояснительная записка

3

2. Общая характеристика учебного предмета

4

3. Место учебного предмета в учебном плане

4

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

4-5

5. Содержание учебного предмета

5-7

6. Тематическое планирование учебного предмета

7-11

7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

11

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «ЧЕЛОВЕК» разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП)
на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
 Адаптированная основная общеобразовательная программа МОУ «Мятлевская
СОШ им. А.Ф. Иванова»;


Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н.
Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева.

Цель изучения учебного предмета «Человек»:
формирование представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем
окружении и повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе
самообслуживания.
Задачи изучения предмета:
-учить реагировать на прикосновения, тактильный контакт;
-дать представления об изменениях положения тела,
-дать представления о своих двигательных возможностях при перемещении;
-учить воспринимать тело как целое;
-учить узнавать части тела, как собственного тела;
- учить принимать процесс одевания – раздевания;
-формировать навыки одевания-раздевания с поддержкой взрослого и самостоятельно;
-учить принимать процесс приема пищи;
-формировать навыки приема пищи и питья;
-дать представления о посуде и столовых приборах;
-учить правильно вести себя за столом;
-учить принимать процесс умывания;
-формировать навыки умывания с поддержкой взрослого и самостоятельно;
-учить принимать прикосновения к области рта;
-дать представления о зубах и о полости рта;
-формировать навыки чистки зубов с поддержкой взрослого и самостоятельно;
-формировать умение пользоваться туалетом с поддержкой взрослого и самостоятельно.

3

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания
им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»,
«Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Человек» входит в образовательную область «Окружающий мир»
учебного плана МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова».
На изучение предмета «Человек» отводится:
 в 1 классе 99 часов, 3 часа в неделю;
 во 2 классе 102 часа, 3 часа в неделю;
 в 3 классе 68 часов, 2 часа в неделю;
 в 4 классе 68 часов, 2 часа в неделю.

4ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета «Человек»:











осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей
принадлежности к определѐнному полу, как «Я»);
социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности;
владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
социуме;
оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность
за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах,
общепринятых правилах;
владение правилами поведения в учебной ситуации;
уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим,
понимание и сопереживание чувствам других;
владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных
ситуациях доступным образом;
владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Человек»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и
особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
4

образования данной категории обучающихся.
Человек
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением
в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моѐ» и «не моѐ», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям
и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной
роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Представления о себе.
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела
(голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь,
пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание
(различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание
назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание
(различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки,
желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение
о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего
возраста (даты рождения). Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе.
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи
воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка
рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры
воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана,
вытирание рук. Нанесение крема на руки.
5

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в
руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при
чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание
щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье
щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании
волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание
волос. Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание
мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание
тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка,
шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка,
трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения
предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы
(молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов
одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки,
туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя,
выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).
Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание
назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по
сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для
прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная,
праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от
предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава,
стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого
рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого
ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка,
стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании
(например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие
куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии,
пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват
брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину,
натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища
правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога,
вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании
комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки,
надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной),
передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого)
ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление
малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности
действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк,
колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование
6

туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива
воды, мытье рук.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана):
захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана),
втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание
жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки,
зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки
пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка
пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в
тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка
пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование
салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.
Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов
семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление
о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»

Название
раздела

Класс

Основные виды деятельности
обучающихся

1

2

3

4

Представления о
себе

28

31

21

19

Идентифицируют себя как мальчика
(девочку). Узнают и различают части
тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),
туловище (спина, живот),
руки
(локоть, ладонь, пальцы),
ноги
(колено, ступня, пальцы, пятка). По
возможности
называют
или
показывают назначения частей тела.
Узнают и различают части лица
человека (глаза, брови, нос, лоб, рот
(губы, язык, зубы). По возможности
называют или показывают назначения
частей
лица.
Знание
вредных
привычек. Сообщают о состоянии
своего здоровья. Называют своѐ имя и
фамилию. Называние своего возраста .
Сообщение сведений о себе. Рассказ о
себе.

Гигиена тела

20

20

20

20

Различают вентили с горячей и
холодной водой. Регулируют напор
струи воды. Смешивают воду до
комфортной температуры. Вытирают
руки полотенцем. Сушат руки с
помощью автоматической сушилки.
7

Соблюдают
последовательность
действий при мытье и вытирании рук:
открывание крана, регулирование
напора струи и температуры воды,
намачивание рук, намыливание рук,
смывание мыла с рук, закрывание
крана,
вытирание
рук.
Соблюдают последовательность
действий при мытье и вытирании
лица:
открывание
крана,
регулирование
напора
струи
и
температуры воды, набирание воды в
руки, выливание воды на лицо,
протирание лица, закрывание крана,
вытирание лица.
Чистят зубы. Поласкают полость рта.
Соблюдают
последовательность
действий при чистке зубов и
полоскании полости рта: открывание
тюбика с зубной пастой, намачивание
щетки, выдавливание зубной пасты на
зубную
щетку,
чистка
зубов,
полоскание
рта,
мытье
щетки,
закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищают носовой ход.
Расчесывают волосы. Моют уши.
Чистка
ушей.
Вытирание
ног.
Соблюдение
последовательности
действий при мытье и вытирании ног:
намачивание ног, намыливание ног,
смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение
последовательности
действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание
тела
водой,
намыливание частей тела, смывание
мыла, вытирание тела.
Обращение с
одеждой и
обувью

10

10

20

25

Узнают и различают предметы
одежды: пальто (куртка, шуба, плащ),
шапка, шарф, варежки (перчатки),
свитер (джемпер, кофта), рубашка
(блузка, футболка), майка, трусы, юбка
(платье), брюки (джинсы, шорты),
носки (колготки). Знание назначения
предметов
одежды.
Узнают
и
различают детали предметов одежды:
пуговицы (молнии, заклепки), рукав
(воротник,
манжеты).
Знание
назначения
деталей
предметов
одежды.
Узнавание
(различение)
предметов обуви: сапоги (валенки),
ботинки, кроссовки, туфли, сандалии,
8

тапки. Знание назначения видов обуви
(спортивная, домашняя, выходная,
рабочая). Различение сезонной обуви
(зимняя,
летняя,
демисезонная).
Узнавание (различение) головных
уборов (шапка, шляпа, кепка, панама,
платок). Знание назначения головных
уборов.
Различение
сезонных
головных уборов. Различение по
сезонам предметов одежды (предметов
обуви, головных уборов). Выбор
одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий. Различение видов
одежды (повседневная, праздничная,
рабочая,
домашняя,
спортивная).
Выбор одежды в зависимости от
предстоящего
мероприятия.
Различение сезонной одежды (зимняя,
летняя, демисезонная).
Учатся расстегивать и развязывать
липучки (молнии, пуговицы, ремня,
кнопки, шнурка). Снимают предметы
одежды (например, кофты: захват
кофты за край правого рукава,
стягивание правого рукава кофты,
захват кофты за край левого рукава,
стягивание левого рукава кофты).
Снимают обувь (например, ботинок:
захват рукой задней части правого
ботинка, стягивание правого ботинка,
захват рукой задней части левого
ботинка, стягивание левого ботинка).
Соблюдают
последовательность
действий при раздевании (например,
верхней одежды: снятие варежек,
снятие шапки, расстегивание куртки,
снятие куртки, расстегивание сапог,
снятие
сапог).
Застегивают
(завязывание)
липучки
(молнии,
пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Надевают предмет одежды (например,
брюк: захват брюк за пояс, вставление
ноги в одну брючину, вставление ноги
в другую брючину, натягивание брюк).
Обувание обуви (например, сапог:
захват двумя руками
голенища
правого сапога, вставление ноги в
сапог, захват двумя руками голенища
левого сапога, вставление ноги в
сапог).
Учатся
соблюдать
последовательность действий при
одевании
комплекта
одежды
9

(например:
надевание
колготок,
надевание футболки, надевание юбки,
надевание кофты). Контролируют свой
внешний вид. Различают лицевую
(изнаночную), переднюю (заднюю)
стороны одежды, верха (низа) одежды.
Учатся различать правый (левый)
ботинок (сапог, тапок). Учатся
выворачивать одежду.
Прием пищи

10

12

2

1

Учатся сообщать о желании пить.
Учатся пить через соломинку. Питье
из кружки (стакана): захват кружки
(стакана),
поднесение
кружки
(стакана) ко рту, наклон кружки
(стакана),
втягивание
(вливание)
жидкости в рот, опускание кружки
(стакана) на стол. Наливают жидкости
в кружку. Сообщают о желании есть.
Учатся есть руками. Учатся есть
ложкой: захват ложки, зачерпывание
ложкой пищи из тарелки, поднесение
ложки с пищей ко рту, снятие с ложки
пищи губами, опускание ложки в
тарелку. Учатся есть вилкой: захват
вилки, накалывание кусочка пищи,
поднесение вилки ко рту, снятие
губами с вилки кусочка пищи,
опускание вилки в тарелку. Учатся
есть использовать нож и вилку во
время приема пищи: отрезание ножом
кусочка пищи от целого куска,
наполнение
вилки
гарниром
с
помощью ножа. Учатся использовать
салфетки во время приема пищи.
Учатся накладывать пищу в тарелку.

Туалет

12

12

2

1

Учатся сообщать о желании
сходить в туалет.
Учатся
сидеть
на
унитазе
и
оправлению
малой/большой нужды.
Учатся
пользоваться
туалетной
бумагой.
Соблюдают
последовательность
действий в туалете (поднимание
крышки
(опускание
сидения),
спускание одежды (брюк, колготок,
трусов), сидение на унитазе/горшке,
оправление
нужды
в
унитаз,
пользование
туалетной
бумагой,
одевание одежды (трусов, колготок,
брюк), нажимание кнопки слива воды,
мытье рук.
10

Семья

19

17

3

2

Всего:

99

102

68

68

Учатся узнавать и различать членов
семьи. Учатся узнавать и различать
детей и взрослых. Определяют свою
социальную роль в семье. Различают
социальные роли членов семьи.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «Человек» включает:
учебники:
Матвеева Н.Б. и др. Мир природы и человека (в 2 ч), 3 кл Просвещение
Матвеева Н.Б. и др. Мир природы и человека (в 2 ч), 4 кл Просвещение
 предметные и сюжетные картинки,
 фотографии с изображением членов семьи ребенка;
 пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.
 видеоматериалы,
 презентации,
 мультипликационные фильмы иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
семейный альбом
 карточки с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания,
вырезания, наклеивания, составления альбомов.
 Компьютер.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-484-494-61-62, 8-484-494-62-23

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».